Пакистан и организация «Исламская конференция»

18–21 июня в столице Уганды городе Кампала прошел очередной саммит организации «Исламская конференция»/ОИК.

Организация «Исламская конференция» основана в 1969 г., ее штаб-квартира находится в Саудовской Аравии. В настоящее время в ее состав входят 57 мусульманских государств. Деятельность организации, согласно уставу, направлена на консолидацию исламской солидарности и развитие сотрудничества между странами-участницами.

Пакистан принимал участие в совещании глав государств и правительства мусульманских стран в Рабате в 1969 г., когда и была учреждена организация. В первой конференции приняли участие 28 государств.

В начале 70-х годов Пакистан ограничивался лишь официальными посещениями различных форумов ОИК, не принимая заметного участия в ее работе. Внимание правящей Пакистанской народной партии/ПНП было обращено в первую очередь на укрепление социальной базы, внутренние социально-экономические проблемы страны. ПНП впервые пришла к власти лишь в 1971 г., и ее молодой лидер Зульфикар Али Бхутто делал первые шаги на международной арене в качестве президента страны.

С середины 70-х годов Пакистан начинает играть активную роль в работе ОИК. Уже в феврале 1974 г. Пакистан становится организатором второй конференции и принимает в Лахоре (провинция Пенджаб) глав государств и правительств мусульманских стран. При этом З.А. Бхутто, демонстрируя свою лояльность бывшему политическому оппоненту Муджибуру Рахману, накануне конференции объявил о признании Республики Бангладеш.

В 80-е годы повестка дня заседаний стран — членов ОИК была посвящена двум основным вопросам: афганской проблеме и борьбе палестинцев за создание независимого государства и освобождение земель, оккупируемых Израилем. Роль Пакистана в качестве «прифронтового государства», его помощь в борьбе против «безбожных коммунистов», а также политика исламизации, проводимая президентом М. Зия-уль-Хаком, вызывали симпатии стран — членов ОИК, которые оказывали крупную финансовую помощь, прежде всего Саудовская Аравия.

В рассматриваемый период заметно укрепились политические связи между Пакистаном и Ираном. Позиции обоих государств совпадали, в частности, по афганской проблеме. Режим Р.М. Хомейни всемерно продвигал лозунги исламской революции. В дальнейшем Пакистан в рамках ОИК играл посредническую роль по прекращению ирано-иракской войны.

Практически все мусульманские страны поддерживали курс Исламабада при решении «афганского вопроса», что значительно повысило его авторитет на международной арене. По афганской проблеме Исламабад был представителем мусульманского мира в международных организациях.

Беназир Бхутто, первый раз придя к власти в конце 1988 г., стремилась заручиться поддержкой в спорном с Индией кашмирском вопросе среди стран — членов ОИК. Ее призывы и деятельность вызвали определенные симпатии. Вопросы международной жизни были сильной стороной политической деятельности как З.А. Бхутто, так и самой Б. Бхутто. Уже в середине 90-х годов, в связи с усилением экономическим роста Индии и ее значения на международной арене, Исламабад предпринял немало усилий в рамках организации «Исламская конференция» для внесения в повестку дня очередного саммита ОИК обсуждения кашмирского вопроса и создания специальной контактной группы по Кашмиру. Упоминание о Кашмире впервые появилось в 1986 г. в Кампальской декларации ОИК/ Kampala Declaration (по названию столицы Уганды, где и проходил саммит).

В 90-е годы изменение международной обстановки, вывод советских войск из Афганистана повлияли на роль Пакистана в мусульманском мире, в частности в деятельности ОИК он начинает играть роль посредника. Правительство премьер-министра Наваза Шарифа совместно с Саудовской Аравией и Ираном прилагало немало усилий по прекращению огня между двумя враждующими группировками — президента Раббани и премьера Хекматьяра в Афганистане.

Новый этап в деятельности ОИК начинается для Исламабада с мая 1998 г., когда Пакистан получает статус ядерной державы. 28 и 31 мая на полигоне Чагаи в Белуджистане в подземных шахтах были взорваны шесть боезарядов разной мощности. Они стали ответом на проведенные 11 и 13 мая 1998 г. подземные испытания пяти индийских ядерных боезарядов. Мир замер в удивлении — на международной арене отмечалась устойчивая тенденция к отказу от испытаний и в целом сворачивание ядерных программ.

На Индию и Пакистан было оказано колоссальное давление, против правительства премьер-министра Миана Наваза Шарифа были применены экономические санкции. Но в стране известие о взрывах было воспринято с большим воодушевлением – Пакистан адекватно ответил на вызов Индии! В мусульманском мире появилась первая ядерная страна. Забегая вперед, следует отметить, что на последнем саммите ОИК (июль 2008 г.) подчеркивалось, что «каждая страна — член ОИК имеет право использовать ядерную энергию в мирных целях» [1].

