Размышления о договоре о нормализации отношений между ОАЭ и Израилем. Часть 2

Интересно, что, несмотря на то, что Израиль и ОАЭ рассматривают Иран в качестве стратегического противника, в опубликованной декларации нет ни слова о совместном противодействии Ирану. Руководство ОАЭ не хочет дразнить могущественного соседа. Политику диалога с Ираном Абу-Даби начал еще в августе 2019 года, когда представительная делегация ОАЭ посетила Тегеран для переговоров по укреплению мер доверия в зоне Персидского залива. Этому предшествовали нападения на танкеры в Шардже, которые были приписаны йеменским хоуситам. Отход ОАЭ от политики конфронтации по отношению к Ирану стал еще более зримым после ракетных обстрелов объектов саудовского ТЭК в сентябре прошлого года.

Таким образом, если соглашение о примирении и закончится образованием эмиратско-израильского блока, то его острие будет направлено не против ИРИ, а против альянса Турции и Катара. В последние годы Турция, поддерживающая «Братьев-мусульман» и движение ХАМАС, превратилась в стратегического противника Израиля. Одновременно «Братья-мусульмане» и поддерживающие их Доха и Анкара являются основным врагом ОАЭ. С турецкой точки зрения, опасность Израиля и ОАЭ заключается в том, что обе эти региональные державы поддерживают курдов, особенно СДС в Северной Сирии, которые Анкара рассматривает в качестве филиала террористической организации РПК. Одновременно президент Р.Т.Эрдоган убежден в том, что именно ОАЭ стояли за неудачной попыткой переворота 15 июля 2016 года. Масштабное геополитическое соперничество между Турцией и ОАЭ разворачивается в настоящее время в Ливии.

В связи с этим неудивительно, что подписание соглашения между Израилем, ОАЭ и США вызвало резко отрицательную реакцию турецкого правительства.  В своем первом заявлении по поводу израильско-эмиратской мирной сделки Реджеп Тайип Эрдоган отметил возможность приостановления дипломатических отношений с ОАЭ или снижения их уровня. «Я дал указания министру иностранных дел. Я сказал, что мы можем приостановить отношения или отозвать нашего посла из Абу-Даби», — заявил турецкий президент. Для Турции, Катар и Ирана нормализация отношений между Израилем и ОАЭ стала настоящим подарком судьбы, позволяющим этим странам позиционировать себя единственными защитниками палестинского дела в регионе. В заявлении МИД Турции говорится: «История и совесть народов региона не забудут и не простят лицемерного поведения ОАЭ, предавших палестинское дело ради собственных узких интересов». Далее МИД Турции констатирует: «Чрезвычайное беспокойство вызывает то, что ОАЭ своими односторонними действиями подрывают план мирного урегулирования, предложенный в 2002 году Лигой арабских государств (план короля Абдаллы – авт.). Трехсторонняя декларация никоим образом не идет на пользу палестинскому делу». В свою очередь МИД Ирана охарактеризовало соглашение между Израилем и ОАЭ как «стратегическое безумие».   В заявлении МИД ИРИ говорится: «Кинжал, который ударил в спину палестинскому народу и всем мусульманам региона, будет послан назад. Этот удар лишь усилит ось сопротивления, укрепив ее единство и солидарность против сионистского режима и реакционных правительств в регионе».

Ощутимая выгода, полученная правительством ОАЭ от сделки с Израилем, состоит в возможности покупать сверхсовременные виды оружия американского производства, которые ранее были зарезервированы исключительно для Израиля. Автор сайта Института Ближнего Востока Л.Ю.Жидкова отмечает, что на встрече с журналистами в среду Д.Трамп сообщил, что Вашингтон рассматривает возможность продажи ОАЭ американских истребителей-бомбардировщиков F-35. Более того, президент США, уточнил, что в Абу-Даби выражают заинтересованность в покупке большого количества самолетов. По его словам: «у них есть деньги, и они готовы заказать немало F-35». Возможность пересмотра сделки, возражения против которой ранее неоднократно высказывали в Иерусалиме на официальном уровне, в свою очередь, возникла вследствие шагов по нормализации отношений между Израилем и ОАЭ.  Премьер-министр Израиля Б.Нетаньяху, реагируя на события, сообщил, что государство не изменило своей линии в отношении поставок F-35 в ОАЭ. Аналогичную позицию занял и министр обороны  Б.Ганц, сославшись на необходимость убедиться, что тем самым «безопасность страны не была подорвана». Впрочем, в израильских СМИ появились сообщения, согласно которым, Б.Нетаньяху, проконсультировавшись лишь с узким кругом доверенных лиц, дал добро на выполнение условий ОАЭ, выдвинутых для продвижения официального сотрудничества, при этом не поставив в известность министров обороны и иностранных дел Б.Ганца и Г.Ашкенази (1).

