В Израиле анализируют итоги промежуточного разрешения политического кризиса

Большинство политических обозревателей в Израиле расценивают отсрочку выборов на 120 дней как политическую «ничью». Достигнутый компромисс достаточно абсурден:  проект госбюджета принимается на два года, когда первый год уже фактически закончился.

Зато каждый из лидеров правящих партий утверждает, что он настоял на своем и не уступил другому: в окружении Ганца говорят о том, что в конце декабря будет принят двухгодичный бюджет (на 2020 и 2021 годы). В окружении Нетаньяху заявляют, что в реальности бюджет будет одногодичным, так как на момент его принятия, до конца 2020 года останется не более недели.

Опрос, проведенный Panels Politics для издания «Маарив» опубликованный 27 августа показывает, что граждане Израиля склонны считать разрешение коалиционного кризиса победой премьер-министра. Победителем его назвали 36% опрошенных и лишь 8% считают победителем Ганца.

Но все же среди политических экспертов много тех, кто уверен, что данную ситуацию можно расценить как «ничью в пользу Ганца». Политический эксперт издания «Гаарец» Йоси Вертер считает, что «Нетаньяху поднял белый флаг». Автор пишет о том, что 24 августа, перед тем, как Ликуд и «Кахоль-лаван» пришли к формальному компромиссу по вопросу бюджета, Нетаньяху, который серьезно опасается назначения следующего государственного прокурора, выступил со следующим требованием: «прежде, чем Кнессет проголосует по компромиссному законопроекту депутата Цви Хаузера об отсрочке принятия госбюджета, кабинет проведет голосование по вопросу предоставления равного представительства Ликуда и «Кахоль-лаван» в комиссии по назначениям». «То есть, какой бы кандидат ни был представлен на утверждение министру юстиции, он должен быть утвержден Ганцем и его партией, а также премьер-министром, которому предъявлены обвинения во взяточничестве, мошенничестве и злоупотреблении служебным положением. Если они не согласятся, постоянного госпрокурора не назначат»,— поясняет Вертер.

«Кахоль-лаван» наотрез отказалась принимать данное условие. В ответ Ликуд пригрозил пойти на выборы, мотивируя это ложным аргументом, будто речь идет о нарушении коалиционного соглашения. «Ганц проявил похвальную непримиримость. Ультраортодоксальные партии заявили Нетаньяху, что они поддерживают предложение Хаузера. Когда Нетаньяху понял, что ответственность за роспуск Кнессета и объявление новых выборов, когда страна переживает эпидемию и беспрецедентный экономический кризис, ляжет на него – обвиняемого, который хочет сам себе назначить прокурора – он пошел на попятный», — пишет эксперт.

Политический обозреватель Равив Друкер уверен, что «ничьей» между политическим тяжеловесом Нетаньяху и политическим новобранцем Ганцем не могло быть по определению. «Силы сторон были заведомо неравны, и партнеры Нетаньяху по «чрезвычайному правительству» скоро осознали, что не в силах заставить премьер-министра выполнять коалиционное соглашение. «Кахоль-лаван» оказались перед катастрофической альтернативой: либо разгром на выборах, либо безоговорочная капитуляция перед всеми требованиями Нетаньяху»,— пишет эксперт в публикации в своём блоге. «Биби был уверен, что его партнеры предпочтут капитуляцию бесславной политической смерти, — и ошибся»,— добавляет он. По мнению Друкера, Ганц выдержал давление и вынудил Нетаньяху отступить, потому что для него, в отличие от премьер-министра, политическая смерть не оказалась неприемлемым выбором — «для Ганца, в отличие от Нетаньяху, уход из политики — не конец жизни».

В итоге, как утверждает Друкер, премьер-министр не получил ни гарантий на случай отстранения от должности после начала суда (в виде закона об автоматическом роспуске Кнессета в случае отстранения Нетаньяху до завершения каденции или в случае, если БАГАЦ признает незаконным назначение подсудимого «сменным премьер-министром»), ни возможности контролировать назначения государственного прокурора и начальника полиции.

На данном этапе в Израиле существует консенсус о том, что угроза выборов не миновала, а лишь отложена. Поэтому в ближайшие сто дней все партийные деятели постараются работать не на благо страны, а на свой будущий электоральный рейтинг.

Вероятнее всего в ближайшей перспективе в политической сфере в Израиле будет множество популистских решений, громких заявлений и обещаний, обвинений и обличений соперников, новые скандалы с широким освещение в СМИ, с целью оттенить предстоящий процесс над Нетаньяху. И, однозначно, новый виток разногласий вокруг бюджета, который будет принят или не принят в зависимости от того, хорошо ли это для нынешнего премьера.

Можно предположить, что через 4 месяца Израиль ждет очередной глубочайший политический кризис, выйти из которого будет сложнее, чем из минувшего.

Как бы то ни было, в ходе условно завершившегося коалиционного кризиса Ликуд и его лидер открыто признали, что Нетаньяху не намерен исполнять соглашение о ротации и отдавать пост премьер-министра Ганцу будущей осенью. Если к концу года премьер-министр почувствует, что ситуация в стране позволяет ему твердо рассчитывать на победу, он не замедлит развалить коалицию и пойти на выборы в марте 2021 года. То есть, как уже говорилось, правительство продолжит функционировать в режиме перманентной предвыборной кампании до тех пор, пока его главой остается Биньямин Нетаньяху.

В то же время Бени Ганц получает возможность вовлечь премьер-министра в политическую ловушку: Для того, чтобы сохранить за собой пост главы правительства и на время предвыборной кампании, Нетаньяху должен будет спровоцировать развал коалиции именно по вопросу госбюджета. Во всех остальных случаях, он обязан будет уступить Ганцу пост главы правительства.

52.29MB | MySQL:106 | 0,668sec