Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (7-13 июля 2008 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили вокруг Ирана и в Ливане. Крупные учения, проводившиеся силами Корпуса стражей исламской революции (КСИР) Ирана, осуществленные в ходе учений пуски ракет различного типа осложнили обстановку вокруг Ирана, обострили полемику Ирана с США и Израилем, которая в значительной степени вылилась во взаимные угрозы. В Ливане 11 июля объявлено о завершении формирования коалиционного правительства.

В рамках прошедшей 13 июля в Париже по инициативе президента Франции Н. Саркози международной конференции по созданию Союза для Средиземноморья (СДС) состоялся ряд важных двусторонних и многосторонних встреч на высшем уровне с участием лидеров ближневосточных стран. Так, 12 июля президент Сирии Б. Асад обсудил с Н. Саркози состояние сирийско-французских отношений и ситуацию на Ближнем Востоке. Отметим, что Б. Асад был встречен в Париже с большим почетом. Руководители Франции, Сирии, Ливана и Катара рассмотрели положение в Ливане. Президенты САР и Ливана также провели отдельную встречу. Объявлено, что Сирия и Ливан решили установить между собой полноценные дипломатические отношения. 13 июля прошла трехсторонняя встреча Н. Саркози, премьер-министра Израиля Э. Ольмерта и главы ПНА М. Аббаса, где рассматривались вопросы, связанные с палестино-израильским мирным процессом. Э. Ольмерт заявил, что мир с палестинцами «близок как никогда», но для этого необходимо принять трудные решения. Жестким противником создания Средиземноморского союза остается ливийский лидер М. Каддафи, отказавшийся прибыть в Париж. По итогам парижского форума принято решение о создании нового Союза, который объединит 42 страны, в т. ч. Алжир, Египет, Израиль, Иорданию, Ливан, Мавританию, Марокко, Сирию, Тунис, Турцию, а также Палестинскую национальную администрацию. Сопредседателями СДС стали президенты Франции и Египта Н. Саркози и Х. Мубарак. По инициативе арабских стран в итоговый документ встречи включена арабская инициатива по урегулированию конфликта с Израилем.

На минувшей неделе ракетные части ВВС и военно-морские силы КСИР Ирана провели масштабные учения «Великий пророк-3». Как было официально объявлено, целью этого мероприятия является повышение боеспособности ракетных частей и кораблей ВМС в интересах обеспечения безопасности страны. В ходе учений, по сообщениям иранских СМИ, проведены испытательные пуски ракет различного предназначения, в т. ч. модернизированных баллистических ракет «Шехаб-3», способных поражать цели на расстоянии до 2000 км, противокорабельных и зенитных ракет морского и берегового базирования, а также торпедные стрельбы. Отрабатывались действия боевых катеров против морских целей. Глава иранского военного ведомства генерал М. Наджар подчеркнул, что ракеты, испытанные в ходе учений, не направлены против какой-нибудь конкретной страны в регионе, а предназначены только для «оборонительных целей». Ракетные пуски в Иране вызвали негативную реакцию на Западе, особенно в США. В Вашингтоне потребовали от Тегерана прекратить разработку и испытания ракетного оружия. Глава МИД РФ С. Лавров заявил, что ракетные испытания в ИРИ показали, что нет необходимости в американском «ракетном щите» для Европы. Иранцы же объявили, что прошедшие учения должны стать «уроком для врагов» и пригрозили в случае нападения на ИРИ нанести удары по Израилю и «32 базам» США в регионе. По информации американских СМИ, президент США Дж. Буш в случае провала политических усилий по урегулированию иранской ядерной проблемы может снять возражения относительно израильского удара по атомным объектам ИРИ, но без использования американских военных баз, в т. ч. на территории Ирака. На прошедшей неделе Израиль и Ирак опровергли сообщения о проведении самолетами израильских ВВС учебно-боевых мероприятий в иракском воздушном пространстве.

