Ливан: о политических последствиях взрыва в порту Бейрута. Часть 1

Самым страшным днем Ливана в нынешнем году несомненно станет 4 августа, ознаменовавшееся взрывом в порту Бейрута, который принес этой небольшой ближневосточной стране огромные человеческие и финансовые потери. 4 августа в порту Бейрута произошел взрыв, в результате которого погибло  более 170 человек и было ранено свыше 4 тысячи человек. Помимо тотального уничтожения инфраструктуры порта произошли значительные разрушения в прилегающих районах Жмайзе и Мар Михаил, в результате которых 300 тысяч жителей Бейрута остались без крова. Эти христианские кварталы, населенные в основном маронитами, православными и армянами, долгое время были важным центром общественной и образовательной жизни ливанской столицы. Здесь , в частности расположены учебные корпуса Университета Сен-Жозеф. По какому-то странному стечению обстоятельств эти кварталы меньше всего пострадали во время гражданской войны 1975-1990 годов. В них сохранялись здания старой ливанской архитектуры, которые невозможно найти в других кварталах. Сейчас этим историческим районам нанесен непоправимый ущерб. Минимальный размер этого ущерба оценивается в 3 млрд долларов. Однако самым существенным уроном стало разрушение портового зернохранилища, лишившее страну запасов пшеницы. Учитывая, что зерно в Ливане импортируется из-за рубежа, а в стране разворачивается финансовый кризис, перед ливанским правительством встает непростая задача закупки новой партии продовольствия.

Причиной катастрофы в Бейрутском порту стал взрыв в ангаре №12, где хранилось 2750 тонн нитрата аммония. История этого смертоносного груза достаточно запутана. В Бейрут его доставило в 2013 году судно под молдавским флагом MV Rhosus, перевозившее нитрат аммония из Грузии в Мозамбик. Нитрат аммония может использоваться двояко: при производстве минеральных удобрений и взрывчатых веществ. Получателем груза была фирма Fábrica de Explosivos de Moçambique, зарегистрированная в Мозамбике. Судно Rhosus принадлежало российскому бизнесмену Игорю Гречушкину, постоянно проживающему на Кипре. За миллион долларов Гречушкин согласился доставить этот груз в Африку. По словам бывшего капитана судна Бориса Прокошина, судно было ветхой, полуисправной посудиной, которую Гречушкин купил у гражданина Кипра Харламбоса Маноли. Судно зашло в порт Бейрута для погрузки оборудования, предназначенного для Африки. Однако здесь оно было задержано за неуплату портовой пошлины. Его хозяин отказался выплачивать как пошлину, так и зарплату членам экипажа. В результате груз был конфискован и помещен в бейрутском порту. Это установленные факты. Далее имеются лишь гипотезы.

Например, руководитель бейрутского бюро газеты Asia Times Аллисон Тахмизиян Мьюз считает, что ангар №12 использовался движением «Хизбалла» для хранения взрывчатых веществ, из которых потом изготавливались боеголовки для ракет. Она считает, что взрыв последовал вслед за каким-то предметом, влетевшим в ангар. Возможно, это был беспилотник или ракета, спровоцировавшие взрыв смертоносного груза. Интересно, что уже 5 августа президент США Дональд Трамп заявил журналистам, что это был не естественный, а спровоцированный взрыв, «Бомба одним словом. Об этом мне сказали наши генералы». Этой версии противоречит то обстоятельство, что ни кто не взял на себя ответственность за взрыв. Израиль не принял на себя ответственность, а «Хизбалла», привыкшая во всем обвинять Израиль, в этот раз заявила, что взрыв произошел по естественным причинам. Профессор Американского университета в Бейруте, автор книги «История современного Ливана» Карим Траблуси полагает, что катастрофа стала результатом вопиющей халатности и безответственности, также как и банковский кризис, прошлогодние лесные пожары и постоянные перебои с подачей электроэнергии. Лидер движения «Хизбалла» Хасан Насралла отметил, что его партия никогда не имела складов оружия в порту Бейрута, а  сам порт де-факто контролируется коммерсантами из суннитской общины.

Однако вне зависимости от того, что стало причиной взрыва, нападение или халатность, катастрофа в бейрутском порту уже взывала крайне негативные политические последствия для Ливана. Обстановка в стране, уже находившаяся на грани политического взрыва, окончательно дестабилизировалась. 8 августа подали в отставку ряд депутатов ливанского парламента: три депутата от партии «Катаиб», генсек которой Назар Гаджарян погиб в результате взрыва, депутат от Прогрессивно-социалистической партии Мерван Хамаде и Пола Якубиян. Одновременно с этим начались отставки министров ливанского правительства. Еще до катастрофы в порту, 30 июля подал в отставку министр иностранных дел Ливана Насиф Хитти. 7-9 августа объявили о своей отставке министр юстиции Мари-Клод Наджм, министр информации Маналь Абдель Самад и министр по делам окружающей среды Дамьен Каттар. 11 августа правительство Ливана в полном составе объявило об отставке. Одновременно в стране вновь активизировалось протестное движение. В ночь с 8 на 9 августа в ливанской столице состоялись массовые демонстрации и акции протеста. Протестующие заняли и разгромили штаб-квартиру Ассоциации ливанских банков, Министерства энергетики и Министерства иностранных дел. Одновременно президент Ливана Мишель Аун заявил о том, что еще в конце июля ему доложили о неудовлетворительной ситуации в порту, включая хранение большого количества нитрата аммония. При этом то обстоятельство, что президент не принял необходимых мер, уже послужило поводом для требований о его отставке.

В этой связи многие политические эксперты в Ливане, близкие к «Хизбалле», выражают опасения, что взрыв в порту может быть использован прозападными силами в качестве повода вначале для отставки правительства, затем президента, а потом и парламента с целью в дальнейшем ввести в стране внешнее международное управление. Они отмечают, что правительство Хасана Диаба с самого начала было обречен на отставку. Если бы не было взрыва,  поводом для его падения могли бы стать непопулярные экономические реформы, которые любой кабинет министров вынужден был проводить в текущей ситуации. Одновременно аналитики  предполагают, что составной частью «исправительных» реформ, которые предложат противники  «Хизбаллы» должно стать разоружение вооруженных формирований этого движения.

Здесь необходимо отметить визит в Бейрут, который осуществил 6 августа президент Франции Эммануэль Макрон. Интересно, что в первый день своего пребывания в Ливане Э.Макрон даже не встретился с официальными лицами страны, а прибыл непосредственно на место катастрофы и общался с жертвами взрыва и протестующими ливанцами. Э.Макрон пообещал содействовать выделению средств для Ливана, предусмотренных на конференции CEDRE. Однако он обусловил это проведением международного расследования в порту и проведением «глубоких, очень глубоких изменений в ливанской политике». Силы, связанные с Коалицией 8 марта насторожены еще двумя обстоятельствами. Во-первых, пропагандистская кампания против «Хизбаллы» и ее союзников становится еще более агрессивной. На одном из митингов демонстрировалось виртуальное «повешение» шейха Хасана Насраллы. Во-вторых, под предлогом предоставления помощи ливанскому народу к побережью этой страны стягиваются корабли ВМС стран НАТО. 6 августа министр обороны Великобритании Бен Уоллес заявил о том, что вооруженные силы его страны  помогут Ливану восстановить бейрутский порт. При этом в территориальные воды Ливана был направлен крейсер Enterprise и другие корабли британских ВМС.

62.81MB | MySQL:102 | 0,602sec