Военно-политическая обстановка в Ираке (июль 2008 года)

Военно-политическая обстановка в Ираке в июле 2008 года по-прежнему характеризовалась значительной сложностью. Положение дел в сфере безопасности не претерпело существенных изменений, и, несмотря достигнутые заметные позитивные сдвиги, его все еще нельзя назвать стабильным. Внутриполитическая ситуация в Ираке также остается неустойчивой: процесс достижения национального примирения и согласия идет очень медленно, трудно, с серьезными сбоями, отчетливо продолжают проявлять себя сепаратистские и местнические тенденции. В июле главным направлением внешнеполитической деятельности иракского руководства были сложные переговоры с США по подготовке долгосрочного двустороннего договора о стратегическом партнерстве и соглашения о статусе пребывания американских войск на иракской территории. Активные контакты поддерживались с соседними странами и государствами Западной Европы.

Председатель комитета начальников штабов ВС США адмирал М. Муллен, оценивая нынешнюю ситуацию в Ираке, подчеркнул, что достигнутые в этой стране положительные изменения все еще остаются «хрупкими» и обратимыми.

Ситуация в сфере безопасности в июле оставалась сложной, а в некоторых районах Ирака – напряженной. В стране продолжают совершаться теракты, в т. ч. крупные, вооруженные нападения, похищения людей, другие насильственные действия. Центральное правительство все еще не в состоянии эффективно контролировать целый ряд районов Ирака. Число иракцев, погибших в июле от различных видов насилия, составило 510 человек (в июне – 509 человек).

Посол США в Багдаде Р. Крокер утверждает, что масштаб сопротивления законным властям Ирака и многонациональным силам «больше не представляет серьезной угрозы» и противники нынешнего багдадского режима не способны его свергнуть, хотя говорить об окончательной победе над боевиками и террористами в стране преждевременно. В этой ситуации Крокер больше всего опасается того, что иракское правительство во главе с Н. аль-Малики поспешит назвать проблему безопасности решенной. «Конечно, — заявил посол, — можно сосредоточить силы на других вопросах, но надо быть настороже».

В июле наиболее значимыми очагами напряженности, как и прежде, оставались северные и северо-восточные районы Ирака (провинции Найнава с центром в Мосуле, Дияла (г. Баакуба) и Эт-Таамим (г. Киркук). В минувшем месяце крупные теракты, приведшие к многочисленным человеческим жертвам, были совершены в Багдаде, Баакубе и Киркуке. Наиболее сложная ситуация сохраняется в провинции Дияла, где регулярно происходили вооруженные столкновения войск США и иракских сил безопасности с местными боевиками, часто совершались теракты. Заметной напряженностью характеризуется обстановка в крупнейшем городе севера страны – Мосуле, где практически ежедневно происходили вооруженные нападения или теракты. В последнее время перманентно усиливалась напряженность обстановки в Киркуке, что вызвано обострением противоречий по вопросу судьбе этого города. Как известно, курды настаивают на его включение в состав своей автономии, против чего категорически выступают арабы и туркоманы. Теракты и вооруженные нападения продолжают регулярно совершаться и в западной провинции Анбар (г. Рамади).

В июле на севере, в центре и на западе страны вооруженные нападения, теракты и другие насильственные действия имели место в городах (и прилегающих к ним районах): Багдад, Эль-Фаллуджа, Киркук, Баакуба, Мосул, Тикрит, Самарра, Балад Руз, Талль-Афар, Эд-Дулулуйия, Рамади, Кара-Таппа, Хан-Бани-Саад, Мандали, Сулейман Бег, Эль-Кайяра и в ряде других мест.