С 5 по 8 июля в Персидском заливе прошли совместные учения кораблей ВМС США, Великобритании и Бахрейна (4 корабля, в т. ч. 2 американских), целью которых было объявлено «оттачивание тактики обороны морской инфраструктуры, в частности, нефтяных платформ, а также обеспечение порядка в акватории (Персидского залива, — авт.) и улучшения взаимопонимания с партнерами». Кроме того, отрабатывались вопросы охраны коммерческого судоходства от действия террористов и криминальных элементов. Командование 5-го флота ВМС США особо подчеркивало, что проведенное мероприятие не имеет никакой связи с Ираном.

Саммит «большой восьмерки» в Японии в итоговом заявлении выразил серьезную озабоченность рисками распространения, «связанными с ядерной программой Ирана, и продолжающимся невыполнением Ираном своих международных обязательств». Руководители G-8 призвали Тегеран «без дополнительного промедления и полностью» выполнить требования соответствующих резолюций Совета Безопасности ООН и прекратить «всю деятельность, связанную с обогащением урана», сотрудничать с МАГАТЭ, включая прояснение вопросов, поставленных этой организацией перед ИРИ. Со своей стороны, президент ИРИ М. Ахмадинежад в очередной раз дал понять, что в Тегеране исключают возможность введения моратория на обогащение урана.

В правительстве национального единства Ливана, сформированном Ф. ас-Синьорой, 16 из 30 мест принадлежит представителям парламентского большинства, а 11 – оппозиции. Трех министров, в т. ч. руководителей МО и МВД, назначил президент республики. Пост министра обороны сохранил И. Мурр. Вице премьером стал представитель оппозиции генерал И. А. Джамру, а руководителем МИДа остался Ф. Саллух. Новый кабинет министров проработает 10 месяцев, а его главной задачей станет подготовка и проведение «свободных и прозрачных» выборов в 2009 г. Правительство, по словам Ф. ас-Синьоры, будет тесно взаимодействовать с парламентом по выработке нового избирательного закона. Согласно договоренностям, достигнутым в мае при посредничестве Катара, министры от оппозиции имеют право блокировать любые решения правительства, что, несомненно, усиливает ее влияние на положение дел в стране. Причем, в первую очередь, это относится к главной оппозиционной силе – радикальному шиитскому движению «Хизбалла».

10 июля ливанская армия установила контроль над крупнейшим городом севера страны Триполи, где на протяжении нескольких дней происходили вооруженные столкновения сторонников парламентского большинства и оппозиции.

Ливан отверг предложение Израиля о проведении при посредничестве Италии переговоров о спорной территории «Ферм Шебаа». Израиль также выразил серьезную озабоченность в связи с наращиванием боевого потенциалы «Хизбаллы», особенно ракетного потенциала исламистов. Израильтяне потребовали активизации деятельности миротворческих сил ООН в Ливане, прежде всего, по предотвращению контрабанды оружия через сирийско-ливанскую границу.

Несколько важных внешнеполитических заявлений сделал на прошедшей неделе президент Сирии Б. Асад. Так, по его оценке, прямые переговоры с Израилем не могут начаться до завершения президентства Дж. Буша, в то время как следующий руководитель американской администрации сыграет главную роль в заключение сирийско-израильского мирного договора. При ведении диалога с Израилем в Дамаске также рассчитывают на содействие Евросоюза, особенно Франции. Президент САР отдельно подчеркнул, что нынешняя политика Парижа «является более реалистичной и в большей степени отвечает интересам двух наших стран». По утверждению Б. Асада, Сирия не намерена разрывать отношения с Ираном, что диктуется «прагматическими соображениями».

Сложная обстановка сохраняется в зоне палестино-израильского конфликта. В нарушение условий перемирия боевики палестинских экстремистских группировок из сектора Газа несколько раз обстреливали приграничные районы Израиля ракетами и из минометов. В ответ израильские власти закрывали пограничные переходы с палестинским анклавом. Со своей стороны, полиция движения ХАМАС произвела задержания боевиков, обстреливавших Израиль. На минувшей неделе израильская армия проводила активные антитеррористические мероприятия на палестинских территориях Западного берега реки Иордан, где были закрыты несколько мечетей, различных фирм, организаций и учреждений, которые подозреваются в связях с террористами и их финансировании.

