Пакистан: итоги развития экономики в 2007/08 г. и перспективы экономического роста в 2008/09 г.

Завершился 2007/08 финансовый год(1), отмеченный усложнением как социально-экономической, так и политической ситуации в Пакистане. Об этом недвусмысленно говорится в основном официальном экономическом документе пакистанского правительства «Обзоре экономики Пакистана», ежегодно выходящим в свет уже почти 50 лет. В частности, представляя пакистанским и иностранным экспертам этот документ, министр финансов и экономики страны Сайед Навид Камар отметил, что «2007-08 год был тяжелым годом для пакистанской экономики. Некоторые политические и экономические события как внутри страны, так и за рубежом произошли неожиданно. Среди них неблагоприятная политическая ситуация, нестабильность в сфере законодательства и порядка…».(2)

Рассматривая основные макроэкономические параметры следует отметить замедление темпов экономического роста страны, в особенности по сравнению с предыдущими годами. В частности, реально прирост ВВП составил, по мнению министерства финансов страны, в истекшем финансовом году лишь 5,8% (по сравнению с запланированным ростом в 7,2%).(3) Что касается ведущих отраслей экономики – сельского хозяйства и промышленности — то здесь, естественно, также налицо падение производства, причем в агросфере оно носит просто катастрофический характер – всего 1,5% по сравнению с планом в размере 4,8%. При этом главное падение пришлось на основные сельскохозяйственные культуры, в то время как, например, животноводство, обеспечивающее 52% добавленной стоимости в этой отрасли, показало рост в размере 3,8%.(4)

Рост промышленного производства составил лишь 5,4%, причем рост крупной индустрии (всегда обгонявший общее усредненное увеличение этого параметра, т.е. в совокупности с мелкой промышленностью) был на этот раз необычайно низок – всего 4,8%.(5) Иными словами, здесь на первый план вышло мелкое промышленное производство, что в Пакистане случается крайне редко.

Естественно, было бы некорректным усматривать заметное падение общих макроэкономических показателей лишь в политической нестабильности в стране, начиная с осени прошлого года, а может быть даже с марта 2007 г., когда был отстранен от должности Верховный судья Пакистана Ифтихар Чаудхри. Здесь сыграл свою роль целый комплекс негативных (в первую очередь экономических) факторов – рост мировых цен на энергоносители (Пакистан удовлетворяет свои потребности в сырой нефти за счет собственной добычи лишь на 18%),(6) неблагоприятная конъюнктура на мировом рынке текстиля (являющегося основным экспортным товаром и, соответственно, главным источником валютных поступлений в страну), общий рост цен на многие продовольственные товары, приведший (как результат) к заметному росту внутренних цен на них, налоговые послабления в бюджете, обусловившие сокращение его доходной части, снижение притока прямых иностранных инвестиций (связанное в первую очередь с нестабильностью политической обстановки в стране), ускоренный рост цен внутри страны на многие товары первой необходимости (не только продовольственные), рост впервые за последние 10 лет государственного долга и некоторые другие причины, о которых речь пойдет ниже.

Нынешнее пакистанское правительство стремится свалить все экономические невзгоды на недальновидную, а временами просто ошибочную (с точки зрения теперешнего руководства) политику предшествующего правительства Шаукат Азиза. Премьер-министр Юсуф Раза Гилани открыто говорит о том, что рост экономики страны в предшествующие годы – «ложь Шаукат Азиза об экономическом чуде».(7) Ставятся под сомнение достигнутый доход на душу населения в размере 925 долл., низкие темпы роста инфляции на уровне 7% в последние годы, отмечается сокрытие реальной нормы накопления (ее завышение) и т.д.; при этом особо инкриминируется предыдущему правительству «разбазаривание» средств на представительские цели, в первую очередь на приобретение дорогих бронированных автомобилей.(8)