29 июля армия и формирования МВД Ирака (всего до 50 тыс. военнослужащих и полицейских) при активной поддержке ВС США, в т. ч. боевой авиации, начали широкомасштабную операцию «Благое предзнаменование» против сил «Аль-Каиды» и других экстремистских группировок в провинции Дияла к северо-востоку от Багдада. Цель операции, как было официально объявлено – в течение двух недель установить в провинции безопасность и восстановить порядок. До настоящего времени Дияла считается одним из главных оплотов боевиков и террористов в Ираке. По периметру административной границы провинции установлены заградительные кордоны с целью воспрепятствовать уходу боевиков в другие регионы. Подчеркнем, что операция в Дияле по числу привлекаемых к ее проведению сил и средств является крупнейшей из всех, проведенных иракскими властями в рамках курса на ликвидацию в стране незаконных вооруженных формирований.

Обстановка в Багдаде стала более стабильной, но все еще далека от реального спокойствия. В минувшем месяце в городе регулярно происходили вооруженные нападения, теракты, обстрелы, другие насильственные действия.

В июле ситуация в бывшем т. н. «треугольнике смерти» южнее Багдада продолжала оставаться относительно спокойной. Тем не менее, вооруженные столкновения и другие насильственные действия имели место в районе городов Эль-Искандерийя и Эль-Латифийя и Эль-Мусайиб.

На юге Ирака в минувшем месяце вооруженные столкновения и нападения, теракты, другие насильственные действия происходили в городах (и прилегающих к ним районах): Басра, Эн-Насирия, Хилла, Эль-Мадаин, Хасва, Кербела и в некоторых других местах.

По мнению британских военных, во втором по величине городе Ирака – Басре сохраняется опасность новой вспышки активности экстремистских сил, в т. ч. боевой и террористической деятельности незаконных шиитских вооруженных группировок.

16 июля командование ВС США передало южную провинцию Эль-Кадисийя (административный центр г. Эд-Диванийя) под контроль иракских властей. Эль-Кадисийя стала десятой из 18 провинций Ирака, где за вопросы безопасности официально отвечают иракские власти. Вместе с тем, следует подчеркнуть, что передача ответственности в провинциях в руки иракцев продолжает в значительной степени носить формальный характер, а реально ответственность в этой сфере продолжают по большей части лежать на иностранных (американских) войсках.

В Иракском Курдистане в июле обстановка в основном сохранялась стабильной. Исключение, как и прежде, составили районы, где базируются силы Курдской рабочей партии (КРП), ведущей вооруженную борьбу с турецким правительством. ВВС Турции в июле неоднократно наносили удары по позициям и базам боевиков КРП на севере Ирака.

Численность боевиков и террористов в иракском филиале «Аль-Каиды» оценивается американскими военными в 1,3 – 1,5 тыс. человек. В Вашингтоне считают, что в Ираке «Аль-Каида» все еще сохраняет потенциал для восстановления своих сил с тем, чтобы вернуться в районы, из которых боевики были вытеснены в последние месяцы. Командующий войсками США в Ираке генерал Д. Петрэус, основываясь на информации разведорганов, заявил, что, возможно, «Аль-Каида» переместила часть своих боевиков из Ирака в Афганистан. Американские военные сообщают и о резком сокращении числа иностранных боевиков, проникающих на иракскую территорию из-за рубежа. Так, если в 2007 году ежемесячно их число достигало 100 человек, то в настоящее время составляет всего лишь 20.

Не прекращается противостояние между арабами-суннитами и шиитами, хотя его острота заметно снизилась. Тем не менее, ежедневно в различных районах Ирака по-прежнему продолжают обнаруживать трупы убитых представителей обеих религиозных общин. Совершаются убийства шиитских и суннитских активистов.

Власти в июле продолжали аресты сторонников радикального шиитского лидера М. ас-Садра. Главным образом, это происходило в южных провинциях страны, а также в Багдаде. Арестам подвергаются в т. ч. и видные деятели движения ас-Садра. Так, 2 июля был арестован губернатор провинции Майсан А. М. аль-Малики и три депутата провинциального совета. Руководство садристов считает эти действия власти целенаправленной политической акцией, а не «юридическим решением».