7 июля в Дамаске глава ПНА М. Аббас встретился с руководителями некоторых палестинских организаций, базирующихся на территории Сирии («Исламский джихад, Демократический и Народный фронты освобождения Палестины), но категорически отказался от контактов с лидером ХАМАСа Х. Машаалем. Сообщается, что Сирия взяла на себя посредническую миссию по урегулированию отношений между движениями ФАТХ и ХАМАС. В Каире безрезультатно завершились переговоры представителей ХАМАСа и Египта, который посредничает между исламистами и Израилем.

Состоялся официальный визит в Ирак премьер-министра Турции Р. Т. Эрдогана, в ходе которого он заявил о готовности своей страны оказывать «любое возможное содействие установлению стабильности в Ираке». С ирак-ским руководством Эрдоган обсудил вопросы энергетического сотрудниче-ства и проблемы, связанные с противодействием боевикам сепаратистской Курдской рабочей партии, чьи силы базируются на севере Ирака. Было подписано соглашение о «стратегическом сотрудничестве», предполагающее регулярные турецко-иракские контакты на высшем уровне. По итогам визита Р. Т. Эрдоган подчеркнул, что две страны «пришли к единому мнению по во-просам нейтрализации террористических угроз, создания общего района безопасности, образования, экономического и энергетического коридора».

6 июля в Багдаде было открыто представительство Организации Ис-ламская конференция. О намерении открыть посольства в Ираке заявили Бахрейн и Кувейт. В то же время король Иордании Абдалла II отложил на неопределенное время свой визит в Багдад. Между тем обстановка в ряде районов Ирака, в т. ч. в Багдаде продолжает оставаться сложной, не прекращаются теракты, вооруженные нападения, другие насильственные действия.

Совет Безопасности ООН 10 июля обсудил ситуацию в Афганистане. Выступивший на заседании Совета глава афганского МИДа Р. Д. Спанта в качестве главной причины активизации оппозиционного движения «Тали-бан» назвал мирное соглашение, подписанное правительством Пакистана с местными талибами. Исламабад также обвинили в причастности к теракту у индийского посольства в Кабуле 7 июля, когда погибли 47 и получили ранения до 150 человек. Пакистан в ответ призвал избегать «провокационных заявлений», преодолевать взаимные «подозрительность и недоверие». Пред-ставитель ООН в Кабуле Р. Эйде обратил внимание на активизацию талибов на юге и востоке, а также в центральных районах страны. Эйде призвал к расширению афганского национального диалога, подчеркнул важность международного военного и гражданского присутствия в Афганистане.

12 июля Пакистан посетил председатель Комитета начальников шта-бов ВС США адмирал М. Муллен. По его мнению, количество действующих в Пакистане боевиков, в т. ч. из «Аль-Каиды», в последнее время значитель-но возросло. По мнению адмирала, эти боевики проникают в Афганистан с «большей свободой, чем в прошлом году» по причине «недостаточных дей-ствий» пакистанского правительства по борьбе с ними.

Парламент Судана принял закон о выборах, который призван открыть дорогу к проведению в стране выборов на многопартийной основе. Однако, по оценке специалистов, новый закон сам по себе не может гарантировать проведение действительно свободных выборов, для чего дополнительно следует провести реформирование многих других законодательных актов, а также ряда государственных структур.

Судан потребовал срочного созыва чрезвычайной сессии ЛАГ на уров-не глав МИД в связи с намерением Международного уголовного суда выдать ордер на арест президента страны О. аль-Башира по обвинению в преступле-ниях, совершенных в Дарфуре. ЛАГ подтвердила готовность созвать сессию.

Приложение

О ядерной программе Египта

Ядерная программа Египта была начата при президенте Г. А. Насере в середине 1950-е гг. В настоящее среди арабских государств АРЕ обладает наиболее крупным научно-исследовательским и техническим потенциалом для проведения работ в ядерной сфере. В стране подготовлены достаточно квалифицированные кадры по различным направлениям исследований в об-ласти атомной энергии.

