Торгово-экономические отношения Ирана со странами — членами ССАГПЗ

В Тегеране традиционно считают укрепление и развитие контактов со странами Персидского залива одной из самых важных целей внешней политики ИРИ. Экономическая стратегия иранского руководства в данном регионе отличается прагматичностью и направлена на активную защиту национальных интересов в условиях присутствия враждебных сил. Поставленной цели правительство ИРИ добивается за счет решения целого комплекса задач по расширению экономического сотрудничества в двустороннем и многостороннем форматах, синхронизации энергетических и транспортных систем региона, обеспечению согласованной политики в области экспорта энергоресурсов, а также использованию транзитного потенциала региона.

Признаком растущей заинтересованности руководства ИРИ в развитии сотрудничества со странами Персидского залива стал первый за всю историю Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) визит иранского президента на саммит данной организации (Доха, 3 декабря 2007 г.), во время которого прошли его переговоры с первыми лицами стран — членов Совета. Официальный Тегеран остался доволен итогами встреч и всячески подчеркивает, что это событие открыло новую страницу в истории отношений с государствами Персидского залива. По словам президента ИРИ Махмуда Ахмадинежада, приглашение в Доху указывает на готовность арабских монархий Персидского залива придать новое качество своим отношениям с Ираном.

Необходимо отметить, что на встречу иранцы прибыли не с пустыми руками. Они выдвинули на рассмотрение пакет из 12 предложений по «консолидации связей и поддержанию мира, безопасности и дружбы» в рамках региона. Немаловажный акцент был сделан на экономические вопросы. Среди инициатив Тегерана выделяются такие, как создание региональной экономической организации, снятие визовых барьеров, легализация сделок с приобретением недвижимости, а также содействие взаимным инвестициям в нефтегазовом секторе. Кроме того, иранская сторона предложила создать в районе Персидского залива зону свободной торговли, внедрить современные технологии получения воды и добычи газа, активизировать работы по формированию транспортных коридоров, развивать туризм, принять программу помощи развивающимся мусульманским странам, придать новый импульс сотрудничеству в сфере экологии, образования и науки.

Между тем жизненная потребность арабских нефтяных монархий в сохранении мира и стабильности в зоне Персидского залива и их глубокое недоверие к целям и средствам иранской политики в региональных делах создают сложности при проведении диалога Тегерана со странами ССАГПЗ, а также при налаживании торгово-экономического сотрудничества с ними. Тем не менее иранское руководство явно не собирается сдаваться. Уже 13 января с.г. М. Ахмадинежад направил послание главам государств — членов ССАГПЗ с подтверждением готовности реализовать выдвинутые Ираном на саммите в Дохе инициативы по укреплению сотрудничества. За последние полгода Тегеран продолжил активно продвигать свои инициативы, направленные на углубление экономической интеграции между странами региона, настойчиво склонял арабов к созданию региональной системы коллективной безопасности, делая акцент на необходимости сокращения американского военного присутствия в регионе. Стимулируя ССАГПЗ к политическому сближению с Ираном, власти ИРИ обещали пойти навстречу соседям в вопросе о поставках воды и природного газа (21 января с.г. состоялся краткосрочный визит в Иран министра нефти и газа Омана М. Руми; 22 июня министр нефти Г.-Х. Ноузари посетил Джидду для участия во внеочередном заседании по вопросам нефти).

Благоприятным фоном для развития экономического сотрудничества Тегерана со странами ССАГПЗ стало увеличившееся за последние шесть месяцев количество контактов. За этот период мининдел Ирана М. Моттаки совершил поездки в Йемен (10 апреля с.г.) и Кувейт (16 мая с.г.). По приглашению короля Саудовской Аравии Абдаллы II председатель СЦПР А.А. Хашеми-Рафсанджани 2 июня с.г. прибыл в Джидду, чтобы принять участие в заседании Конференции исламского религиозного диалога. В свою очередь, Иран посетили премьер-министры Катара Х. Сани (27–28 февраля с.г.) и ОАЭ шейх М. Аль-Мактум (20–22 апреля с.г.), а также заместитель премьер-министра Омана Ф. Саид (20–22 апреля с.г.), которого сопровождала многочисленная делегация, включавшая министров иностранных дел, нефти, торговли, средств массовой информации и культуры, руководителя ТПП Омана. В рамках данных визитов прошли встречи арабских гостей с президентом М. Ахмадинежадом, первым вице-президентом П. Давуди, секретарем ВСНБ С. Джалили и министром иностранных дел М. Моттаки, советником Верховного лидера по международным делам А.А. Велаяти. 16 января с.г. в Тегеране прошло очередное заседание ирано-кувейтской межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству.

