Что стоит за попыткой изменения израильского Закона о Возвращении

Закон о Возвращении, предоставляющий право на получение израильского гражданства любому еврею, стал первым законом, принятым возрожденным в 1948 году независимым еврейским государством. С 1950-х годов в Израиле велись споры по поводу того, кого следует считать евреем. Закон о Возвращении в принципе был определен в качестве светского закона, однако религиозные партии настаивали на том, что критерием определения еврейства стало религиозное еврейское право – Галаха. А Галаха определяет в качестве евреем тех, кто либо родился от еврейской матери, либо прошел процедуру принятия иудаизма («гиюр»). Дети еврейских отцов от нееврейских матерей в случае, если они не прошли гиюра, не считаются евреями. Тем более не считаются евреями те, у кого евреем был лишь дед.

В итоге всех этих споров за основу определения еврейства для нужд Закона о Возвращении была принята Галаха, но в 1970 году была принята поправка к Закону, официально распространившее его действие на внуков евреев. При этом был упомянут тот факт, что, хотя, согласно Нюренбергским законам, принятым нацистами, внуки евреев не полежали обязательному уничтожению в отличие от чистокровных евреев и евреев наполовину, они ущемлялись в правах, и в дальнейшим их предполагалось подвергнуть их принудительной стерилизации. Предполагалось, что таким образом Закон о Возвращении станет зеркальным отражением Нюренбергским законам и предоставит убежище тем, кто подвергался преследованиям за его связь с еврейским народом.

На основании упомянутой поправки к Закону о Возвращении, начиная с 1990-х годов в Израиль прибыли десятки тысяч семей и бывшего СССР. Поскольку процедура  гиюра была резко усложнена захватившими в середине 1990-х годов контроль над Главным Раввинатом религиозными ультраортодоксами, большинство таких репатриантов гиюра не прошла. В ходе последних избирательных кампаний сефардская ультраортодоксальная религиозная партия ШАС и ашкеназский ультраортодоксальный религиозный блок «Еврейство Торы» активно использовали в своей пропаганде обвинения в адрес репатриантов из бывшего СССР в том, что они сплошняком «гои, коммунисты и христиане». В несколько более умеренной форме этим же занимались пропагандисты возглавляемой премьер-министром Биньямином Нетаньяху израильской партии власти Ликуд.

На этом фоне велось много разговоров об изменении Закона о Возвращении с тем, чтобы «остановить поток гоев», прибывающих в Израиль. Практической возможности принять такую поправку не было и нет, потому что, несмотря на явную направленность пропаганды такого рода именно против русскоязычных израильтян и против возглавляемой депутатом Кнессета Авигдором Либерманом правой партии «Наш дом – Израиль» (НДИ), опирающейся в первую очередь на русскоязычный электорат, смешанные браки широко распространены и в других община еврейской диаспоры. В частности в США.

Но вот в начале текущей недели депутат Кнессета Бецалель Смотрич, представляющий находящийся в оппозиции религиозно-сионистский блок «Ямина» действительно выдвинул законопроект об отмене «пункта о внуках» в Законе о Возвращении. Это вызвало большой шум в израильских СМИ и в социальных сетях. В среду в Кнессете состоялось обсуждение данного предложения. Депутаты от ШАС и «Еврейства Торы» предпочли покинуть во время него зал пленарных заседаний. Так же поступили и товарищи Бецалеля Смотрича по фракции «Ямина», депутаты Нафтали Беннет, Аелет Шакед и Матан Кахане. Депутаты от остальных еврейских партий (антисионистский блок Объединенный арабский список выступает за отмену Закона о Возвращении вообще) как коалиции, так и оппозиции не поддержали законопроект Бецалеля Смотрича.

Представление своего законопроекта депутат Бецалель Смотрич начал с цитаты из видения пророка Иезекиила, подчеркивая тем самым «эпохальность» его предложения. После этого он обратился с трибуны Кнессета к депутатам от ультраортодоксальных партий, которые покинули зал пленарных заседаний: «Нет проблемы. Убегайте от того, чтобы спасти еврейскую идентичность государства». После этого, обращаясь к депутатам от возглавляемой министром обороны и «альтренативным премьер-министром» Биньямином (Бени) Ганцем центристской партии «Бело-голубых», депутат Смотрич сказал: «Вы знаете, что это напрашивающаяся историческая поправка – отменить пункт внука. Используйте возможность того, что Лапид (лидер находящегося в оппозиции центристского блока «Еш атид» – ТЕЛЕМ Яир Лапид – В.Ч.) и Либерман, ненавидящие иудаизм не находятся в коалиции».