Как и прежде, наиболее часто иностранные террористы, шиитские и суннитские боевики совершают вооруженные нападения, теракты и другие насильственные действия в отношении местных политических деятелей раз-личной ориентации, чиновников различных рангов, военнослужащих правительственной армии, сотрудников правоохранительных органов, бойцов суннитских отрядов, воюющих против боевиков «Аль-Каиды», иракцев, работающих на иностранные войска. Нападениям подвергаются представители иракской интеллигенции, юристы, преподаватели высших учебных заведений, иностранцы, работающие в стране, предприниматели, женщины и дети.

Повседневной практикой остается похищение людей с целью получения выкупа или по политическим мотивам, причем многих из похищенных лиц затем убивают. В целом похищение людей и рэкет продолжают считаться в Ираке прибыльным «бизнесом», борьба с которым пока не привела к заметным успехам.

Продолжаются нападения на административные здания, полицейские участки и объекты иракской армии, офисы иракских политических партий и организаций, представительства местных и иностранных фирм, школы, различные экономические объекты.

Одним из наиболее часто применяемых способов осуществления терактов остаются действия боевиков-смертников, подрывающих себя в местах большого скопления людей или около различных объектов. В качестве террористов, в т. ч. подрывников-смертников экстремисты продолжают широко использовать женщин. Генерал Д. Петрэус считает террористов-смертников «главной угрозой» для войск международной коалиции и иракских правительственных сил.

По информации СМИ, опытные «педагоги» из ливанской шиитской радикальной группировки «Хизбалла» участвуют в подготовке инструкторов для обучения местных шиитских боевиков в специальных лагерях в отдаленных районах на юге Ирака.

Боевики интенсивно и в целом эффективно используют для поражения людей и техники т. н. придорожные бомбы (roadside bombs). В последнее время шиитские боевики стали все чаще применять «ракетные бомбы» (rocket propelled bombs), установки для запуска которых монтируются на грузовых автомобилях и могут приводиться в действие на расстоянии сигналом с мобильного телефона.

По заявлениям командования ВС США, большие партии различного оружия – реактивных снарядов, минометов, взрывных устройств и др. продолжает поступать шиитским боевикам из Ирана. Для прекращения этих поставок американские войска (всего до 19 тыс. чел.) в июле проводили специальные операции в районах южнее Багдада, прилегающих к иранской границе. В этих операциях принимали участие иракские пограничники, а также агенты ФБР и американские таможенники, работающие в качестве советников и инструкторов в Ираке.

В настоящее время иракская территория все больше превращается в главный ближневосточный перевалочный район для транспортировки наркотиков (гашиша, опиума, конопли, наркотических стимуляторов химического происхождения) из Афганистана в страны Персидского Залива, Африку и Европу. В первую очередь, это относится к труднодоступным заболоченным районам южной провинции Майсан на границе с Ираном, а также к району Басры. Курьерами работают в основном молодые люди – иракцы, иранцы, сирийцы. Как правило, для перевозки наркотиков используют грузовики, а также мотоциклы и ослов. Власти Ирака отказываются предоставлять информацию о масштабах контрабанды, однако по официальной иранской статистике, только в 2007 году через страну транзитом, в основном в Ирак было переправлено до тонны наркотиков.

Из Ирака в Канаду было отправлено 550 тонн концентрата урановой руды, находившейся в стране с конца 1980-х годов. США и иракские власти опасались, что концентрат мог попасть в руки повстанцев или нелегально переправлен в Иран.

По состоянию на 1 августа 2008 года списочная численность личного состава силовых структур Ирака составляла 544,7 тыс. человек (вооруженные силы – 179,7 тыс. человек, полиция и другие формирования МВД – 365 тыс. человек). Из этого числа военнослужащих и сотрудников МВД считаются обученными (подготовленными к выполнению служебных обязанностей) 498,8 тыс. человек.

Потери иракских силовых структур в июле убитыми составили 80 че-ловек (в июне – 61 человек).

