Заключение перемирия между враждующими сторонами в Ливии не замедлило сказаться на стабилизации дел в экономике страны. Разумеется, до ее восстановления еще очень и очень далеко, но до максимально возможных «кризисных» значений, нефтяная отрасль вышла, буквально, за считанные дни, нарастив добычу, до неслыханных, еще в начале этого месяца, 700 тысяч баррелей в сутки. Объяснение этому, тем временем, достаточно простое: все, что касается нефти в Ливии, вынесено за рамки военной составляющей конфликта. Все ключевые элементы отрасли не обстреливались и не бомбились, за исключением единичных случаев. Их весьма тщательно охраняли, и как стало известно, даже сотрудники российской ЧВК «Вагнер». Не совсем, правда, понятно, чьи, конкретно, месторождения, и от кого. И во-вторых, вынужденный простой, все-таки, позволил провести некоторый минимальный объем работ по восстановлению и поддержанию технической готовности трубопроводов, насосных станций, систем водоочистки, электроснабжения и пр., что способствовало быстрому наращиванию добычи и перекачки нефти к побережью.
Обзор основных экономических событий, произошедших в Ливии с момента подписания соглашения о прекращении огня, подготовленный Ливийским новостным агентством (WAL – Wikalat Al Anbaa Al Libya), позволяет оценить темпы нормализации экономической жизни и на западе, и на востоке страны.
Триполи, 19 октября 2020 г. (WAL) — Нефтегазовая компания Mellita сообщила о постепенном возвращении к работе добывающих подстанций на месторождение Абу-аль-Тыффль. Компания ожидает, согласно заявлению, опубликованном на ее официальном веб-сайте, что отгрузка начнется после того, как месторождение будет полностью введено в эксплуатацию, добавив, что после снятия статуса форс-мажора с нефтяного порта Зуэйтина компания вместе с операционными подразделениями нефтяной компании «Зуэйтина2 и компании «Аль-Сарир» в координации с производственным отделом Национальной нефтяной корпорации «приступила к созданию механизма возобновления добычи».
Брега, 24 октября 2020 г. (WAL) — Нефтяной порт Брега принял в субботу, танкер Paris Tramo, под либерийским флагом, с грузом аммиака в количестве около (13000) тонн — согласно официальной интернет-странице нефтяных портов Брега и Зуэйтина. Кроме того нефтяной терминал Зуэйтина принял нефтеналивной танкер Nordic Press, который также оперирует под флагом Либерии и перевозит один миллион баррелей сырой нефти.
Бенгази, 25 октября 2020 г. (WAL) — Администрация порта Бенгази опубликовала последние данные, которые свидетельствуют, что за последние дни многие коммерческие суда швартовались в порту Бенгази. Так, судно EG Future, принадлежащее международному экспедитору, пришвартовалось, нагруженное 396 контейнерами с различными товарами на борту, в дополнение к прибытию в Бенгази корабля S Free судового агента Amwaj Libya Company for Shipping Agencies со 118 контейнерами на борту. Прибыл в Бенгази и автомобильный паром Grand Huitzen, принадлежащий компании Mayar Libya Shipping Agencies Company, которой доставил 964 автомобиля, прибывшие с европейского рынка.
Возобновление коммерческого судоходства у восточных берегов Ливии стало возможным благодаря облегчению режима досмотровых мероприятий, проводившихся в рамках международной операции IRINI, хотя сама операция пока продолжается.
Триполи, 23 октября 2020 г. (WAL) — Комитет по управлению операторами Mellita Oil and Gas Company при участии Департамента проектов и Департамента планирования и контроля, а также, при участии Департамента технического обслуживания и проектов Национальной нефтяной корпорации обсудил рабочий процесс проекта строительства газопровода для снабжения опреснительной установки в Зуваре газом из комплекса Mellitah. На встрече были рассмотрены последние события в этом проекте и меры, принятые компанией для возобновления работы над ним после остановки, вызванной пандемией коронавируса. В ходе этой встречи было подчеркнуто, что необходимо приложить дополнительные усилия для обеспечения возобновления работы и соблюдения графика, а также для скорейшего завершения проекта. Следует отметить, что все, что связано с газом в Ливии, до сих пор представляет самые широкие возможности для инвестиций и любых видов сотрудничества.
Триполи, 22 октября 2020 г. (WAL) — Руководство завода по производству цемента и чугуна Union в Злитене объявило о возобновлении производственных операций на заводе, после перерыва в работе, более чем на месяц, произошедшего из-за отключения электроэнергии. Руководство завода указало, что завод вернулся к работе с производственной мощностью до 100 грузовиков цемента, и что, если производственные операции будут продолжаться без перебоев, ожидается, что производственная мощность увеличится еще больше. Приостановка работы на заводе привела к повышению цены одного мешка цемента на местном рынке, которая иногда превышала, в итоге, 60 динаров за центнер.
