Американские эксперты о внутриполитической ситуации в Тунисе

Президиум Ассамблеи народных представителей (однопалатного парламента) Туниса принял во вторник 25 августа решение провести голосование по утверждению нового состава правительства на пленарном заседании 1 сентября. Об этом сообщил информационный портал «Бизнес ньюс». Новый кабинет министров, сформированный назначенным премьер-министром Хишамом Мешиши и представленный вечером 24 августа президенту республики Каису Саиду, сможет приступить к исполнению своих обязанностей лишь в том случае, если его одобрит абсолютное большинство депутатов парламента (109). В случае, если парламент не утвердит новый состав кабмина, президенту республики конституцией предоставляется право распустить законодательный орган и объявить досрочные выборы. В состав нового кабинета министров Тунисской Республики вошли 25 министров и 3 государственных секретаря. Все кандидаты на министерские портфели не принадлежат к политическим партиям и выступают в качестве независимых политиков. Президент Туниса Каис Саид поручил Хишаму Машиши сформировать новый кабинет министров после того, как премьер-министр Элиас Фахфах, возглавлявший правительство менее полугода, подал 15 июля прошение об отставке из-за выдвинутых против него обвинений в конфликте интересов.
Как полагают американские эксперты, третья попытка политической элиты Туниса сформировать правительство менее чем за год вряд ли разрешит дисфункциональную внутриполитическую борьбу, которая уже привела к отставке двух последних правительств, оставив его лидеров неспособными или не желающими проводить реформы, необходимые для смягчения углубляющегося экономического кризиса в стране. Даже если предложенное Мешиши правительство будет одобрено сильно расколотым парламентом страны, глубоко укоренившееся партийное соперничество Туниса гарантирует, что для повышения реальной эффективности фактического управления будет сделано очень мало, ослабляя способность страны обеспечить столь необходимое сейчас внешнее финансирование, а также служить образцом торжества принципов западной демократии в арабском мире. Крайне поляризованный политический климат Туниса однозначно поставит его следующее правительство под угрозу быстрой отставки, что приведет к еще одному раунду выборов в соответствии с конституцией Туниса, а также к еще большему политическому застою. Нынешний вакуум власти является результатом раскола политического спектра Туниса между светскими и исламистскими партиями, что дает последним больше власти, чем это характерно для других арабских стран. Законодатели разделились во мнениях относительно того, следует ли формировать новое правительство, которое придерживается чисто партийной линии, или технократическое правительство, которое будет сосредоточенно на финансовых и экономических реформах (что рискует вызвать критику со стороны ряда политических партий в парламенте, которые будут чувствовать себя отстраненными от принятия решений). Отражая демографию страны, демократическая политическая система Туниса препятствует линейному принятию политических решений, что гарантирует, что различные фракции Туниса останутся сильно поляризованными в среднесрочной перспективе. Исламистская партия «Ан-Нахда» использовала свое влияние в парламенте, чтобы заставить уйти в отставку  правительство Фахфаха, и сохраняет  политическую силу, чтобы сделать это снова о следующим правительством Мешиши. Большинство светских противников «Ан-Нахды» в настоящее время формируют альянс, чтобы ослабить власть исламистской партии, но расходятся во мнениях о преимуществах формирования беспартийного, технократического правительства.
Низкие темпы экономического роста, высокая инфляция и растущая безработица будут продолжать негативно влиять на экономику Туниса, поскольку правительство не сможет провести структурные реформы через разделенный парламент страны. Проведение и реализация структурных реформ, таких как сокращение высоких государственных зарплат в стране и увеличение сбора налогов, потребует участия и сотрудничества между соперничающими политическими фракциями страны. Однако это крайне маловероятно, поскольку подобные реформы непопулярны как среди тунисских избирателей, так и среди профсоюзов. Продолжающаяся неспособность Туниса провести структурные экономические реформы также подорвет его способность получать полезное финансирование от Международного валютного фонда (МВФ). Как полагают эксперты, уход премьер-министра Э.Фахфаха 15 июля приведет к задержке выплаты двух важнейших траншей жизнеобеспечения страны от Международного валютного фонда (МВФ) и Европейской комиссии на общую сумму более 1 млрд долларов. Тунис обсуждал с МВФ новую финансовую сделку еще до того, как двойной экономический и политический кризис в стране принял худший оборот. В марте МВФ отменил соглашение о предоставлении расширенного финансирования с намерением начать последующее соглашение, как только кризис COVID-19 утихнет. Решение президента Кайса Сайеда отправить в отставку главу правительства, который занял этот пост только в феврале, застало врасплох представителей МВФ в Тунисе, не говоря уже о его штаб-квартире в Вашингтоне. Финансовое учреждение надеялось выпустить в июле или августе транш в 400 млн долларов, обещанных в марте в качестве быстрого финансового инструмента, чтобы помочь Тунису справиться с кризисом COVID-19. Теперь, когда должен быть назначен новый премьер-министр, вряд ли министр финансов Низар Яиче и министр международного сотрудничества Селим Аззаби успеют закрыть это дело. ЕС также планировал предоставить Тунису финансовую помощь в размере 600 млн евро, чтобы опять же преодолеть последствия пандемии. Но Брюссель на сегодня в Тунисе на также остался без партнеров по переговорам с тунисской стороны, что фактически заблокировало эти консультации на неопределенный срок. Тунис в течение многих лет полагался на финансирование МВФ, Всемирного банка и других международных финансовых доноров для оплаты своих государственных служащих. Теперь вполне возможно, что он уже не сможет выплачивать им жалованье уже в августе. В Тунисе самый высокий уровень заработной платы среди стран Ближнего Востока и Северной Африки, и правительство продолжает использовать занятость в государственном секторе в качестве средства обеспечения стабильности и борьбы с латентной безработицей. Проблемы с государственным долгом стали при этом настолько серьезными, что Тунис пытается сейчас пересмотреть свои долговые обязательства с основными двусторонними кредиторами, такими как Саудовская Аравия и Франция. В настоящее время ожидается, что дефицит бюджета тунисского правительства достигнет 5% процентов ВВП к концу 2020 года — по сравнению с 3%, прогнозируемыми до пандемии, которая оказала пагубное воздействие на важнейшие доходы от туризма и услуг. Отсутствие у правительства финансовых средств и политической воли для выполнения своего обещания создать больше рабочих мест на местном уровне означает, что повторение дестабилизирующих протестов вероятно и в ближайшей перспективе. В 2017 году протестующие на юге Туниса достигли соглашения с правительством о прекращении блокады нефтяных и газовых месторождений в регионе. В обмен на это правительство обязалось нанимать больше местных жителей на нефтегазовые проекты или государственные должности. Но в последующие годы правительство в значительной степени не выполнило этого обещания, оставив открытым потенциал для возобновления беспорядков среди разочарованных местных жителей в южных и центральных районах Туниса, таких как Камур, Татауин, Гафса и Ремада. Выполнение всего объема соглашения 2017 года обошлось бы в первоначальные 28 млн долларов. Но правительство также опасалось, что это создаст циклические и растущие издержки, поскольку будущие поколения ожидают аналогичного уровня занятости, что сохранить без дополнительных серьезных субсидий фактически нереально.

62.92MB | MySQL:104 | 1,230sec