О договоренностях ФАТХа и ХАМАСа в Стамбуле. Часть 2

В посольстве Палестины в Стамбуле 24 сентября 2020 г. было объявлено о том, что в ходе встречи делегаций правящего на Западном берегу р. Иордан ФАТХа и контролирующего сектор Газа ХАМАСа согласованы шаги, призванные положить конец 14-летнему внутрипалестинскому расколу.

Согласно официальному палестинскому агентству ВАФА, намерение провести встречу глав всех палестинских фракций с целью положить конец расколу, было вызвано решением Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ) и Бахрейна нормализовать отношения с Израилем, а до этого – планами Израиля аннексировать части Западного берега р. Иордан[i].

В Израиле, по крайней мере, в среде правых политических сил и их сторонников, преобладает мнение, что ничего реального из этих усилий палестинцев не выйдет. Они надеются на то, что соглашения по нормализации отношений между Израилем и ОАЭ, а также Израилем и Бахрейном, заставили многих в регионе сделать вывод, что арабо-израильский конфликт достиг важной поворотной точки.

«Если на протяжении многих лет арабские страны, за исключением Египта и Иордании, отказывались признавать Израиль до тех пор, пока не будет урегулирован палестино-израильский конфликт, то сегодня, похоже, арабский мир сосредоточился на других насущных проблемах, в том числе на технологиях, экономическом развитии и противостоянии таким радикальным силам, как Иран, Катар и Турция», – пишет Ариэль Бен Соломон, обозреватель израильского мейнстримовского новостного издания JNS. По его мнению, удачная политика Израиля, направленная на установление официальных отношений с арабскими странами, может привести ко все большей изоляции палестинцев в регионе и мире.

Идо Зелковиц (руководитель программы изучения Ближнего Востока в Академическом колледже Макса Штерна в Изреельской долине, а также старший научный сотрудник Центра Эзри по исследованиям Ирана и Персидского залива в Хайфском университете) полагает, что Палестинская национальная администрация, возглавляемая ФАТХ, «достигла дна и находится в худшем политическом положении со времен первой войны в Персидском заливе»[ii].

«Мало того, что движение ФАТХ во главе с М.Аббасом не смогло добиться прогресса в создании палестинского государства, но их продолжающаяся политика непризнания вывела арабские государства из терпения». «За последние годы регион сильно изменился, и умеренные арабские государства не считают, что у них есть какие-либо территориальные или военные конфликты с Израилем», – сказал И.Зелковиц. По его мнению, «палестинское руководство, расколотое между ПНА и ХАМАСом, хоть и прилагает усилия для расширения сотрудничества в противостоянии Израилю, для чего они и провели в Турции переговоры, тем не менее, маловероятно, что им удастся преодолеть многолетнюю ожесточенную вражду».

В контексте сближения еврейского государства со странами Персидского залива, И.Зелковиц отмечает, что «Израиль – единственная держава в регионе, которая может иметь дело с Ираном в военном отношении». В этих условиях, «союз некоторых арабских государств с Израилем воспринимается как гарантия на случай, если Соединенные Штаты решат не вмешиваться в ходе иранской агрессии». Он напоминает, что саудовцы всегда говорили, что нормализация наступит после того, как Израиль достигнет мирного соглашения с палестинцами, но сегодня очевидно, что «формула перевернулась». «Палестинское руководство застряло в прошлом и думает, что арабы будут ждать их вечно».

Асаф Ромировский, исполнительный директор организации «Ученые за мир на Ближнем Востоке», говорит, что «единство Палестины всегда было мифом, особенно между ХАМАСом и ФАТХом. Тем не менее, антисемитские и антисионистские настроения всегда действовали как клей в условиях политической раздробленности». В то же время, по его словам, «палестинцы будут продолжать лоббировать пропалестинских лиц и группы в Персидском заливе, чтобы отстаивать интересы палестинцев и обеспечивать постоянную финансовую поддержку».

