О проблемах в развитии отношений в области безопасности между Израилем и ОАЭ

Израиль и ОАЭ договорились создать совместный комитет для сотрудничества в банковской и финансовой сферах. Об этом во вторник 1 сентября сообщило агентство Рейтер. По его данным, соответствующая договоренность была достигнута на встрече делегаций двух стран в Абу-Даби. По словам премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху, которого цитирует агентство, страны таким образом стремятся наладить «сотрудничество в сфере финансовых услуг и устранить барьеры для инвестиций», в том числе и совместных. Как в свою очередь сообщила в «Твиттере» пресс-служба правительства эмирата Абу-Даби, представители ОАЭ и Израиля на встрече «изучили взаимовыгодные области сотрудничества, акцентировав особое внимание на инновациях и технологиях», а также обсудили планы двустороннего инвестиционного партнерства. Президент США Дональд Трамп 13 августа сообщил, что Израиль и ОАЭ достигли соглашения о полной нормализации двусторонних отношений. Согласно договоренностям, Израиль приостановит распространение своего суверенитета на еврейские поселения на Западном берегу реки Иордан, что предусмотрено американским планом урегулирования палестино-израильского конфликта. Делегации Израиля и ОАЭ могут уже в скором времени подписать двусторонние соглашения, в том числе об инвестициях, туризме, безопасности, телекоммуникациях, технологиях, энергетике, здравоохранении, культуре, окружающей среде и взаимном учреждении посольств. В этой связи надо отметить, что желание Объединенных Арабских Эмиратов одновременно модернизировать свои оборонные связи с Израилем и Соединенными Штатами, вероятно, вызовет политические противоречия в обеих странах, хотя выгоды от более глубокого сотрудничества в области безопасности с Абу-Даби, скорее всего, получат большую поддержку в Израиле, чем в США. 25 августа министр обороны Израиля Бени Ганц и его эмиратский коллега Мухаммед аль-Баварди, как сообщается, обсудили возможное сотрудничество в области безопасности в первом публично известном телефонном разговоре  с тех пор, как стороны договорились нормализовать отношения. Разговор состоялся на следующий день после того, как Объединенные Арабские Эмираты отменили запланированную трехстороннюю встречу с Соединенными Штатами и Израилем в ответ на публичное возражение премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху против возможной продажи Абу-Даби американских истребителей F-35. Ожидаемая оружейная сделка между Соединенными Штатами и Объединенными Арабскими Эмиратами, как сообщается, была частью переговорного процесса по соглашению о нормализации отношений между Израилем и ОАЭ при посредничестве США. В этой связи надо отметить, что нынешнее правительство Израиля разделилось по вопросу о том, следует ли предоставить ОАЭ доступ к таким истребителям и другим передовым вооружениям, а Нетаньяху, как сообщается, ведет переговоры о продаже США ОАЭ самолетов F-35, в частности, без  участия Ганца. Большинство правоцентристских политиков Израиля, таких как члены партии  Ликуд, выступают против продажи передовых вооружений даже «умеренным» арабским государствам Персидского залива, опасаясь, что оружейные системы или технологии могут попасть в руки антиизраильски настроенных политиков. Израильское руководство придерживается политики качественного военного превосходства Израиля (QME).
Как полагают американские эксперты, возможная новая администрация США после ноябрьских выборов может не заблокировать, но сократить объемы продажи США современного оружия ОАЭ. США, в случае избрания   президентом кандидата  от Демократической партии Джо Байдена, или Конгресс, контролируемый демократическим большинством, могут поддаться давлению со стороны некоторых американских лобби, которые проводят кампанию против участия ОАЭ в продолжающихся гражданских войнах в Йемене и Ливии. Администрация Байдена также с большей вероятностью ограничит оборонные отношения США и ОАЭ из-за опасений по поводу растущих военных связей Абу-Даби с Китаем. Как и их израильские коллеги, многие американские законодатели также разделились в вопросе одобрения новых продаж оружия ОАЭ и заявили, что по-прежнему опасаются подрыва военного превосходства Израиля. В этой связи необходимо подчеркнуть, что ОАЭ имеют долгую историю поиска передовых американских вооружений, включая F-35, но давняя приверженность Вашингтона поддержанию военного превосходства Израиля в регионе, как правило, блокирует усилия Абу-Даби и его союзников по Персидскому заливу в рамках приобретения систем вооружений того же качества и уровня модернизации, как и Израиль. Двухпартийное произраильское лобби в Конгрессе остается серьезной силой и вряд ли согласится на передовые продажи оружия без «зеленого света» на это от израильского правительства. Противоречивые данные Абу-Даби о соблюдении прав человека в Йемене и Ливии продолжают вызывать негативную реакцию некоторых американских законодателей, которые хотят, чтобы союзники США вели себя более осмотрительно, особенно при использовании американских систем вооружения. В июле 2019 года Конгресс заблокировал срочные продажи оружия Саудовской Аравии и ОАЭ из-за опасений по поводу использования этого оружия против мирного населения в этих странах. На закон было в конечном счете наложено вето Трампом, которое затем не было отменено голосованием Сената. При этом сейчас  тема продажи американского оружия ОАЭ осложняется дополнительно американо-китайской торговой войной. Все это самым негативным образом влияет и уровень нынешних достаточно высоких темпов сотрудничества между ОАЭ и Китаем в области ВТС. Достаточно вспомнить китайские беспилотники в Ливии, которые с подачи ОАЭ используют части ЛНА. В дополнение к закупке беспилотных летательных аппаратов и стрелкового оружия у Китая в последние годы ОАЭ также разрешили китайскому телекоммуникационному гиганту Huawei создать в стране сети 5G. Все это вызывает соответствующую негативную реакцию в Вашингтоне.