Ведущие иракские политические партии и движения ведут острую борьбу за подчинение силовиков своему влиянию и контролю, что, несомненно, ослабляет их, негативно сказывается на действиях армии и полиции. На сегодняшний день наибольшего успеха в этом деле добились шиитские Высший исламский совет Ирака (лидер А. А. аль-Хаким) и партия «Ад-Даава», возглавляемая премьер-министром Н. аль-Малики. Именно сторонники этих политических структур имеют преимущество при назначении на высшие должности в МО и МВД. В то же время в центральном аппарате силовых ведомств очень мало представителей суннитской общины.

В ходе недавних операций против боевиков и террористов отмечалось слабое, а порой и явно неудовлетворительное взаимодействие между военными и МВД, хотя для этой цели и были созданы специальные оперативные центры.

На низком уровне остается дисциплина в армии и полиции. Неудовлетворительно поставлен учет личного состава, до трети военнослужащих и полицейских по различным причинам постоянно отсутствуют на службе. В рядах вооруженных сил и МВД сохраняются и периодически обостряются межконфессиональные и межнациональные противоречия. По-прежнему под вопросом остается лояльность многих военнослужащих и полицейских нынешней багдадской власти.

Подлинным бичом силовых структур, особенно МВД остается всепроникающая коррупция.

Вооруженные силы Ирака состоят из сухопутных войск (154,6 тыс. чел.), Сил специальных операций (4,7 тыс. чел.), Вспомогательных сил (15,1 тыс. чел.), ВВС (2,9 тыс. чел.) и ВМС (1,9 тыс. чел.)

К концу 2009 года численность национальных ВВС планируется довести до 6 тыс. человек, а на вооружении иметь 133 летательных аппарата (сейчас около 50).

В последнее время отмечается улучшение работы армейского тыла и качества снаряжения иракских военнослужащих, однако в этом деле все еще имеется много нерешенных проблем.

Слабыми сторонами иракской армии остаются низкий уровень подготовки высшего командного состава, во многом неудовлетворительное качество планирования и подготовки крупных боевых операций, нехватка опытных офицеров и сержантов, недостаточное количество бронетехники, особенно танков, практическое отсутствие артиллерии, противотанковых средств, вооружения ПВО, средств РЭБ, боевой авиации, ударных кораблей и катеров.

14 июля в Багдаде состоялась церемония производства в офицеры 650 выпускников иракских военно-учебных заведений. Всего за последние три года различные военно-учебные заведения страны закончили около 4800 человек.

Управление военного сотрудничества МО США в конце июля уведомило Конгресс о получении двух запросов от правительства Ирака на поставку вооружения и военной техники. Совокупная стоимость планируемых к подписанию контрактов может превысить 1,7 млрд долларов. Первый иракский заказ предусматривает поставку 6 самолетов C-130J-30 «Супер Геркулес», 4 запасных двигателей к ним и различного сопутствующего оборудования. Американцы также окажут содействие в обучении персонала и материально-техническом обслуживании поставляемых самолетов и оборудования. Второй заказ включает 160 боевых бронированных машин M1117 «Гардиан» (она широко применяется американскими войсками в Ираке для сопровождения автомобильных колонн, ведения разведки и патрулирования местности), 4 тяжелые ремонтно-эвакуационные машины, 160 пулеметов M2 калибра 12,7 мм, 144 автоматических гранатомета MK19 MOD3 калибра 40 мм, 160 автомобильных радиостанций, другое оборудование и услуги на общую сумму 208 млн долларов.

МВД Ирака состоит из полиции (289,1 тыс. чел.), Национальной полиции (аналог жандармерии или внутренних войск, 34,9 тыс. чел.) и сил пограничной охраны (41 тыс. чел.).

Полиция в целом остается плохо обученной. В регионах полицейские силы в значительной степени находятся под влиянием и контролем местных руководителей и политических группировок, в т. ч. «Армии Махди». Существующая в стране юридическая и судебная система не содействуют в необходимой степени работе органов МВД. Национальная полиция, укомплектованная преимущественно шиитами, считается в Ираке инструментом насилия над суннитами, хотя в последнее время положение здесь стало меняться в лучшую сторону.