Египтяне располагают ядерным реактором мощностью 22 МВт в ис-следовательском центре в Иншасе (35 км северо-восточнее Каира). Реактор создан при помощи Аргентины, вступил в строй в 1998 г. и предназначен для изготовления радиоизотопов для медицинских, промышленных и сельскохо-зяйственных целей. В Иншасе также имеется также небольшой реактор (2 МВт), построенный еще в 1961 г. с советской помощью. Он был модернизирован в 1980-е гг. и вновь вступил в строй в 1990 г. Реактор является легководным и использует урановое топливо 10-процентного обогащения и предназначен главным образом для получения изотопов. Оба реактора контролируются МАГАТЭ. Кроме того, имеется исследовательская лаборатория, поставленная Канадой, которая используется для изготовления топливных элементов. С помощью Франции создано небольшое производство по переработке отработанного ядерного топлива – «Горячая лаборатория Центра обращения с отходами» (Hot Laboratory, and Waste Management Center). В Египте разведаны четыре урановых месторождения, помощь в разработке которых оказывает Китай. Планируется их промышленное освоение, включая экстракцию и обогащение урана для последующего использования в качестве топлива для атомных электростан-ций.

С 1990 г. Египет является членом Арабской организации ядерной энер-гетики, объединяющей 11 стран. Ряд египетских проектов в области мирного использования атомной энергии осуществляется под эгидой МАГАТЭ, в ча-стности, реализуются программы исследовательских работ и подготовки кад-ров. Имеются двусторонние соглашения в области мирного использования атомной энергии с Великобританией, Германией, США, Россией, Индией, Китаем, Аргентиной. Так, соглашение с Россией, подписанное в марте 2008 г., предусматривает взаимодействие двух стран в научных разработках, раз-ведке и производстве ядерного топлива и утилизации отходов. Вся ядерная деятельность АРЕ официально находится под гарантиями МАГАТЭ.

В сентябре 2006 г. в Каире было официально объявлено о возобновле-нии национальной программы развития ядерной энергетики, после того, как она была заморожена во второй половине 1980-х гг. в связи с чернобыльской катастрофой. Предполагается строительство не менее трех АЭС. Мощность каждой станции будет примерно по 600 МВт. Первая из них должна войти в строй в 2015-2016 гг. Место для нее уже определено – это район населенного пункта Эд-Дабба на побережье Средиземного моря недалеко от Александрии. Стоимость объекта оценивается в 1,5 млрд долларов. Чтобы аккумулировать эти средства, потребуются иностранные инвестиции. Строительство АЭС бу-дет осуществляться при зарубежном техническом содействии, т. к. у АРЕ не имеется соответствующего опыта и достаточного количества технических специалистов. Как предполагают в Каире, выбор, причем нелегкий, будут делать между Россией и Китаем. Интерес к египетской ядерной программе проявляют и США. Чтобы снять возможное беспокойство за рубежом (особенно на Западе и у Израиля), египтяне заявили, что будут импортировать обогащенный уран. Тендер на получение контрактов на строительство АЭС должен пройти в 2008 г.

Ядерная программа Египта осуществляется под руководством и кон-тролем Высшего совета по энергетике. В ноябре 2007 г. президент страны Х. Мубарак издал указ о создании в стране Высшего совета по мирному исполь-зованию ядерной энергии. Возглавил этот орган сам руководитель государст-ва. Кроме того, в состав Совета вошли премьер-министр А. Назиф и главы ключевых министерств, включая оборонное, внешнеполитическое и финансовое, а также службы внешней разведки.

Х. Мубарак заявил, что АРЕ должна использовать новые и возобнов-ляемые источники энергии, в т. ч. использовать атомную энергию в мирных целях. Египет продолжает вкладывать огромные средства в электроэнергети-ку, нефтяной и газовый секторы, однако страна сталкивается с вызовами в энергетической сфере из-за экономического роста и увеличения потребления энергии. Поэтому главная задача национальной ядерной программы – это диверсификация энергетического рынка АРЕ, сохранение запасов углеводородного сырья для будущих поколений и, в конечном итоге, надежное и долгосрочное обеспечение энергетической безопасности республики. По словам Х. Мубарака, мирная ядерная программа Египта основана на принципе прозрачности и будет осуществляться в рамках обязательств Каира перед международным сообществом, Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), в сотрудничестве с иностранными партнерами и Международным агентством по атомной энер-гии.