Однако ведущий экономический документ пакистанского правительства – «Pakistan Economic Survey 2007-2008», подготовленный уже при премьер-министре Юсуф Р. Гилани, показывает даже более высокие цифры дохода на душу населения, нежели полагают многие пакистанские и зарубежные эксперты и некоторые иные официальные издания – 1085 долл. Однако по нашему мнению, это уже явно завышенный показатель, призванный скорее скрасить крайне мрачную общую картину в экономике страны, нарисованную в указанном экономическом издании.(9)

С нашей точки зрения эти и другие обвинения в адрес прежнего правительства носят преимущественно пиаровский характер. Уже сейчас, по прошествии нескольких месяцев после прихода к власти нынешнего руководства, рассматривая деятельность «экономических» министров, не только не видно каких-либо пусть самых незначительных улучшений в национальном хозяйстве страны, но наоборот – ситуация в целом имеет тенденцию к ухудшению. Достаточно сказать, что валютные резервы страны к середине июля этого года сократились до 11 млрд. долл., в то время как в начале ноября 2007 г. они составляли 16,5 млрд. долл.(10) Курс рупии по отношению к доллару США снизился до критической отметки в 72 рупии за 1 долл. – только за 15-17 июля с.г. рупия упала в цене на 4%(11) (этот параметр стабильно составлял 60 рупий за 1 доллар в июле 2005, 2006, 2007 гг., 62 рупии – январь 2008 г., 64-48 рупий в мае 2008 г.).(12)

Наконец, нельзя не сказать о значительном росте инфляции – только по официальным данным в апреле 2008 г., например, она составила 17% (что является наивысшей за последние три десятилетия)(13) по сравнению с 14 % в марте этого года и 7 % в апреле 2007 г. Об этом специально сообщил министр финансов страны в своем обращении к иностранным инвесторам, дабы не создавалось, как он отметил, предвзятое мнение о сокрытии истинных темпов роста инфляции.(14)

И уж, конечно, просто смехотворными выглядят обвинения Шаукат Азиза в приобретении бронированных автомобилей для ведущих министров прежнего правительства. Видимо, руководство ПНП и ПМЛ (Н) забыли о недавней трагедии, потрясшей весь мир, — убийстве лидера ПНП Беназир Бхутто, хотя Федеральная служба безопасности Пакистана неоднократно напоминала ей о необходимости постоянно пользоваться бронированными средствами передвижения, а также надевать бронежилет при публичных выступлениях или просто появлении в общественных местах.

Однако вернемся к анализу экономической ситуации в стране в истекшем финансовом году.

Как отмечают официальные источники, экономический рост в стране был достигнут не за счет реального сектора (как это видно в первую очередь из приведенных выше данных о неблагоприятном состоянии сельского хозяйства и промышленности), а за счет сферы услуг: рост отраслей, входящих в нее (торговля, кредитно-денежная система, административно-управленческая система, коммунальное хозяйство, домовладение и некоторые другие): здесь годовой прирост добавленной стоимости составил 8,2% по сравнению с 7,6% в 2006/07 г.(15) При этом сфера услуг обеспечила в среднем ? всего ВВП страны в 2007/08 г., в то время как в реальном секторе на этот раз было создано лишь ? конечного общественного продукта.(16)

Выше уже была отмечена крайне тяжелая ситуация в сельском хозяйстве, обусловленная не просто замедлением, но сокращением производства ряда основных сельскохозяйственных культур (major crops) и лесоводства – соответственно на –3% и –8,5%. А агросфера обеспечивает 21% ВВП. Наиболее сложная ситуация сложилась с производством таких важных для внутреннего потребления и внешнеторговых операций культур как пшеница и хлопок (что, в свою очередь, было вызвано затяжными дождями в мае 2007 г., не позволившими собрать полноценный урожай осенью 2007 г.). Как результат, урожай пшеницы составил 21,7 млн. тонн (в 2006/07 г. – 23,3 млн. тонн), а хлопка – 11,7 млн. кип (12,9 млн. кип в 2006/07 г.).(17) Крайне незначительно выросло производство риса – лишь на 2,3% (5,6 млн. тонн). Практически лишь за счет значительного роста производства сахарного тростника (на 17% или 64 млн. т) и кукурузы (на 7,3%) удалось добиться весьма незначительного общего роста сельского хозяйства в размере 1,5%.(18) Неудивительно, что Пакистан был вынужден обратиться за помощью в поставках пшеницы к ряду стран, в первую очередь к США (Пакистан в настоящее время испытывает нехватку 2,5-3 млн. тонн пшеницы; пока что Вашингтон согласился экспортировать 500 тыс. т пшеницы).(19)