Аль-Хомс, 27 октября 2020 г. (WAL) — Ливийская портовая компания, филиал в Хомсе, подтвердила, что порт ожидает захода двух коммерческих судов. Согласно ежедневному отчету компании, порт готов к приему зерновозного судна Maraki, принадлежащего судоходному агенту Al-Horizon Al-Shuaa Company, которое перевозит 22 320 тонн твердой пшеницы, в дополнение к цементовозу «Салли М» с 7000 тонн цемента в мешках. Стоит отметить, что в последние дни порт принял ряд коммерческих судов, груженных различными товарами, включая сахар и сельскохозяйственный фосфат, в дополнение к контейнерам и 11 партиями автомобилей, прибывших из Европы.
Начало нормализации обстановки в Ливии не осталось незамеченным в ряде стран, ранее крупных торговых партнеров Триполи. В скором будущем следует ожидать их возврата на ливийский рынок.
Сеул, 27 октября 2020 г. — (WAL) — Южная Корея приветствовала соглашение о прекращении огня в Ливии, заключенное между сторонами ливийского кризиса и подписанное в Женеве под эгидой Организации Объединенных Наций. Пресс-секретарь министерства иностранных дел Южной Кореи, Ким Ин Чул заявил, что его страна приветствует подписание соглашения о прекращении огня и надеется на настоящий мир и стабильность в Ливии через искреннее и честное выполнение соглашения.
Триполи, 27 октября 2020 г. (WAL) — Всемирная продовольственная программа Организации Объединенных Наций в Ливии приветствовала финансовый взнос в размере 3,5 млн евро, предоставленный правительством Италии для поддержки операций ВПП в Ливии. Он включает в себя «жизненно важную продовольственную помощь для более чем 60 000 нуждающихся людей по всей Ливии, поддержку в чрезвычайных ситуациях и сбор данных для определения потребностей и руководства гуманитарным вмешательством». В заявлении ВПП указано, что начало первого этапа ваучерной помощи в Ливии стало возможным благодаря предыдущим взносам Италии, что позволило ВПП обеспечить дальнейший успех. ВПП пояснила, что, благодаря содействию Италии, она начала использовать электронные ваучеры на раздачу продовольственной помощи в Ливии с появлением пандемии коронавируса в начале этого года, потому что это помогает обеспечить сокращение очередей, что сейчас очень важно.
И, наконец, еще одно, весьма потенциально значимое событие произошло в ливийско-мальтийском формате, особенно, если учесть то обстоятельство, что на сопредельных участках морского шельфа обеих стран расположены внушительные запасы нефти и газа, а также то, что Мальта традиционно является для Ливии, наряду с Тунисом, важнейшим выходом во внешний мир.
Валлетта, 27 октября 2020 г. (WAL) — Мальтийский веб-сайт Newsbook сообщил, что министр связи в Правительстве национального согласия, инженер Миляд Маатук подписал в ходе двусторонней встречи два меморандума о взаимопонимании в области морского и воздушного транспорта с министром транспорта Мальты, Яном Боргом. Мальтийский веб-сайт процитировал Министерство транспорта Мальты, заявившее, что первый меморандум о взаимопонимании касается сотрудничества в морском и авиационном секторах, и что это соглашение приведет к углубленному сотрудничеству между двумя странами, в том числе, на техническом уровне, в отношении таких аспектов, как управление портами, авиационная и морская безопасность, а также расследование происшествий на море, а также в таких секторах, как обучение и сотрудничество на международных форумах. Первый меморандум о взаимопонимании также рассматривает возможность пересмотра ранее заключенных двусторонних авиационных соглашений, в соответствии с последними требованиями, а также возможность регистрации и перемещения транзитных пассажиров между двумя странами, регистрации ливийских самолетов в мальтийском авиационном реестре и «сотрудничества в области знаний о передовой практике между Мальтой и Ливией». В Newsbook добавлено, что второй меморандум о взаимопонимании относится к плану действий по предотвращению загрязнения морской среды, поясняя, что благодаря этому соглашению Мальта и Ливия получат возможность создать информационную платформу, через которую можно будет делиться знаниями и информацией по многим аспектам, связанным с этой темой, в дополнение к дальнейшему сотрудничеству и разработке более эффективных и действенных процедур при возможных авариях на море. Второй меморандум о взаимопонимании также включает возможность развития совместных проектов, организации обучения и совершенствования других форм сотрудничества между двумя странами.
Возобновление добычи и отгрузки нефти, активизация экспортных операций и внешнеэкономических связей в Ливии находятся в самом начале того, что считается нормальным функционированием экономики. Тем не менее, темпы восстановления хозяйственных связей демонстрируют впечатляющую динамику.