Атака на миротворцев ЮНАМИД: выбор между примирением и усмирением Дарфура

В среду 10 июля контингент сил смешанной операции Африканского союза/Организации Объединенных Наций в Дарфуре (ЮНАМИД) понес тяжелые потери в результате засады в местечке Умм Хагиба, устроенной неизвестными. Бой шел около двух часов, в результате чего 7 миротворцев были убиты (пять руандийских военнослужащих, два офицера полиции ООН – один из Ганы, другой из Уганды), 22 получили ранения, семеро из них находятся в тяжелом состоянии. Сведений о потерь среди нападавших пока не поступало.

Так же пока нет точной информации о принадлежности боевиков, устроивших нападение. По одним данным (сведения ООН) это бойцы «Джанджавида», по другим (данные Суданского медиацентра) это боевики Движения за справедливость и равноправие (ДСР), по-третьим (пресс-секретарь суданского МИДа Али Ас-Садык) данная акция дело рук Суданской освободительной армии-объединенной фракции (СОА-ОФ).

Впрочем, это не так принципиально важно, кто конкретно напал на миротворцев, зато гораздо важен другой вопрос: нападения на миротворцев это единичные случаи или проявление общей тенденции?

Ответ на этот вопрос пока не в пользу ООН: это, увы, тенденция, и уже далеко не первое нападение (29 сентября 2007 г. в результате массированной ночной атаки бойцов СОА (Суданской освободительной армии) на базу Миссии Африканского союза в Судане (МАСС) в городе Хасканите (Южный Дарфур) погибло 10 миротворцев, за 11 месяцев с момента принятии резолюции 1769 было зафиксировано 6 атак на силы ЮНАМИД).

Тут немаловажно отметить и такой интересный факт, что по сведениям чрезвычайного посланника США в Судане Ричарда Вильямсона в Дарфур на помощь МАСС пока что прибыло только 585 миротворцев ООН. Это заявление было сделано им месяц назад, но общая картина с тех пор мало изменилась.

О том, что нужно делать руководству ООН в такой ситуации, мы говорили уже не раз. Главное это изменить формат миссии: Дарфур надо не мирить, а усмирять, причем жестко и решительно, если не с кем договариваться, то и не надо тратить на это время, давая возможность бандитским группировкам творить свою преступную вакханалию.

Как заявил специальный посланник Генерального секретаря ООН и Африканского союза по Дарфуру Ян Эллиасон: «продолжающиеся столкновения в Дарфуре между повстанческими движениями и суданскими вооруженными силами, а также племенной милицией ясно свидетельствуют о том, что этот неразрешимый конфликт все еще в разгаре». То есть перед нами новый гордиев узел, который нужно развязать, чтобы спасти жизни сотен тысяч людей.

Однако история человечества знает и другой путь решения подобных проблем: Александр Македонский, не сумев развязать гордиев узел, разрубил его одним махом меча.

Конечно, Пан Ги Мун не Александр Македонский, однако, добившись принятия резолюции 1769, ему теперь надо довести её реализацию до победного конца. Этому активно мешает правительство Судана, опасающееся перехода Дарфура под контроль международного сообщества в лице ООН.

Поэтому ООН, фактически стоит перед нелегкой дилеммой: силой ввести в Судан все необходимые для полноценного развертывания ЮНАМИД подразделения с их вооружением и техникой, но окончательно испортив при этом отношения с официальным Хартумом, либо уговаривать суданское правительство с целью не препятствовать размещению контингента ЮНАМИД, но не иметь в этом случае гарантированной возможности защитить не то что местное население, но и самих миротворцев от жестоких нападений боевиков.

Так что же выбрать: скорейшее спасение миллионов дарфурцев или сохранение нормальных рабочих отношений с правительством Судана, чтобы добиться от него полноценной реализации всех мер, изложенных в резолюции 1769?

Пока ООН выбирает последнее: Пан Ги Мун призвал власти Судана сделать все возможное, чтобы виновные в совершении нападения 9 июля на миротворцев ЮНАМИД были привлечены к ответственности.

Правда, необходимо отметить ещё один принципиальный момент, о котором предпочитают не говорить. Дело в том, что опыт подобных дарфурскому конфликту убедительно свидетельствует, что для их решения необходима не только воля политиков и их партий, но миллионов беззащитных жертв данных конфликтов. Ведь именно из этих миллионов насмерть запуганных людей боевики вербуют себе пополнение, отбирают у них еду и т.д.

