Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (28 июля – 3 августа 2008 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили в Турции и Ираке. 30 июля конституционный суд Турции отклонил требование государственного обвинителя и отказался запретить деятельность правящей в стране Партии справедливости и развития (ПСР). Иракские правительственные сил 29 июля начали крупнейшую операцию против боевиков местного филиала «Аль-Каиды», на это раз в провинции Дияла к северо-востоку от Багдада.

Конституционный суд Турции, рассмотрев иск прокуратуры, поданный в марте 2008 г., счел необоснованными обвинения в том, что Партия справедливости и развития своей деятельностью подрывает светские основы государства и пытается установить в стране исламское правление. Одновременно суд решил сделать ПСР «серьезное предупреждение» и вдвое урезал бюджет партии на ближайший год. Премьер-министр Турции и лидер ПСР Р. Т. Эрдоган после решения суда заявил, что его партия «никогда раньше не покушалась на светские основы государства и впредь останется хранительницей республиканских ценностей». Эрдоган также подчеркнул, правительство продолжит курс на модернизацию страны, основы которой заложил Ататюрк., а Турция останется «демократическим, светским и социальным государством». Отметим, что положительное решение вопроса о судьбе ПСР предотвратило возникновение в стране серьезного внутриполитического кризиса, а также было позитивно воспринято за рубежом, в т. ч. в руководстве Евросоюза, членом которого стремится стать Турция.

Турецкие власти обвинили боевиков Курдской рабочей партии (КРП) в совершении крупного теракта в Стамбуле в ночь на 28 июля, в результате которого погибли 17 человек. МВД страны заявило, что подозреваемые в совершении этой акции уже задержаны. Руководство КРП отрицает свою причастность к случившемуся в Стамбуле.

Армейские части и формирования МВД Ирака (всего до 50 тыс. военнослужащих и полицейских) при активной поддержке ВС США, в т. ч. боевой авиации, 29 июля начали масштабную операцию «Благое предзнаменование» против сил «Аль-Каиды» и других экстремистских группировок в провинции Дияла. Цель операции, как было официально объявлено – в течение двух недель установить в провинции безопасность и восстановить порядок. До настоящего времени Дияла считается одним из главных оплотов боевиков и террористов в Ираке. По периметру административной границы провинции установлены заградительные кордоны с целью предотвращения ухода боевиков в другие регионы страны. Подчеркнем, что операция в Дияле по числу привлекаемых к ее проведению сил и средств является крупнейшей из всех, проведенных иракскими властями в рамках курса на ликвидацию в Ираке незаконных вооруженных формирований.

Днем ранее, 28 июля в Багдаде и Киркуке были совершены крупные теракты. Общее число погибших в них составило около 70 человек, а до 300 человек получили ранения. Необходимо отметить, что обстановка в Киркуке в последнее время значительно осложнилась, что связано с обострением противоречий по вопросу судьбе этого города. Как известно, курды настаивают на его включение в состав своей автономии, против чего категорически выступают арабы и туркоманы. 3 августа иракский парламент не смог прийти к консенсусу по закону о местных выборах именно из-за разногласий по статусу Киркука.

Президент США Дж. Буш 31 июля заявил, что обстановка в сфере безопасности в Ираке значительно улучшилась, что позволяет приступить к дальнейшему сокращению американских войск в этой стране. Одновременно Буш сообщил об уменьшении срока пребывания американских военнослужащих в Ираке с 15 до 12 месяцев. Вместе с тем, глава Белого дома указал, что Соединенные Штаты остаются «страной, ведущей войну. «Аль-Каида» в Ираке отступает, но террористы продолжают представлять опасность».

Сложная ситуация сохраняется в зоне палестино-израильского конфликта. Премьер-министр Израиля Э. Ольмерт заявил 28 июля, что «нет никаких практических шансов» на достижение в этом году «понимания» с палестинцами по вопросу об Иерусалиме, хотя, по словам Ольмерта, имеется надежда на достижение договоренностей о возвращении палестинских беженцев и линии прохождения израильско-палестинской границы.