Не менее сложное положение сложилось в пакистанской промышленности. Как указано выше, общий рост промышленного производства составил лишь 5,4% по сравнению с запланированными ранее на 2007/08 финансовый год 10,9% и реально достигнутыми в 2006/07 г. 8,2% (среднегодовые темпы роста этой отрасли за последние 5 лет составляли 10,4%).(20)

Хотелось бы подчеркнуть, что мы приводим исключительно официальные макроэкономические показатели (рост ВВП, сельского хозяйства, промышленности, сферы услуг), подготовленные министерством финансов страны совместно с Госбанком Пакистана. Но отнюдь не исключено, что реальные статистические данные могут оказаться даже хуже представленных, поскольку при всем заверении официальных лиц в полной правдивости информации о положении в экономике страны есть основания полагать, что руководители ведущих экономических ведомств крайне заинтересованы в минимальном представлении столь негативных статданных о ситуации в национальном хозяйстве страны, дабы не снизить заинтересованность иностранных инвесторов во вложении их капиталов в экономику Пакистана и в первую очередь – не отпугнуть их от содействия в развитии пакистанской промышленности. Особенно, если учесть, что по признанию в конце 2006/07 финансового года тогдашнего министра финансов д-ра Салман Шаха «53% экономического роста страны в истекшем году (2006/07 – С.К.) было обеспечено за счет иностранных инвестиций».(21)

Учитывая, что значительная часть иностранных инвестиций направляется в индустрию, едва ли можно сомневаться, что политическая нестабильность весьма негативно сказалась в конечном итоге на росте промышленного производства, о чем свидетельствует даже официальная статистика. Крупная промышленность, обеспечивающая свыше 70% общей добавленной стоимости в этой отрасли, показала рост в размере лишь 4,8% (было запланировано 12,5%, а в 2006/07 г. ее реальный рост составил 8,6%; а в 2005/06 г. он был еще выше – 10,7%). Здесь, в частности, сказалось сложное положение в текстильной отрасли (производство тут сократилось на 2,1%),(22) по производству удобрений, моющих средств, бумаги, растительного масла, металлических болванок, а также в автомобильной промышленности, ряде других отраслей. А это сложное положение, в свою очередь, явилось следствием затяжного политического кризиса в стране, постоянной острой нехватки электроэнергии, частых простоев ряда производств из-за неурегулированности разногласий между рабочими и администрацией и, конечно, охлаждением как отечественных, так особенно и зарубежных инвесторов к вложению капиталов в целый ряд индустриальных производств.

Достаточно в этой связи сказать, что прямые иностранные инвестиции за период с июля 2007 г. по май 2008 г. включительно (последние имеющиеся официальные данные) сократились на 14% (!), с 4,5 млрд. долл. в 2006/07 г. до 3,9 млрд. долл. в 2007/08 г. А если рассматривать ситуацию с инвестициями в целом (т.е. прямые инвестиции совместно с портфельными), то здесь положение окажется еще более серьезным: этот параметр уменьшился за тот же период более, чем на 37%(!) — с 6,3 млрд. до 3,9 млрд. долл.(23) Нет сомнений в том, что иностранные капиталовладельцы заняли выжидательную позицию в первую очередь с учетом неопределённости политической обстановки в стране. И все попытки списать сложную экономическую ситуацию на прежнее правительство Шаукат Азиза, а политическую – на президента Первез Мушаррафа — пока что успехом не увенчались и едва ли приведут к какому-либо позитивному для нынешнего пакистанского руководства результату.(24)