Новый импульс усилению позиций Пакистана в организации «Исламской конференция» дали, как это ни парадоксально, трагические события 11 сентября 2001 г. Нет, не сразу, со временем, но Пакистан приобрел для себя как друзей, так и недругов в мусульманском мире в начале ХХI века.

Атака исламских террористов на здания башен-близнецов в Нью-Йорке вызвала крайне негативную реакцию в мире в адрес мусульманских стран и ислама в целом. Долгие размышление, как позднее писал президент Пакистана генерал П. Мушарраф в своих мемуарах «На линии огня» /”In the line of fire» [2], заставили его задуматься и рассказать миру об истинном смысле исламской религии в целом, а также убедить мир пересмотреть свои взгляды на мусульман, переосмыслить и изменить роль и значение мусульманских государств на международной арене; привнести изменения в ОИК, вдохнуть в нее новую жизнь. П. Мушарраф предложил концепцию «просвещенной умеренности», которая в дальнейшем и стала официальной идеологией организации «Исламская конференция» [3].

Впервые Программа просвещенной умеренности была официально провозглашена президентом Исламской Республики Пакистан Первезом Мушаррафом на 10-м саммите организации «Исламская конференция» в Малайзии 16–17 октября 2003 г. В целом, она представляла развитие исламского мира в ХХI веке.

Программу просвещенной умеренности предлагалось вести по двум направлениям:

— сдерживание экстремизма и социально-экономическое развитие мусульманских стран в мире в целом;

— поддержка мусульманского мира со стороны международного сообщества в: а) решении конфликтных вопросов с вовлечением мусульман; б) экономической помощи внутренним административным, политическим, образовательным и социальным реформам, проводимым в исламском мире.

Первое направление программы связано с необходимостью дальнейшего активного социально-экономического развития мусульманских стран с одновременным отходом от политики обструкционизма, экстремизма и решения конфликтов военными методами. Для обеспечения динамичного процветания и гарантии мира внутри самого исламского сообщества предлагалось проведение ряда реформ, направленных на снижение уровня бедности, ликвидацию неграмотности, повышение образовательного уровня населения, увеличение количества рабочих мест, совершенствование системы здравоохранения и повышение социального благосостояния населения мусульманских стран в целом. Именно бедность, нищета, неграмотность, как считает автор программы, порождают экстремизм и терроризм.

Второе направление Программы просвещенной умеренности президент П. Мушарраф связывал с призывом к международному сообществу обеспечить безопасность в мире, процветание и гармонию, что может быть реализовано двумя путями:

— содействие международной общественности при решении межэтнических, межгосударственных и иных конфликтов, где одной из сторон выступают мусульмане или мусульманское государство;

— оказание Западом всесторонней помощи мусульманскому миру в социально-экономической сфере и т.д.

Исламский мир с воодушевлением принял концепцию «просвещенной умеренности», но со временем она стала тяготить исламский мир, прежде всего страны Персидского залива, которые видели в этом заявку на первенство в мусульманском мире.

На прошедшем в июне с.г. очередном саммите организации «Исламская конференция» Шах Махсуд Куреши/Shah Mehmood Qureshi министр иностранных дел в коалиционном правительстве, пришедшем к власти в результате всеобщих демократических парламентских выборов, прилагал усилия по восстановлению имиджа страны в исламском мире. Введение с 3 ноября по 15 декабря 2007 г. режима чрезвычайного положения в Пакистане, убийство экс-премьера Б. Бхутто, ряд террористических актов, прокатившихся по стране, свели многие усилия Исламабада на международной арене на нет.

В то же время вновь обсуждался кашмирский вопрос, и ОИК призывала и Пакистан и Индию, расположенные по обе стороны «линии контроля», провести переговоры перед запланированным очередным раундом [4].

На протяжении последних нескольких лет представители Пакистана неоднократно выступали за проведение внутренних реформ организации. И сегодня министр иностранных дел ИРП подчеркивает, что «ОИК еще слишком далека от реализации своего потенциала». Новый устав, принятый на саммите, «окажет помощь самой ОИК на пути ее трансформирования в организацию, полностью отражающую подлинные устремления и потенциал мусульман, насчитывающих шестую часть населения мира в ХХI веке» [5].

1. Pakistan Times 07.07.08.

2. «На линии огня» /”In the line of fire». М., 2007.

3. См. подробнее: Н.А. Замараева. Программа просвещенной умеренности Первеза Мушаррафа, 18.12.2006, www.iimes.ru.

4. Dawn 23.06.08.

5. Pakistan Times 19.06.08.

62.88MB | MySQL:102 | 0,640sec