В провинции Дияла в июле на краткосрочных курсах состоялся первый выпуск специальной женской группы (70 человек), предназначенной для противодействия женщинам-террористкам.

МВД Ирака заявило о готовности обеспечить безопасность всех иностранных компаний и инвесторов, которые хотят работать в стране. Реализация этой задачи возложена на специальный комитет, созданный недавно в ведомстве.

Американское военное командование интенсивно использует ИСЗ для контроля за перемещениями иракских войск и другими видами деятельности местных силовиков. Спутниковое наблюдение за иракцами было усилено после крупной операции, которую они проводили против шиитских боевиков в марте с. г. в Басре. Один из американских военных заметил по этому поводу: «Плохая новость в том, что мы шпионим за иракцами, но еще хуже, что мы должны это делать».

В июле министерство обороны Ирака опровергло сообщения СМИ о проводимых израильскими ВВС учениях в иракском воздушном пространстве в рамках подготовки ударов по ядерным объектам Ирана с использованием для этих целей военно-воздушных баз (ВВБ) США в Ираке. Министр иностранных дел Ирака Х. Зибари заявил, что Багдад официально потребовал от США не допускать использования иракского воздушного пространства для любого возможного нападения на Иран. Зибари подчеркнул, что вооруженные силы США отвечают «за сохранность суверенитета иракского воздушного пространства и не должны позволить любому нарушению израильскими военными самоле-тами этого суверенитета».

В целом нынешнее состояние армии и МВД Ирака не позволяет дать ответ на главный вопрос: когда и как местные силовики смогут полностью заменить иностранные коалиционные силы в деле обеспечения безопасности и поддержания порядка на всей территории страны.

По состоянию на 1 августа 2008 года группировка вооруженных сил США в Ираке насчитывала ок. 147 тыс. человек в составе 15 бригад (сухопутных войск – 13, морской пехоты – 2). В июле завершился вывод из страны частей американских ВС, дополнительно переброшенных сюда в 2007 году по распоряжению президента Дж. Буша для проведения операций по стабилизации обстановки в Ираке. Вместе с тем, нынешняя численность контингента вооруженных сил США все же примерно на 10 проц превышает численность войск, находившихся здесь до переброски дополнительных подкреплений.

Командующий иракской группировкой американских войск генерал Д. Петрэус заявил, что в сентябре с. г. он, скорее всего, будет рекомендовать Конгрессу провести новое сокращение ее численности. Аналогичного мнения придерживается и председатель комитета начальников штабов ВС США адмирал М. Муллен, который, однако, считает, что если американские военные уйдут из Ирака в течение ближайших двух лет, то последствия такого шага «могут быть печальными». Президент Дж. Буш 31 июля объявил, что в условиях, как он считает, значительного улучшения обстановки в сфере безопасности в Ираке можно будет провести дальнейшее сокращение численности ВС США в этой стране. Одновременно Буш сообщил об уменьшении срока службы американских военных в Ираке с 15 до 12 месяцев. Вместе с тем, глава Белого дома подчеркнул, что Америка остается воюющей страной, а террористы из «Аль-Каиды», хотя и отступают, но все еще представляют опасность.

По информации исследовательской службы Конгресса США, американские расходы на ведение войны в Ираке приближаются к расходам на войну во Вьетнаме. По состоянию на середину июля 2008 года Соединенные Штаты истратили на иракскую кампанию 648 млрд долларов, в то время как вьетнамская война обошлась американцам в 686 млрд долларов.

Потери личного состава американских ВС в Ираке в июле 2008 года составили убитыми 13 человек и ранеными около 150 человек. Это наименьший показатель за всю иракскую кампанию. Таким образом, общие потери ВС США с марта 2003 года по 1 августа 2008 года достигли, по уточненным данным, убитыми 4375 человека и ранеными около 30450 человек. Кроме того, один американский военнослужащий считается пропавшим без вести.