Налаживаются межпарламентские (визит парламентской группы ирано-саудовской дружбы во главе с депутатом А. Риязом в Эр-Рияд 26–27 января с.г.) и межведомственные контакты (8–10 апреля глава Судебной власти ИРИ М. Хашеми-Шахруди посетил Катар, 28-30 апреля с.г. состоялся визит заместителя министра внутренних дел Саудовской Аравии А. Салема с целью обсуждения вопросов сотрудничества в области безопасности). Проводятся общие мероприятия торгово-культурного характера (19 февраля с.г. в Омане открылась специализированная ярмарка иранских товаров).

На этом фоне Тегеран выражает свою заинтересованность в реализации ряда совместных со странами Персидского залива транспортных и энергетических проектов. Еще 16 ноября 2007 г. заместитель министра энергетики ИРИ А. Юсефпур выступил с заявлением о том, что в настоящее время Иран разрабатывает программу увеличения экспорта своей электроэнергии в соседние страны. В том числе были упомянуты и государства — члены ССАГПЗ. В частности, ИРИ рассматривает возможности экспорта электроэнергии в ОАЭ. В этом контексте заинтересованными органами двух стран обсуждается проект прокладки по дну Персидского залива силового кабеля.

Весьма активны и представители Саудовской Аравии. На данный момент они проявляют заинтересованность в инвестировании средств в строительство электростанции «Харис» мощностью 1200 МВт в провинции Восточный Азербайджан. По словам заместителя министра энергетики М. Ахмадияна, в настоящее время иранская электроэнергетическая компания «Таванир» готовит необходимую документацию для начала ее строительства, которое намечено на текущий иранский 1387 г. (21.03.08-20.03.09).

Другим важным направлением диалога между Ираном и странами региона в области вопросов энергетики и энергоресурсов является выработка общей политики использования нефтегазовых месторождений Персидского залива и их экспорта. К сожалению, определенных договоренностей до сих пор достигнуто не было. По-прежнему звучат взаимные обвинения в попытках кражи сырья из общих шельфовых пластов. Диаметрально противоположны подходы Саудовской Аравии, Кувейта и Ирана к ценовой политике в рамках ОПЕК. Эр-Рияд традиционно получает выгоду от увеличения объемов экспорта, Тегеран же заинтересован в их снижении. Некоторые эксперты считают, что таким образом экспортеры нефти из числа стран — членов ССАГПЗ пытаются своей несговорчивостью «наказать Иран» за его чересчур активную политику на Ближнем Востоке.

В вопросах региональной торговли ИРИ традиционно позиционирует себя на рынке стран Персидского залива как потенциально крупный поставщик продовольствия, автотранспорта, электроэнергии и энергоносителей, оборудования, металлов, продукции химии и нефтехимии. По данным статистики, страны ССАГПЗ (в первую очередь ОАЭ) представляют собой одно из основных для Ирана направлений не нефтяного экспорта. 3 декабря 2007 г. в посольстве ИРИ в Кувейте состоялась встреча иранской экономической делегации с местными предпринимателями. В ходе беседы выяснилось, что кувейтские бизнесмены заинтересованы в расширении импорта иранских сельхозтоваров и прямых инвестициях в агропромышленный сектор ИРИ. Кроме Кувейта активными импортерами иранского продовольствия являются Объединенные Арабские Эмираты и Оман.