Чтобы разрешить конфликт эти миллионы людей нужно привлечь на сторону, в данном случае, ЮНАМИД, но для этого нужно заслужить их доверие. Сделать это непросто: всем простым дарфурцам понятно, что жизнь в регионе зависит от того, чей повстанческий отряд контролирует данную местность. Именно полевые командиры и суд, и благотворительная организация и власть в одном лице.

Для изменения данной ситуации миротворцы ЮНАМИД должны силой своего оружия доказать, что они и только они истинные хозяева Дарфура. После того как им поверит, а произойдет это, разумеется, далеко не сразу, большинство мирного населения региона, у руководство ЮНАМИД появится надежный источник информации обо всех незаконных вооруженных формированиях в Дарфуре, их структуре, базах, источниках пополнения оружием и материальными средствами.

А, зная это, можно провести целый ряд узконаправленных операций по ликвидации наиболее одиозных дарфурских вооруженных группировок. Тем более, что подобные мероприятия не противоречат букве и духу мандата ЮНАМИД: «способствовать восстановлению необходимой обстановки в плане безопасности, требуемой для безопасного предоставления гуманитарной помощи, и содействовать полному гуманитарному доступу на всей территории Дарфура».

Пока, что все происходит с точностью до наоборот: полевые командиры и их отряды чувствуют себя в полной безопасности, им даже удалось вынудить руководство Всемирной продовольственной программы (ВПП) с начала мая наполовину уменьшить продуктовые пайки для населения Дарфура, так как сначала года бандиты захватили 38 грузовиков с продовольствием, зафрахтованных ВПП.

Для преломления этой ситуации нужны самые решительные действия мирового сообщества как в самом Дарфуре силами ЮНАМИД, так и за его пределами путем оказания мощного давления на руководство Судана по всем каналам дипломатического и международного сотрудничества, в частности, в экономической области.

Однако такой подход противоречит позиции заместителя Генерального секретаря по миротворческим операциям Жана-Мари Геэнно, который заявил, что Совет Безопасности должен дать четкое послание всем сторонам конфликта в Дарфуре о том, что единственный путь выхода из кризиса — переговоры и что военного решения нет и быть не может.

Но чтобы эти переговоры стали реальностью «голубым каскам» ЮНАМИД надо будет на время забыть о том, что они миротворцы и заняться тем, к чему их долго и упорно готовили на армейской службе —искать и уничтожать противника, захватывать и удерживать стратегические точки, ликвидировать пути подвоза оружия и материальных средств для незаконных вооруженных формирований и т.д.

Ведь даже Геэнно был вынужден признать, что «неукомплектованной миссии [ЮНАМИД-автор] приходится действовать фактически в условиях войны», а раз так, то как говорил классик, «на войне как на войне».

Вряд ли, кто-нибудь из сотен тысяч спасенных от верной смерти таким способом дарфурцев будет жаловаться в Совбез ООН на неправомерные действия миротворцев, объявивших войну на полное уничтожение всем бандитствующим группировкам на Западе Судана.

Разумеются, будут жалобы на эти действия ЮНАМИД со стороны официального Хартума, но в таком случае ему придется перед лицом всего мирового сообщества объяснять, почему в Дарфуре ежедневно гибнут десятки мирных жителей и миротворцы, а виновные в этом так и не преданы суду.

Сейчас ООН и мировое сообщество в целом стоят перед тяжелейшим выбором: сделать всю юридически правильно, развертывая и осуществляя миссию ЮНАМИД, но допустить при этом гибель многих сотен дарфурцев, а возможно и представителей миротворческого контингента, или пользуясь «грязными приемами» как можно быстрее развернуть миротворцев в Дарфуре и спасти наконец мирное население от бедствий и ужасов кровопролитного конфликта, чего оно ждет с 2003 года.

Каждый день промедления с принятием принципиального решения по этому вопросу лишь увеличивает и без того длинный перечень жертв дарфурского конфликта. Но все-таки пока ещё жива надежда, на то, что поступок Александра Македонского будет повторен и Дарфур будет усмирен подразделениями ЮНАМИД.

52.29MB | MySQL:103 | 0,535sec