Оценки американских экспертов хода политических переговоров по урегулированию ливийского конфликта

Как полагают американские эксперты, начало политических переговоров в рамках нового постоянного режима прекращения огня в Ливии потенциально создает пространство для сокращения военных действий между враждующими группировками страны. Но преодоление расколовшейся политической, экономической динамики и безопасности продолжающейся гражданской войны в Ливии будет оставаться существенным препятствием на пути к всеобъемлющему урегулированию и прочному миру. Прекращение огня будет во многом зависеть от прогресса и темпов этих переговоров. Если они приведут к результату, который пойдет вразрез с его политическим будущем, Халифа Хафтар и его Ливийская национальная армия (ЛНА), вероятно, вернутся к принудительной стратегии в переговорах и потенциально могут полностью сорвать их. Новое соглашение о прекращении огня закрепляет ситуацию, существовавшую с июня 2020 года, поскольку боевые действия между ливийскими противоборствующими сторонами в значительной степени прекратились вдоль линии фронта между Джуфрой и Сиртом. Экономическое и политическое давление со стороны Вашингтона вынудило как ЛНА, так и ПНС сесть за стол переговоров, чему способствовало и неспособность сторон добиться дальнейшего прогресса на поле боя отчасти из-за отсутствия дальнейшей военной поддержки со стороны России и Турции. При этом глубокое недоверие не позволит ни одной из сторон провести всеобъемлющую демобилизацию вдоль стратегической линии, проходящей между Сиртом и Джуфрой, которую обе стороны укрепляют с мая. Предполагается, что Россия и Турция, вероятно, выступят против сокращения своего присутствия в соответствии с условиями прекращения огня, включая частных военных подрядчиков, таких как российская ЧВК «Вагнер», которая работает с ЛНА. Министр обороны ПНС Салах аль-Намруш уже заявил, что прекращение огня не повлияет на оборонные соглашения Турции с Триполи. В качестве доказательства этого тезиса турецкие военные провели вместе с силами ПНС «общие учения» в конце октября. В этих учениях приняли участие 160 военнослужащих ПНС в рамках пятимесячной комплексной учебной программы. Эта финансируемая Турцией инициатива включает в себя обучение методам ведения боевых действий, штурм укрепленных зданий, маневры с боевыми патронами, имитирующие атмосферу реальных боев, а также обучение стрельбе и применению легкого и среднего стрелкового оружия.
Как полагают американские эксперты, теперь ливийские противоборствующие стороны обратят свое внимание на более широкий мирный процесс, который включает в себя отдельные направления переговоров, охватывающие политические и экономические вопросы. Но разногласия по финансам и углеводородным ресурсам, а также отношения между ПНС и командующим ЛНА Х.Хафтаром ограничат возможный прогресс на этом направлении. Прекращение огня не затрагивает соглашения о примирении между бывшими соперниками и лишь косвенно охватывает демобилизацию и интеграцию ливийских ополченцев в формальный аппарат силовых структур. Идеологические претензии по поводу роли «Братьев-мусульман» также остаются еще одним потенциальным риском по срыву перемирия и переговорного процесса. Следующим шагом в мирном процессе является открытие Ливийского форума политического диалога 9 ноября в Тунисе. В Вашингтоне ожидают, что форум может привести к назначению нового ливийского правительства, включая нового премьер-министра. Ф.Саррадж изначально планировал уйти в отставку в конце октября, но с тех пор под давлением Брюсселя скорректировал свою позицию и заявил, что останется на своем посту до тех пор, пока не будет назначено новое правительство.
Ливийскому форуму политического диалога необходимо будет сбалансировать конкурирующее внутреннее и международное давление по поводу состава нового правительства, поскольку как ЛНА, так и внешние союзники ПНС не захотят уступать в ситуации, которая может поставить под угрозу их давние опосредованные позиции в Ливии и других странах региона. Франция, Египет, Турция и Объединенные Арабские Эмираты глубоко вовлечены в ливийский конфликт и имеют значительные разногласия по поводу того, в какой степени «Братья-мусульмане», чьи союзники и члены занимают ключевые посты в ПНС, должны быть вовлечены в будущее «правительство национального единства». Будучи союзником ОАЭ, ЛНА, скорее всего, отвергнет любое соглашение, которое также включает значительное представительство исламистов. Одновременно любое соглашение, которое увеличит влияние Хафтара в правительстве, также будет жестко отрицательно встречено в ПНС. Ожидается, что внутренняя напряженность между соперничающими фракциями ПНС усилится в течение следующих нескольких месяцев, поскольку возникнут разногласия по поводу приоритетов переговоров. Это ослабит коллективную переговорную позицию Триполи, так как широко распространенная оппозиция лично Х.Хафтару ограничит любые уступки, предлагаемые даже самыми прагматичными фракциями. В течение последних двух лет главным объединителем группировок в Западной Ливии была именно оппозиция лично Хафтару. Прагматики в ПНС, включая главного архитектора нынешней сделки по разблокировки нефтяных месторождений вице-премьер Ахмед Миитига, будет более открыт для ряда уступок по некоторым вопросам по сравнению с более протурецкими и анти-ЛНА сторонниками жесткой линии. Соперничающие фракции также будут оспаривать кандидатуры в новом правительстве, что может привести к новым военным демонстрациям силы со стороны различных фракций, используемым в качестве способа закрепления новых политических сил или поддержания статус-кво. Некоторые фракции уже полностью отказались от переговоров, а другие могут последовать их примеру. Хафтар, вероятно, будет стремиться продлить переговоры в надежде восстановить свой авторитет, а также использовать политические разногласия в Западной Ливии. Решение Хафтара разрешить возобновление экспорта нефти в сентябре было спровоцировано интенсивным давлением со стороны восточных ливийских кругов для купирования растущего экономического и финансового кризиса. Это давление, вероятно, будет продолжать удерживать командующего ЛНА в переговорном формате до тех пор, пока его база поддержки будет отдавать приоритет экономическому, а не политическому компоненту. Однако этот расчет Хафтара, вероятно, будет изменен, если результаты переговоров не будут продолжать приносить ему пользу. Есть несколько вариантов, через которые это может проявиться: неспособность договориться о прозрачном механизме распределения нефтяных доходов и / или назначение нового управляющего Центральным банком, который политически не связан с Хафтаром или Восточной Ливией, что привело бы к увеличению племенной поддержки для прекращения экспорта нефти. Назначение соперников Хафтара и протурецких чиновников на силовые и военные посты в новом правительстве и / или назначение происламистских деятелей на видные места в правительстве, что подтолкнуло бы как Хафтара, так и его внешних покровителей, таких как Объединенные Арабские Эмираты, занять более агрессивную позицию в политических переговорах. Продолжающаяся турецкая военная поддержка ПНС также может подтолкнуть Хафтара и его спонсоров вернуться к тактике принуждения в переговорах. Учитывая высокий уровень урегулирования всех озабоченностей, высказанных Хафтаром и его оппонентами, окончательное возвращение ЛНА к практике принуждения во время переговоров, которое может нарушить более широкий мирный процесс, таким образом, останется вполне реальной возможностью. В прошлом Хафтар уже неоднократно срывал переговоры агрессивными шагами. Из-за нынешних военных ограничений ЛНА, срыв экспорта нефти может быть наиболее вероятным способом для него сыграть свою роль, если он решит это сделать. Возможным ненефтяным вариантом такого саботажа будет конкуренция за влияние и военные операции на юго-западе Ливии, но это будет иметь лишь ограниченные преимущества, учитывая уже значительное влияние ЛНА в этом регионе.

51.61MB | MySQL:101 | 0,364sec