В последние дни резко обострилась обстановка в секторе Газа. После теракта, совершенного здесь 26 июля, полиция движения ХАМАС начала массовые аресты членов и сторонников движения ФАТХ, которое хамасов-цы обвиняют в организации теракта. Более того, представители ХАМАСа не исключают силового захвата власти на Западном берегу реки Иордан (ЗБРИ), контролируемом ПНА во главе с ФАТХом. В свою очередь, власти ПНА провели аресты приверженцев исламистов на ЗБРИ. 2 августа в секторе Газа вспыхнули вооруженные столкновения сил ХАМАСа со сторонниками ФАТХа, в т. ч. из клана Хилес. В результате погибли 11 и получили ранения свыше 100 человек. 188 палестинцев из числа приверженцев ФАТХа были вынуждены перейти на территорию Израиля, но примерно 30 из них израильтяне вернули в Газу, где часть из них была арестована.

Премьер-министр Израиля Э. Ольмерт объявил 30 июля об отказе участвовать в назначенных на 17 сентября выборах нового председателя партии «Кадима», которую он возглавляет, а также пообещал передать победителю пост главы правительства. Решение о выборах партия приняла после начала расследования в отношении Э. Ольмерта по обвинениям в незаконном получении и расходовании денежных средств. Лидер крупнейшей оппозиционной партии «Ликуд» в ответ на решение Ольмерта призвал к проведению досрочных общенациональных выборов главы правительства и депутатов парламента, что, однако не получило одобрения у партии «Кадима».

Прошедшая неделя отмечена активными израильско-американскими военно-политическими контактами. В Вашингтоне с визитом находился министр обороны Израиля Э. Барак, который призвал руководство Пентагона не снимать со счетов ни одного возможного варианта решения проблемы ядерной угрозы со стороны Ирана. США, в свою очередь, обещали развернуть в Израиле мощеный радар, способный обнаруживать и отслеживать малоразмерные цели на дальности до 4,7 тыс. км, и модернизировать израильскую систему ПРО «Эрроу-2», что позволит более успешно бороться с иранскими баллистическими ракетами «Шехаб-3». Также в Вашингтоне в рамках двустороннего стратегического диалога состоялась встреча заместителя главы правительства и министра транспорта Израиля Ш. Мофаза с заместителем госсекретаря США У. Бернсом, в ходе которой обсуждались вопросы активизации дипломатических и финансовых усилий с целью воспрепятствовать разработке Ираном ядерного оружия.

Руководитель Ирана А. Хаменеи 30 июля вновь подтвердил намерение Тегерана, не взирая на различные препятствия, продолжить реализацию ядерной программы, а президент ИРИ М. Ахмадинежад утверждал, что в современном мире нет гарантий соблюдения режима нераспространения ядерного оружия. Кроме того, в Тегеране обвинили Вашингтон в политике «двойных стандартов», приведя в качестве примера американо-индийское соглашение о сотрудничестве в области использования атомной энергии.

2 августа истек срок, назначенный Ирану для ответа на предложения международных посредников по урегулированию вопросов, связанных с ядерной программой ИРИ. Однако, как и следовало ожидать, ответа из Тегерана не последовало. Тем не менее, в руководстве Евросоюза заявили, что не делают «большой проблемы» из-за иранской задержки и готовы подождать еще несколько дней.

Между тем иранцы получили поддержку со стороны Движения неприсоединения, конференция министров иностранных дел которого состоялась на минувшей неделе в Тегеране. В специальном заявлении форума говорится, что иранскую ядерную проблему можно урегулировать только путем переговоров. Также подчеркивается, что право государств, в т. ч. ИРИ, на мирную ядерную деятельность не должно никоим образом ущемляться. Одновременно от Израиля потребовали «безоговорочно и незамедлительно» присоединиться к ДНЯО и поставить под контроль МАГАТЭ свои ядерные объекты.