Коби Майкл, старший научный сотрудник израильского Института исследований национальной безопасности (INSS) при Тель-Авивском университет, сказал JNS: «Я не вижу реального прогресса на пути к истинному примирению между ФАТХом и ХАМАСом, поскольку раскол слишком велик». По его словам, «ХАМАС и ФАТХ соревнуются за лучшую стратегию достижения независимости и в то же время контроля над палестинской ареной». Эксперт INSS полагает, что ключевым фактором, на который следует обратить внимание, являются различные планы главы Политбюро ХАМАСа И.Хании и Яхьи Синвара, лидера движения в секторе Газа, где проживает 2 млн палестинцев. «Синвар имеет более местную повестку дня и сосредоточен на Газе, в то время как Хания продвигает гораздо более широкую программу, связанную с политическим исламом».

Катар, ключевой сторонник ХАМАСа и его головной организации, «Братьев-мусульман», играет значительную роль в секторе Газа. «Это государство Персидского залива поддерживает бывшего лидера ХАМАСа Халеда Машаля и Ханию, но в то же время и Синвара, натравливая их друг на друга для продвижения своих интересов», – полагает К.Майкл. Тем временем, иранская угроза побудила арабские страны Персидского залива заключить военный союз с США и Израилем.

ХАМАС отреагировал на соглашение о нормализации отношений между Израилем и двумя странами Персидского залива, запустив ракеты по южной части еврейского государства. Тем самым в Газе намеревались послать сигнал Соединенным Штатам и Европе о том, что они все еще являются игроком, с которым нужно бороться, считает И.Зелковиц. По его мнению, «это часть внутренней борьбы за настоящего лидера всех палестинцев».

Что касается радикального союза в виде Турции, Катара и Ирана, которые выступают против любых соглашений о нормализации отношений с Израилем, И.Зелковиц полагает, что ФАТХ не является таким уж естественным партнером для этого альянса, как ХАМАС. По его оценке, все это происходит в тот момент, когда опросы показывают, что палестинцы не доверяют своему руководству и более склонны к решению палестино-израильского конфликта на основе одного государства под суверенитетом Израиля.

А.Ромировский добавил, что по мере того, как процесс установления мира стал все меньше зависеть от палестинцев и больше от региональной стабильности перед лицом продолжающейся иранской угрозы, «палестинцы будут стремиться переориентировать внимание на себя с помощью насилия, хотя атаки не смогут изменить наметившуюся региональную динамику». Он подчеркнул, что «Израиль из самой ненавистной страны в регионе превращается в желанного партнера». Несмотря на новую региональную реальность, «в Северной Америке и Европе, где дело палестинцев процветает благодаря движению BDS, эти изменения не уменьшат их активность, но придадут смелости их действиям, направленным на недопущение нормализации посредством распространения ненависти к Израилю и антиизраильской пропаганды».

Гилель Фриш (профессор политологии и ближневосточных исследований Бар-Иланского университета и старший научный сотрудник Центра стратегических исследований Бегин-Садат) говорит о том, что «палестинцы слишком долго лгали по всем направлениям. Легковерная либеральная публика может продолжать впитывать их ложь какое-то время, но не вечно. ОАЭ и Бахрейн больше не принимают палестинскую ложь, и другие арабские государства могут последовать их примеру»[iii].

[i] After meeting in Turkey, Fatah and Hamas delegations agree on a common vision of action // Wafa. 24.09.2020 — https://english.wafa.ps/Pages/Details/120324

[ii] Will Hamas and Fatah unite in force as Israel develops ties to Arab world? // JNS. 25.09.2020 — https://www.jns.org/as-israel-makes-peace-with-arab-states-will-hamas-and-fatah-unite-against-israel/

[iii] The Palestinians Have Been Lying For Years. Can They Still Get Away With It? // Besacenter. 24.09.2020 — https://besacenter.org/perspectives-papers/palestinians-lying/

52.21MB | MySQL:103 | 0,449sec