Однако помимо стремления обновить свой арсенал у руководства ОАЭ есть и еще одна веская причина вступить в стратегическое партнерство с Израилем. Это неуверенность в завтрашнем дне, базирующаяся на постепенном сокращении американского присутствия в регионе, вероятности прихода к власти в США после президентских выборов демократической администрации и неясности перспектив основного союзника ОАЭ – наследного принца Саудовской Аравии Мухаммеда бен Сальмана (МБС). В Абу-Даби сомневаются, что в случае победы демократов Джо Байден будет также поддерживать Мухаммеда бен Сальмана, как это делает Дональд Трамп. Настораживающим моментом в развитии американо-саудовских связей является и поддержка Госдепартаментом США  иска, который подал против МБС в американский суд один из бывших руководителей Управления общей разведки (УОР) Саудовской Аравии Саад аль-Джабри, проживающий ныне в Канаде. Саад аль-Джабри в прошлом являлся одним из основных партнеров спецслужб США в борьбе против терроризма, вероятно, является одновременно и агентом ЦРУ США.  Ныне саудовский экс-разведчик протестует против насильственного удерживания саудовским правительством двух его детей и брата, пожелавших выехать к нему в Канаду. Известное беспокойство в ОАЭ взывает и то, что кандидат от Демократической партии Джо Байден пообещал отказаться от поддержки войны, которые ведут КСА и ОАЭ в Йемене.

Однако главным поводом беспокойства для элиты ОАЭ является неминуемое снижение удельного веса нефтедобывающих аравийских монархий в политике и экономике Ближнего Востока. Известный британский журналист и писатель Патрик Кокберн, работающий в регионе в течение 30 лет, пишет по этому поводу: «Определяющим фактором является то, что между 2012 и 2020 годами нефтяные доходы ближневосточных производителей упали с одного триллиона до 300 миллиардов долларов, то есть на две трети. Ирония судьбы заключается в том, что в то время как нефтяная монархия ОАЭ поигрывает мускулами, нормализуя отношения с Израилем, ее экономический мир рушится. Когда население растет, и молодые люди приходят на рынок труда, требуется все больше и больше денег для того, чтобы поддерживать порядок и безопасность в обществе. Однако ресурсов становится все меньше. Эти перемены имеют революционное значение, так как неписаный общественный договор между управляющими и управляемыми рушится. Ближний Восток, ослабленный войнами и скверным управлением, вряд ли сможет справиться с грядущим землетрясением» (2). В этих условиях элита ОАЭ надеется на то, что израильская экономика, особенно бурно развивающийся сектор высоких технологий, представит хорошее направление для инвестиций из ОАЭ и снизит риски для экономики этой страны.

Таким образом, соглашение, подписанное между Иерусалимом и Абу-Даби, вряд ли трансформируется в ближайшее время в серьезный геополитический альянс. Почти наверняка израильтяне не окажут новому союзнику серьезную помощь в конфликтах в Йемене и в Ливии. Для этого у израильтян слишком много других забот. Вряд ли в ближайшее время возможно и присоединение к этой дипломатической инициативе других арабских государств, включая КСА. Тем не менее, для ОАЭ данный договор является дополнительной гарантией для своих политических позиций и влияния. Одновременно данное соглашение выгодно как для ОАЭ, так и для Израиля в экономическом плане. Для ОАЭ это возможность диверсифицировать свою экономику, а для Израиля – привлечь инвестиции богатой аравийской монархии.

  1. http://www.iimes.ru/?p=72336
  2. https://www.counterpunch.org/2020/08/17/the-decline-in-power-of-the-oil-states/
62.22MB | MySQL:101 | 0,534sec