Однако для населения на потребительском уровне имеют значения совершенно иные параметры и факторы, а именно – рост цен на основные потребительские, в первую очередь продовольственные товары. Только за одну неделю в мае цены на такие важные продукты питания как рис сорта «ирри-6» выросли на 8,6% (44,5 рупий за 1 кг), сорта «басмати» — на 5,6% (52,5 рупий за 1 кг), растительное масло – на 3,2% (130,9 рупий за 1 литр), картофель – на 3,8% (15,6 рупий за 1 кг);(25) а в апреле 2008 г. заметно выросли цены на фрукты – на 26%, яйца – на 27%, пшеничную муку – на 22%, цыплята – на 16%.(26) Напомним, что курс рупии к доллару составлял в апреле 63 рупии за 1 доллар, а в мае – 68 рупий. И такого рода быстрый рост цен на потребительском рынке вызывает серьезное недовольство не только среди наименее обеспеченных слоев населения, но и семей со средним по пакистанским меркам достатком.(27)

В какой-то мере многим пакистанским семьям удается сгладить критическую ситуацию на потребительском рынке благодаря поступлениям от пакистанцев, работающих за границей. В 2007/08 г. они достигли рекордной суммы в размере 6,5 млрд. долл. (5,5 млрд. долл. в 2006/07 г.). Основная часть средств такого рода поступила из США – 1.762 млн. долл. Далее следуют Саудовская Аравия – 1.251 млн. долл., ОАЭ – 1.090 млн. долл., Бахрейн, Кувейт, Катар и Оман вместе взятые – 983 млн. долл., Великобритания – 459 млн. долл., Европейский Союз – 177 млн. долл.(28) С нашей точки зрения (в первую очередь, с учетом прежних тенденций) есть все основания полагать, что эти поступления с годами будут только увеличиваться.

Весьма непростая ситуация сложилась и в другой важной отрасли экономики – внешней торговле. Здесь в 2007/08 году наблюдался значительный рост дефицита торгового баланса – до 20,2 млрд. долл. по сравнению с 13,2 млрд. долл. в предыдущем, 2006/07 финансовом году. Это означает, что внешнеторговый дефицит (по предварительным данным) превысил пакистанский экспорт, составивший в 2007/08 г. 19,2 млрд. долл., в то время как импорт достиг, таким образом 39,4 млрд. долл. Медленный рост пакистанского вывоза обусловлен главным образом некоторым сокращением экспорта товаров хлопковой группы (хлопчатобумажная пряжа, ткани, готовые изделия) – до 10,6 млрд. долл. по сравнению с 10,8 млрд. долл. в предыдущем финансовом году. А так как эти товары обеспечивают свыше 55% экспортных поступлений, то любое, даже незначительное сокращение объема их вывоза чувствительно отражается на всем экспорте.(29)

Рост импорта был объективен и связан с негативной для Пакистана ситуацией на мировом рынке нефтепродуктов, необходимостью закупок продовольствия, в первую очередь пшеницы, металлолома и металлоконструкций. Кроме того, страна была вынуждена резко увеличить закупку на мировом рынке удобрений – вместо планировавшихся 1 млн. т был ввезено 2 млн. т различных удобрений.(30)