Если сделка по продаже  F-35 потерпит неудачу, другие области оборонного сотрудничества между Израилем и Объединенными Арабскими Эмиратами, скорее всего, будет расширяться на основе общего интереса к созданию региональных альянсов для противодействия Ирану. Несмотря на внутреннюю оппозицию со стороны влиятельных националистических и правых группировок страны, израильская служба внешней разведки Моссад также настаивает на том, чтобы страна улучшила свои оборонные связи с Абу-Даби. В целях углубления сотрудничества в области безопасности глава Моссада Йоси Коэн посетил ОАЭ 18 августа, где он беседовал с советником по национальной безопасности страны в публичной обстановке. Визит главы Моссада в Абу-Даби был направлен на дальнейшее укрепление и без того прочных экономических отношений и отношений в области безопасности между двумя странами. Во время своего визита Коэн встретился с Тахнуном бен Заидом аль-Нахайяном, братом наследного принца Мухаммеда бен Заида аль-Нахайяна и его советником по национальной безопасности.
На этих встречах затрагивалась (пока в общем контексте) и темы ВТС и сотрудничества в области безопасности. ОАЭ ранее выразили заинтересованность в приобретении  противоракетной системы «Железный купол», которую Израиль стремится (пока безуспешно) экспортировать как для укрепления своей оборонной промышленности, так и для расширения возможностей других стран ближнего зарубежья потенциально компенсировать угрозу баллистических ракет со стороны Ирана. По сравнению с продажей F-35, эта сделка была бы менее политически спорной в Израиле, так как она не могла быть немедленно использована против него. Ожидается также, что израильские кибер-компании теперь будут работать с ОАЭ напрямую без использования того же южноафриканского посредничества. Это даст Министерству внутренних дел ОАЭ возможность установить новые условия для заключения своего контракта на оснащение аэропортов и КПП новыми системами биометрического пограничного контроля. Вообще, признание Израиля открывает путь для большей активности со стороны израильских кибер- и высокотехнологических компаний, которые уже прочно обосновались в ОАЭ. Это направление расценивается экспертами как приоритетное в рамках развития отношений в области безопасности между странами.
Такое более тесное сближение не сулит ничего хорошего для аналогичного франко-эмиратского партнерства. Имеется ввиду возрастающие риски для 5-летнего контракта с французской компанией Idemia, ранее Morpho, на обеспечение биометрического контроля в аэропортах ОАЭ. Контракт эксплуатируется местным совместным предприятием Electronic Identity Management and Security Solution (EIMASS), которое является мажоритарной собственностью Privatization Service Group (PSG), прикрепленной к Министерству внутренних дел ОАЭ. При этом ее основным конкурентом является Anyvision. Она уже входит в число израильских компаний, которые были озвучены в качестве потенциальных партнеров с МВД ОАЭ по этому контракту.
Фактически переговоры ведутся уже несколько месяцев между Абу-Даби и французской компанией, принадлежащей частной инвестиционной фирме Advent International и французскому государственному банку Bpifrance. EIMASS — один из крупнейших контрактов Idemia, и в конце июня наследный принц пообещал канцелярии президента Франции, что страна продолжит работать со своим французским партнером.