Председатель правящей коалиции депутат Михаэль (Мики) Зоар (Ликуд) сказал на это депутату Бецалелю Смотричу: «Ты (в иврите нет обращения на вы – В.Ч.) разжигаешь ненависть». Это замечание вызвало полную оскорблений перепалку между Смотричем и депутатами от Ликуда.

Затем слово взял председатель оппозиции депутат Яир Лапид. В частности, он сказал: «Депутат Смотрич, если уж ты начал с пророка Иезекиила, то ты в дополнение к всем бедам еще и ничего не понимаешь в иудаизме. Ты еще и расист, и невежда. Ты ничего не понимаешь в историческом опыте еврейского народа. Тебе кажется, что ты будешь определять нам, что такое еврейский народ и кто такие евреи. (…) Эти внуки (евреев – В.Ч.), которые приехали из СССР и служат в ЦАХАЛе, делаю для государства больше всех твоих раввинов вместе взятых».

Депутат Авигдор Либерман обвинил Бецалеля Смотрича в том, что он оскорбляет не только конкретных людей, но и Имя Господне. «Все, что делает Смотрич, — это нанесение ущерба иудаизму, — заявил он среди прочего Где Нафтали Беннет (лидер блока «Ямина» – В.Ч.)? Где (Аелет – В.Ч.) Шакед? Они говорят от имени либерализма. Что это за либерализм? Почему они не находятся здесь и дали тебе нести здесь эту ахинею?».

В итоге депутат Бецалель Смотрич принял предложение лидера партии ШАС, министра внутренних дел Арье Дери не проводить голосование по законопроекту, а перенести данный вопрос на обсуждение министерской комиссии по законодательству.

То, что законопроект такого рода не может быть принят Кнессетом, было очевидно в Израиле всем, включая самого депутата Бецалеля Смотрича. Возникает вопрос: зачем же он тогда выдвигал этот законопроект? Следует подчеркнуть, что он отнюдь не базарный хам в стиле заместителя министра финансов Ицхака Коэна (ШАС), который ненавидит всех репатриантов из бывшего СССР уже за то, что они говорят с русским акцентом и не скрывает этого. Стоит напомнить, что после недавней расистcкой выходки Ицхака Коэна, когда тот принялся оскорблять депутата Кнессета Алекса Кушнира (НДИ) и вообще всех репатриантов из бывшего СССР, именно депутат Бецалель Смотрич, поднялся на трибуну, чтобы от имени старожилов извиниться перед русскоязычными репатриантами.

Бецалелем Смотричем двигали в данном случае узко электоральные интересы. Он – «хардальник» («хареди дати леуми» – ультраортодоксальный религиозный сионист). Хардальники, в отличие от ультраортодоксов, служат в армии (многие из них — в боевых частях) и работают. При этом они, в отличие от обычных религиозных сионистов, любят заимствовать у ультраортодоксов разные дополнительные строгости при выполнении заповедей. Бецалель Смотрич представляет в блоке «Ямина» маленькую партию «Ихуд леуми», опирающуюся главным образом на хардальников и во много расходящуюся с либерально-религиозной партией «Новые правые», возглавляемой Нафтали Беннетом. Депутаты от этой партии не стали мешать Бецалелю Смотричу выдвигать его законопроект, но сами его не поддержали.

Соответственно нравам своего электората, Бецалель Смотрич сформулировал призыв к отмене пункта о внуках в Законе о Возвращении интеллигентно. Мол, «любим репатриантов, заботимся о еврейском народе». Потому и не хотим больше пускать внуков евреев. Чтобы сохранить еврейский характер Государства Израиль. А тех, кто уже приехал, по словам Бецалеля Смотрича «надо приближать» (к иудаизму) и сделать им гиюр.

В воздухе пахнет выборами. Бецалель Смотрич хочет привлечь к себе внимание. Хардальников недостаточно, чтобы они могли провести в Кнессет свой собственный список. Однако «Ихуд леуми» может попытаться усилить свои позиции внутри блока «Ямина». Тот факт, что депутаты от ШАС и «Еврейства Торы» не поддержали законопроект депутата Смотрича, поможет ему, по его мнению, «вернуть» себе голоса тех хардальников, которые по тем или иным причинам голосуют за ультраортодоксальные партии. Однако если смотреть на ситуацию шире, то выходка Бецалеля Смотрича может нанести серьезный электоральный ущерб блоку «Ямина», превращающегося в альтернативу Ликуду в качестве основной правой партии Израиля. Религиозный радикализма Бецалеля Смотрича может оттолкнуть от блока, в который входит его партия, светских и умеренно религиозных избирателей. Таким образом, косвенным образом депутат Бецалель Смотрич сыграл на руку Ликуду, который не без оснований видит в блоке «Ямина» своего основного конкурента.

62.83MB | MySQL:102 | 0,529sec