Объявленная на 2008/09 г. «новая торговая политика» не несет на себе никакой «новой» нагрузки: заявленные цели абсолютно традиционны – любыми путями сократить импорт и повысить экспорт. Причем рост экспорта запланирован в совершенно нереальных размерах – не менее, чем до 22 млрд. долл., т.е. сразу аж на 15% по сравнению с завершившимся, 2007/08 г.(31) Как точно отметил известный пакистанский экономист, сенатор Хуршид Ахмед, являющийся лидером Независимой оппозиционной группы, «новая торговая политика это всего лишь список желаний».(32) При этом в официальных пакистанских документах нигде не указывается до каких пределов предполагается снизить импорт; как неофициально сообщили нам некоторые пакистанские экономисты, правительство само этого не знает в силу неясности ситуации с ценами на нефть и нефтепродукты, а также продовольствие на мировом рынке в предстоящем году.(33)

Говоря о перспективах макроэкономического роста в 2008/09 г. сошлемся на мнение экспертов Мирового банка и МВФ, которые полагают, что максимум, чего сможет достичь Пакистан в этом плане, так это увеличение ВВП лишь максимум в размере 3,5%, склоняясь при этом даже скорее к цифре в 3%. Нельзя при этом не заметить, что Плановая комиссия Пакистана уверена, что страна сможет достичь роста не менее, чем в 6,5%. Выводы Мирового банка и МВФ основывались на заключении экспертов этих двух международных организаций, работавших в Пакистане в течение мая 2008 г. с целью детального изучения ситуации в пакистанской экономике и прогноза ее развития в будущем.(34)

По мнению специалистов МВФ, Пакистан практически не имеет шансов сократить отношение бюджетного дефицита к ВВП с нынешних 7% до 4,7% в 2008/09 г., что является главным условием предоставления Мировым банком займа Исламабаду в размере 500 млн. долл. для улучшения положения с платежным балансом страны.(35)

Следует также отметить довольно амбициозные планы пакистанского руководства по выполнению объявленного бюджета на 2008/09 г. Предполагается удержать расходы на уровне 2.300 млрд. рупий за счет принятия целого ряда мер (уменьшение различного рода субсидирования, ограничение приобретения предметов роскоши, повышение на эти виды товаров – свыше 300 наименований — импортных пошлин, что означает одновременное увеличение доходов бюджета, замораживание почти всех расходов, идущих не на развитие экономики, за исключением зарплаты в госсекторе и пенсий и т.д.). Из общей суммы затрат в 2.300 млрд. рупий 1.493 млрд. – текущие расходы (в т. ч. 930 млрд. — административно-управленческие, 296 млрд. – военные), выполнение Программы развития госсектора – 550 млрд. рупий, другие экономические затраты – 150 млн. рупий; остальные расходы – это т.н. «прочие».(36)

Пока что государство смогло обеспечить покрытие расходов 2008/09 г. в размере лишь 2.128 млрд. рупий. Из этой суммы 1.679 млрд. – внутренние поступления (1.252 млрд. рупий – налоговые доходы и 427 млрд. – неналоговые доходы), внешние источники финансирования – 300 млрд. рупий, банковские заимствования – 149 млрд. рупий.(37)

Любопытно отметить, что впервые за многие годы публично детально раскрыты основные позиции военного бюджета. Мы отметим лишь основные виды военных расходов в 2008/09 г. Сухопутные войска – 129 млрд. рупий (123 млрд. в 2007/08 г.), ВВС – 71 млрд. рупий (67 млрд. в предыдущем году), ВМС – 29 млрд. рупий (25 млрд. в 2007/08 г.), производство вооружения и военной техники – 66 млрд. рупий (57 млрд. в предыдущем году).(38)

А вот удастся ли достигнуть, как декларирует министр финансов Пакистана Сайед Навид Камар, экономического роста в 2008/09 г. в размере 5,5%, удержать темпы роста инфляции на уровне 12%, несколько повысить валютные резервы – до 12 млрд. долл., сократить дефицит по текущим счета до 6% от ВВП, а торговый дефицит – до 4,7% от ВВП – может показать только время.(39)

1) Финансовый год в Пакистане начинается 1 июля данного календарного года и завершается 30 июня следующего года.

2) Pakistan Economic Survey 2007-08. Islamabad, 2008, p. i.