Но финансирование контракта EIMASS — это сложное дело. Партнер Idemia связан с группой Fazaa — учрежденной Фондом социального обеспечения для сотрудников Министерства внутренних дел, возглавляемого министром  Сейфом бен Заидом аль-Нахайяном. Фонд с точки получения прибыли был в минусе в течение нескольких лет, что было вызвано дорогостоящим участием ОАЭ в войне в Йемене. По данным ряда источников, Фонд планирует сейчас рефинансирование с помощью других суверенных фондов Абу-Даби.
В этой связи Сейф бен Заид надеется извлечь выгоду из сложившейся ситуации, чтобы пересмотреть условия сделки EIMASS или даже заключить новую сделку с партнерами, которые предложат ему более выгодные условия. Таким образом, пока рано говорить о триумфальном входе израильтян на рынок кибер-безопасности Эмиратов: речь идет, скорее всего, о маневрировании эмиратцев в рамках попытки сбить цену у французских компаний с использованием возникшего «израильского фактора».
Стоит отметить и еще один момент нового всплеска традиционного катаро-эмиратского противостояния с учетом восстановления отношений между Израилем и ОАЭ. В то время как ОАЭ недавно официально заявили о желании использовать израильские разработки в области кибер-безопасности, Катар так же стремится воспользоваться израильскими частными секретными и разведывательными ноу-хау. ОАЭ официально признали Израиль 13 августа в то время, когда между Катаром и Израилем уже существовал довольно устойчивый уровень контактов в области безопасности. Прежде всего, правда, в области организации охраны. Но на сегодня это сотрудничество осложняется юридической тяжбой. По данным ряда источников, скандал произошел между частной охранной фирмой Sdema Group, возглавляемой двумя бывшими сотрудниками израильской Службы общей безопасности (ШАБАК) и двумя их бывшими консультантами, отставным генералом Йоавом Мордехаем и бывшим офицером Моссада Шаем Байтнером в рамках работы над контрактом по обеспечению безопасности на Чемпионате мира по футболу 2022 года в Катаре. На данный момент это дело держится вне суда и рассматривается в частном порядке, поскольку ни одна из сторон не хочет раскрывать подробности своей связи с властями Катара. Руководители Sdema Group, Дрор Мор, бывший офицер среднего звена ШАБАКа, и глава отдела кадров ШАБАКа  Дани Веселы обратился к Мордехаю и Байтнеру, которые очень хорошо знают регион, чтобы помочь им заключить контракт на сумму в несколько десятков миллионов евро для обеспечения физической и кибербезопасности объектов Чемпионата мира в Катаре. Но Министерство обороны Израиля обеспокоилось перспективами поставками секретного программного обеспечения союзнику ХАМАСа и Турции. По его требованию контракт был значительно сокращен по сравнению с его первоначальным объемом, к большому разочарованию руководства Sdema Group. Мордехай, бывший офицер израильской военной разведки службы АМАН, имеет особенно хорошие связи в Дохе. Еще будучи на службе в армии, он руководил координацией израильских операций на Западном берегу и в секторе Газа. В этой роли он поддерживал постоянный контакт с Катаром, который за последние пять лет инвестировал в палестинский анклав более 1 млрд долларов. Доха также является базой для некоторых из самых высокопоставленных должностных лиц ХАМАСа, включая политического лидера Исмаила Ханиию и начальника отдела внешних связей Мусу Абу Марзука. На этом фоне именно
Мордехай, написавший соответствующую передовицу в газету «Таймс оф Исраэль» в начале прошлого года,  сейчас является убежденным и основным лоббистом в Израиле в рамках необходимости укрепления связей, особенно экономических, между Израилем и странами Персидского залива. Вторым таким лоббистом являтся Байтнер (также известный как Шон Бутер), возглавляющий группу Novard, которая специализируется на поисках для израильских компаний подходящих бизнес-партнеров не только в Катаре, но и в ОАЭ и на Бахрейне. В Израиле его Novard сотрудничает в имущественном предприятии с Tidhar — конгломератом, принадлежащим Гилю Гева, Maрку Вейсману и Aрье Бачару и страховой компанией Harel. В прошлом году  Novard открыла филиал в Лондоне.
Мордехай и Байтнер — далеко не единственные израильские консультанты, работающие в Катаре. Есть еще группа НСО, основанная в Герцлии компания, возглавляемая Шаулем Хулио, которая долгое время работала на государственные интересы Катара вместе с Gamma Group, производителем программного обеспечения FinFisher. Компания Candiru, также известная как Saito Tech (ранее Taveta Ltd), основанная Исааком Заком, является еще одним поставщиком оборудования кибер-вторжения для катарцев. Инвестиционный фонд, связанный с Катарским инвестиционным управлением (QIA), недавно приобрел долю в этой компании.

62.92MB | MySQL:102 | 0,522sec