Египет является сторонником превращения ближневосточного региона в зону, свободную от оружия массового уничтожения и не имеет официаль-ных ядерных амбиций. АРЕ подписала и ратифицировала ДНЯО. В то же время Египет и некоторые другие арабские государства после принятия в 1995 г. специальной международной конференцией на основе консенсуса решения о бессрочном продлении Договора о нераспространении ядерного оружия выступили с заявлениями о том, что они резервируют свое отноше-ние к этому решению. АРЕ подписала, но до настоящего времени не ратифицировала Договор о всеобщем запрещении ядерных испытаний. В Каире постоянно и настойчиво выступают за установление контроля над ядерным оружием и атомными объектами Израиля, за присоединение этой страны к ДНЯО.

По оценке западных экспертов, Египет располагает исследовательски-ми и техническими возможностями для ведения, в случае необходимости, работ по созданию ядерного оружия. Х. Мубарак еще в 1998 г. заявил, что его страна может стать обладателем атомного оружия, если будет необходимо ответить на израильскую ядерную угрозу. Вопрос о ядерных программах АРЕ обсуждался на совете управляющих МАГАТЭ в феврале 2005 г., поскольку обнаружилось, что Египет скрыл от международного агентства часть своей атомной деятельности. Каир отверг эти обвинения, однако инспекторы агентства обнаружили запасы плутония на одном из египетских ядерных объектов. Происхождение плутония осталось неизвестным. В декабре 2006 г. на встрече с премьер-министром Израиля Э. Ольмертом Х. Мубарак намекнул, что Египет может начать соответствующую ядерную программу, если другие страны региона приобретут ядерное оружие (как полагают, под «другими странами» подразумевался Иран). Со своей стороны, Израиль заявил, что «не обеспокоен планами Каира развивать ядерную энергетику, поскольку уверен в мирных планах соседней страны».

Многие эксперты вполне обоснованно полагают, что одной из основных причин (и египетский лидер это косвенно подтвердил) для возобновления египетских изысканий в ядерной сфере стало именно развитие ситуации вокруг Ирана, ядерные амбиции его руководства. Не секрет, что Х. Мубарака, как и большинство других арабских лидеров, серьезно беспокоит стремительный рост влияния Ирана на Ближнем Востоке, которое может быть подкреплено, причем в довольно близкой перспективе, наличием у Тегерана собственного ядерного оружия. А это коренным образом изменит военно-политическую обстановку и расстановку сил в ближневосточном регионе, причем явно не в пользу арабов. В этой связи Вашингтон испытывает обеспокоенность насчет возможного развертывания Каиром национальной военной ядерной программы.

Еще одним фактором, обусловливающим египетскую активность в ядерной сфере, может быть и вопрос первенства: Египет долгое время являл-ся неформальным лидером арабского мира, и некоторые его политические и военные круги могут быть заинтересованы в подкреплении этого статуса путем создания «арабской» атомной бомбы (Пакистан и Иран являются исламскими, но не арабскими государствами).

В заключение остановимся еще на одной проблеме, связанной с ядер-ной деятельностью в Египте. Это – возможность прихода к власти в стране радикальных исламистских сил (чего отнюдь нельзя исключать), которые по-пытаются принять меры по разработке собственного ядерного оружия. А та-кие намерения у местных исламских радикалов имеются. Так, в январе 2007 г. депутаты парламента АРЕ от крупнейшей оппозиционной силы страны – исламистской «Ассоциации братьев-мусульман» потребовали от правитель-ства начать разработку ядерного оружия в ответ на двусмысленное заявление Э. Ольмерта о наличии подобного оружия у Израиля.

52.32MB | MySQL:103 | 0,551sec