Главным торгово-экономическим партнером Ирана из числа стран ССАГПЗ по-прежнему остаются ОАЭ. Годовые объемы товарооборота между двумя странами составляют 12 млрд долл. По ряду причин Эмираты традиционно играют важную роль в региональной торгово-экономической деятельности ИРИ. Во-первых, в ОАЭ проживает крупная иранская община. Ее численность, по разным данным, составляет от 300 до 450 тыс. человек. Они живут преимущественно в Дубае, где сосредоточен их главный бизнес. Считается, что объем иранских капиталовложений в ОАЭ составляет до 600 млрд долл. США. Пятая часть этой суммы вложена в эмиратские торговые центры. Во-вторых, Эмираты являются крупным перевалочным пунктом, через который в Иран ввозятся товары со всего мира. По схеме реэкспорта в ИРИ поставляются машины, бензин, электроника, бытовая техника.

Для стран Персидского залива Иран важен как крупный узел региональных коммуникаций, позволяющий осуществлять транзитные перевозки товаров на Дальний Восток, в Центральную, Южную и Юго-Восточную Азию. С марта по октябрь 2007 г. на долю ССАГПЗ пришлось более четверти объемов всего морского транзита ИРИ. На этом фоне весьма активно идет развитие морских перевозок. В настоящее время суда иранской компании «Вальфаджр» ежедневно осуществляют перевозку грузов и пассажиров на регулярных линиях Дубай (и Шарджа) – Бендер-Аббас – Бендер-Ленге, о. Киш – Дубай, Хорремшехр – Кувейт, Бушер – порты Саудовской Аравии (Даммам), Кувейта, Катара и Бахрейна. Главными морскими воротами для арабского транзита выступают порты Бендер-Хомейни, Шахид Бахонар и Шахид Бехешти. 16 февраля 2007 г. в эмирате Рас-эль-Хайма (ОАЭ) прошла торжественная церемония подписания меморандума о взаимопонимании и сотрудничестве по вопросам создания совместной арабско-иранской судоходной компании для перевозки грузов и пассажиров из порта Рас-эль-Хайма на остров Кешм (Иран). Этот документ подписали правительство эмирата, кувейтская компания “KGL” и иранская судоходная компания «Вальфаджр».

От морских не отстают и воздушные грузоперевозки. 21 ноября 2007 г. в Тегеране руководители государственных органов по делам гражданской авиации Ирана и Саудовской Аравии подписали меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве в этой области. Сообщается, что данный документ предусматривает увеличение регулярных пассажирских рейсов между Ираном и Саудовской Аравией с четырех до семи, а грузовых — до трех в неделю.

В целом, необходимо отметить, что регион Персидского залива играет весьма важную роль во внешнеэкономической деятельности ИРИ. Связи Тегерана с монархиями Залива находятся в стадии становления и укрепления и имеют значительные перспективы, особенно в области развития взаимной торговли, транзита и энергетики. Получаемая Ираном выгода велика, но при этом не является самоцелью. Главная задача экономической экспансии Тегерана в Персидском заливе носит политический характер. Находясь в весьма сложном международном положении, ИРИ стремится не допустить полного превращения этого региона в сферу исключительно американского влияния.

В то же время иранские усилия по налаживанию торгово-экономических связей пока что имеют лишь незначительные последствия в плане укрепления взаимного политического доверия. Хотя вне рамок общения с иранскими лидерами арабские монархии стараются открыто не называть ИРИ «фактором региональной нестабильности» (как это было ранее), значительного развития реального сотрудничества между Ираном и странами ССАГПЗ в политических вопросах не происходит. Не просматриваются подвижки и в решении давнего территориального спора между ИРИ и ОАЭ по поводу о принадлежности трех островов в Персидском заливе (страны ССАГПЗ по-прежнему поддерживают позицию Абу-Даби в этом вопросе). Более того, 7 апреля с.г. Иран направил в ООН письмо с подтверждением своего суверенитета над островами Абу-Муса, Большой и Малый Томб.

52.24MB | MySQL:103 | 0,453sec