Президент Сирии Б. Асад 2-3 августа находился с официальным визитом в Тегеране. На переговорах с иранскими руководителями обсуждались вопросы, связанные с ядерной программой ИРИ, ситуацией в регионе и перспективами развития сирийско-иранских отношений. По итогам встречи с Асадом Ахмадинежад заявил, что Иран «ни на йоту» не отступит от выполнения своей ядерной программы, но позже сообщил о готовности ИРИ серьезно отнестись к переговорам с международными посредниками.

На прошедшей неделе в Стамбуле завершился четвертый раунд непрямых сирийско-израильских мирных переговоров. Сообщается, что они прошли «конструктивно и позитивно». Очередная встреча назначена на август.

В США с 28 по 31 июля с официальным визитом находился премьер-министр Пакистана Ю. Р. Гилани. Главной темой его переговоров с президентом Дж. Бушем были вопросы расширения двустороннего сотрудничества в борьбе с терроризмом. США настаивают на необходимости ужесточения охраны пакистано-афганской границы и усиления борьбы с боевиками в целом. Стороны согласились укреплять долгосрочное сотрудничество в сфере безопасности и борьбы с террористами. Пакистану обещана продовольственная и военная помощь. В ответ на претензии Исламабада в связи с участившимися случаями нанесения ударов авиацией США по пакистанской территории, Буш заверил Гилани в уважении американцами суверенитета Пакистана. По итогам переговоров глава Белого дома заявил, что Пакистан остается «сильным союзником США в борьбе с терроризмом и в обеспечении безопасности на границе с Афганистаном».

На северо-западе Пакистана в долине Сват вблизи афганской границы продолжаются ожесточенные бои правительственных сил, поддерживаемых боевыми вертолетами и артиллерией, с отрядами исламистских боевиков. Имеются многочисленные человеческие жертвы и разрушения.

Коалиционное правительство Ливана решило внести в текст своего политического заявления положение о признании права «использовать все возможные средства, чтобы освободить земли, оккупированные Израилем». Фактически это означает подтверждение права радикального шиитского движения «Хизбалла» не только сохранить свои боевые формирования, но вести вооруженную борьбу против Израиля. Ожидается, что правительственное заявление представят на рассмотрение парламента 4 августа и, скорее всего, оно будет утверждено депутатами.

На прошедшей неделе Совет Безопасности ООН согласился приостановить судебное преследование президента Судана О. аль-Башира по обвинению в геноциде, преступлениях против человечности и военных преступлениях в Дарфуре. Принимая это решение, Совет Безопасности учел озабоченность, высказанную рядом его членов по поводу «потенциального развития событий» в случае выдачи ордера на арест суданского президента, на чем настаивал прокурор Международного уголовного суда (МУС). Сам же аль-Башир заявил, что никогда не появится в суде, а его правительство не будет иметь никакого дела с МУС.

Король Марокко Мохаммед VI 30 июля впервые от своего имени предложил Алжиру нормализовать двусторонние отношения и заявил, что закрытая граница между Марокко и Алжиром является «коллективной санкцией» для двух народов. Монарх высказался за рассмотрение любых вопросов, мешающих налаживанию нормальных отношений между соседними странами.

30 июля Совет Безопасности ООН принял решение о прекращении миротворческой миссии по наблюдению за перемирием между Эфиопией и Эритреей. В настоящее время в буферной зоне между двумя государствами размещено 1700 миротворцев, срок мандата которых истек 31 июля. Данное решение было принято во многом из-за продолжительного отказа эритрейского правительства сотрудничать с миссией ООН. Наблюдатели полагают, что уход «голубых касок» из зоны конфликта может способствовать его новому обострению.

Приложение

О деятельности Саудовской Аравии в ядерной сфере

В последние годы правящие круги Королевства Саудовская Аравия (КСА) проявляют растущий интерес к развитию ядерных технологий и возможностям практического применения ядерной энергии в интересах развития страны.