3) Business Recorder. 10.06.2008.

Все экономические показатели рассчитываются по итогам того или иного финансового года не за 12, а лишь за 9 текущих месяцев (июль-март) с экстраполяцией на последующие 3 месяца (апрель-июнь, Provisional). Лишь через год публикуются данные непосредственно за весь финансовый год, да и то они носят в значительной степени предварительный пересмотренный характер (Revised). Реальные (Actual) статистические данные появляются, как правило, по прошествии 3-4 лет после завершения данного финансового года.

4) Pakistan Economic Survey 2007-08. Islamabad, 2008, p. i.

5) Business Recorder. 10.06.2008.

6) Business Recorder. 11.06.2008.

В связи с ухудшением положения на рынке энергоносителей правительство Саудовской Аравии приняло решение поставлять Пакистану нефть на весьма льготных условиях, т.е. по ценам ниже мирового рынка. Одновременно выросли размеры ежедневно поставляемой Пакистану нефти на такого рода условиях — с 80 тыс. баррелей в день до 110 тыс. А в марте текущего года, учитывая серьезное ухудшение ситуации для Пакистана на рынке энергоносителей, эта страна предоставила Пакистану нецелевой грант на сумму в 300 млн. долл. (Business Recorder. 11.06.2008, The News. 12.03.2008).

7) Business Recorder. 16.06.2008.

8) Dawn. 5.05.2008.

9) Pakistan Economic Survey 2007-08. Islamabad, 2008, p. viii. Многие пакистанские периодические издания после презентации «Обзора экономики Пакистана в 2007-2008 г.» вышли с унылыми заголовками типа «в «Обзоре экономики Пакистана за 2007/08 г. содержится мрачная картина» (The News. 11.06.2008.), «Экономический обзор показывает унылую картину» (Afshan Subohi. Dawn. June 11, 2008), «Обзор» показал недостатки в сельском хозяйстве» (Mansoor Ahmad. The News. 11.06.2008), «Экономический обзор: экономика выросла лишь на 5,8%, хотя был запланирован рост в размере 7,2%» (Business Recorder. 10.06.2008) и т.п.

10) Dawn. 18.07.2008.

11) Ibid.

12) Dawn. 1.07.2005. Dawn. 1.07.2006. Dawn. 1.07.2007. The News. 20.01.2008. The News. May 13, 2008. Business Recorder. 17.07.2008.

13) Pakistan Economic Survey 2007-08. Islamabad, 2008, p. ii.

14) The News. 17.05.2008.

15) Pakistan Economic Survey 2007-08. Islamabad, 2008, p. i.

16) Ibid.

17) Pakistan Economic Survey 2007-08. Islamabad, 2008, p. vi-vii.

18) Pakistan Economic Survey 2007-08. Islamabad, 2008, p. vii.

19) Dawn. 18.07.2008.

20) Pakistan Economic Survey 2007-08. Islamabad, 2008, p. vii.

21) Pakistan Economic Survey 2006-07. Islamabad, 2007, p. 1.

22) Business Recorder. 18.07.2008.

23) Business Recorder. 18.06.2008.

24) Dawn. 18.07.2008.

25) Dawn. 17.05.2008.

26) Business Recorder. 13.05.2008.

27) Business & Finance Review. 19.05.2008.

28) Business Recorder. 18.07.2008. Dawn. 12.06.2008.

29) Dawn. 18.07.2008.

30) Pakistan Economic Survey 2007-08. Islamabad, 2008, p. ix.

31) Dawn. 21.07.2008.

32) Dawn. 20.07.2008.

33) Dawn. 19.07.2008.

34) Business Recorder. 11.06.2008.

35) Business & Finance Review. 16.06.2008.

36) The News. 12.06.2008.

37) Dawn. June 12, 2008

38) Business Recorder.18.06.2008.

39) Dawn. June 12, 2008

52.31MB | MySQL:103 | 0,418sec