Повышенное внимание Эр-Рияда к ядерной сфере, прежде всего, к атомной энергетике имеет под собой серьезные основания. Поступательное развитие экономики, быстрый рост населения, усложняющий и увеличивающий задачи в социальной сфере, обостряющаяся проблема обеспечения страны пресной водой все острее требуют увеличения производства электроэнергии. По официальным правительственным оценкам, к 2030 г. (по американским расчетам – к 2023-2025 гг.) Саудовской Аравии потребуется двукратное наращивание существующих ныне энергетических мощностей. Вместе с тем, расчеты показывают, что использование углеводородного сырья для производства электроэнергии имеет свои пределы даже в крупнейшей нефтяной державе, какой является КСА. С другой стороны, подготовка и реализация проектов в атомной энергетике, особенно в странах, где она ранее отсутствовала, требует значительного времени. Так, в среднем, срок строительства и ввода в эксплуатацию одной АЭС составляет пять лет. Но применительно к условиям КСА реально речь может идти о десяти годах, а глава МАГАТЭ М. аль-Барадеи считает, что для этого может потребоваться от 10 до 15 лет. По наиболее оптимистичному прогнозу, первая АЭС в стране заработает не ранее 2020 г.

При создании атомной энергетики расчет делается и на то, что ввод в строй АЭС позволит увеличить экспорт нефти и, соответственно, рост доходов королевства. Учитывается (в основном западными специалистами) и то обстоятельство, что атомная энергетика поможет сократить выбросы углекислого газа, уменьшив, тем самым, риски, т. н. парникового эффекта (КСА занимает в арабском мире первые строчки по выбросам газа в атмосферу).

Стремление Эр-Рияда к развитию национальной ядерной отрасли и получению королевством статуса ядерной державы имеет также свои политические причины. И здесь на первое место следует отнести развивающуюся масштабно и быстрыми темпами ядерную программу шиитского Ирана, в т. ч. и ее возможную военную составляющую. Руководство КСА отчетливо понимает, что подобного рода деятельность Тегерана размывает систему региональной безопасности и стабильности. Для суннитов в аравийских монархиях, а КСА позиционирует себя их лидером, атомные достижения ИРИ стали своеобразным вызовом в области научно-технического прогресса. Поэтому Саудовская Аравия, принимая меры по овладению ядерными технологиями, фактически желает продемонстрировать, что не только обладает такими же ресурсами и возможностями, как и Иран, но и может в перспективе конкурировать с ним в данной области.

Среди аравийских монархий КСА имеет наибольшие финансовые и экономические возможности для развития ядерной отрасли. К тому же саудовцы обладают и некоторым научно-техническим потенциалом для исследований атома. Так, в Эр-Рияде в Центре науки и технологии им. короля Абдель Азиза действует НИИ атомной энергии, который занимается исследованиями в области атомной энергетики, подготовкой специалистов-ядерщиков, составлением проектов по использованию атомной энергии, также в КСА ведутся исследования по использованию атома в медицинских целях и в промышленной радиографии. Саудовские ученые совместно с зарубежными коллегами участвовали во многих проектах, связанных с ураном, производством изотопов, защитой от радиации, обращением с отработанным ядерным топливом и обслуживанием ядерных реакторов. Но в целом реальные возможности КСА в проведении серьезных ядерных НИОКР, не говоря уже о реализации крупных практических проектов, не очень велики, что подтверждается данными МАГАТЭ.

Вопросы атомной энергетики начали разрабатываться в королевстве еще в конце 1970-х гг. Тогда на основе проведенных геологических и сейсмологических исследований, проработок вопросов о создании инфраструктуры были выбраны два места – в Дахране на побережье Персидского залива, и в Джидде на Красном море, где намечалось разместить маломощные реакторы для производства электроэнергии и опреснения воды. Вполне возможно, что именно здесь могут начать строительство первых саудовских АЭС.

В условиях слабости собственных возможностей Саудовская Аравия при создании атомной энергетики неизбежно прибегнет к иностранной помощи, в частности, закупке технологий, привлечению зарубежных специалистов, подготовке национальных кадров. В мае 2008 г. КСА и США подписали меморандум о взаимопонимании области использования мирного атома, по которому американцы обещали оказать саудовцам разностороннюю помощь в создании атомной энергетики в соответствии с требованиями МАГАТЭ. При этом Эр-Рияд обязался использовать только официальные международные рынки ядерного топлива и заявил, что не будет стремиться к приобретению технологий, связанных с производством атомного оружия. Кроме того, КСА, по всей вероятности, обратится за содействием к Пакистану, Китаю, Франции, а, возможно, к России и Индии.

Слабым местом Саудовской Аравии является отсутствие на территории страны крупных разведанных запасов урановой руды. Небольшие залежи урана и тория обнаружены на северо-западе в районе Табук, хотя они серьезно не изучены. В то же время страна имеет крупные залежи фосфатов, хотя получение урана из фосфатов превышает его рыночную стоимость. КСА также не располагает инфраструктурой для хранения отработанного ядерного топлива. В связи с повышенной террористической активностью в регионе Ближнего Востока существуют серьезные опасения и по поводу обеспечения гарантированной безопасности будущих саудовских ядерных объектов.

Саудовская Аравия в декабре 2006 г. вместе с другими странами ССАГПЗ объявила о начале работ по изучению возможностей запуска совместной программы в сфере мирного использования атомной энергии в соответствии с международными стандартами и нормами и при сотрудничестве с МАГАТЭ. Вместе с тем, до настоящего времени в КСА еще не приняты конкретные планы по развитию ядерной энергетики, что, во многом связано с разногласиями между аравийскими монархиями по вопросам о числе и местах строительства АЭС, а в перспективе и по распределению электроэнергии.

Саудовское руководство неоднократно подчеркивало, что королевство не стремится к обладанию ядерным оружием, выступает последовательным сторонником идеи и практики «свободного от ядерного оружия региона Ближнего Востока», включая зону Персидского залива. КСА является участником Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) и Договора о всеобщем запрещении ядерных испытаний, намеревается подписать с МАГАТЭ дополнительный протокол к ДНЯО о контроле за использованием атомной энергии в мирных целях. В то же время в связи с планами Эр-Рияда по развитию ядерной отрасли политики и эксперты задаются вопросом: а не имеют ли саудовцы секретных проектов по использованию атома в иных, а именно в военных целях? Многие западные и арабские эксперты полагают, что Саудовская Аравия вполне может пойти на «адекватный ответ» в случае создания Ираном ядерного оружия. Вместе с тем, в Эр-Рияде могут отказаться от подобных планов при условии получения от США твердых гарантий защиты королевства от ядерного Ирана. Имеются у саудовцев опасения и по поводу израильского ядерного оружия.

Периодически в зарубежных СМИ появляется информация о возможных контактах между Саудовской Аравией и Пакистаном в сфере ядерной военной деятельности. И хотя Эр-Рияд и Исламабад эти сообщения категорически опровергают, эксперты полностью не исключают вероятности того, что КСА при пакистанском содействии прилагает усилия по получению доступа к ядерному оружию. В частности, речь может идти о приобретении у Пакистана уже готовых боезарядов (бомб, боеголовок ракет) и средств их доставки. Рассматривается экспертами и вариант размещения части пакистанских ядерных сил на саудовской территории. Также в случае возникновения острой необходимости (опять же появления реальной ядерной угрозы со стороны Ирана) саудовцы могут попытаться приобрести на «черном рынке» через иностранные фирмы оборудование, технологии, оружейное ядерное топливо, а также нанять за рубежом специалистов с целью организовать сборку (оперативно и скрытно) собственного ядерного оружия.

В целом намерения руководства КСА развивать мирный атом имеют серьезные экономические и политические обоснования и, по всей видимости, уже в ближайшее время начнут претворяться в жизнь. В то же время не следует забывать, что возможность переключения мирного использования атомной энергетики на военные нужды представляет собой «врожденный порок» этого вида производства энергии.

52.37MB | MySQL:103 | 0,555sec