Данных о потерях среди военнослужащих других стран-участниц международной коалиции в Ираке в июле не имеется.

В прошедшем месяце интенсивность действий боевой авиации коалиционных сил в Ираке снизилась. Американские ВВС, авиация ВМС и морской пехоты США совместно с подразделениями ВВС Великобритании и Австралии (самолеты В-1В, F-16, F-18 «Супер Хорнет», F/А-18, GR-4 «Торнадо», вертолеты армейской авиации) оказывали поддержку боевым действиям наземных сил коалиции и иракской армии в различных районах страны, наносили удары по опорным пунктам, базам и лагерям боевиков и террористов, их транспортным средствам, складам оружия и боеприпасов, мастерским по изготовлению взрывных устройств, прикрывали с воздуха передвижение транспортных конвоев на автодорогах, вели воздушную разведку объектов противника, осуществляли патрулирование над районами повышенной активности сил противника. Ежедневно в июне авиация союзников совершала от 53 до 86 боевых вылетов (без учета вертолетов).

В июле боевая авиация союзников действовала главным образом в районе городов Баакуба, Самарра, Хан-Бани-Саад, Кара-Таппа, Эль-Фаллуджа, Балад Руз. Для нанесения ударов по противнику использовались, в частности, пушки, управляемые авиационные бомбы GBU-38, GBU-31, GBU-12 и другие авиационные боеприпасы. Боевые вертолеты АН-64 «Апач» поражали цели противника ПТУРами «Хеллфайр» и огнем из пушек. Беспилотные летательные аппараты (БПЛА), в первую очередь WQ-1 «Предатор» вели разведку и поражали противника ракетами и бомбами. Кроме того, самолеты сил коалиции неоднократно совершали полеты над неспокойными районами страны с целью демонстрации силы и запугивания противника. Авиация регулярно привлекалась к решению поисково-спасательных задач. Транспортные перевозки в интересах коалиционных сил осуществляли самолеты ВВС США, Великобритании, Канады, Южной Кореи, Японии, Австралии. Дозаправка горючим боевых самолетов в воздухе производили американские самолеты-заправщики КС-10 и КС-135.

Впервые в июле американские ВВС применили в Ираке новейшие БПЛА MQ-9 «Риппер», который представляет собой разведывательно-ударную систему. Комплект вооружения «Риппера» состоит из 4 ракет AGM-114 «Хеллфайр» и 2 управляемых авиабомб GBU-12 «Пэйвэй-II». Аппарат может находиться в воздухе до 24 часов.

Общая численность войск других стран коалиции в Ираке (24) составляла на 1 августа 2008 года 9,75 человек. Наиболее крупными контингентами располагают Великобритания (ок. 4,1 тыс. чел.) и Грузия (ок. 2,0 тыс. чел.). Кроме того, в Ираке находятся 150 военнослужащих из Фиджи, которые охраняют сотрудников миссии ООН в Багдаде и не входят в состав многонациональных сил. Для обеспечения безопасности сотрудников ООН в Ираке задействованы также подразделения из контингентов ВС Грузии, Румынии и Южной Кореи.

Премьер-министр Великобритании Г. Браун заявил, что он не может назвать дату полного вывода британских войск из Ирака, и не намерен устанавливать график их «искусственного ухода» из этой страны, где они продолжают решать «несколько важных задач», которые необходимо полностью реализовать. К числу этих задач Браун отнес участие в подготовке местных сил безопасности, «установление демократии легитимной власти в районе Басры» и помощь населению города в налаживании нормальной жизни. По утверждению главы правительства, в начале 2009 года миссия британского контингента в Ираке будет полностью посвящена обучению иракских военных и полиции. Для этих целей Лондон намерен дополнительно направить в Ирак 120 военнослужащих.

Молдавия увеличит численность своего военного подразделения в Ираке с 11 до 20 человек.

Правительство Японии намерено в конце текущего года отозвать на родину военно-транспортное подразделение ВВС, базирующееся в Кувейте и выполняющее перевозки в интересах коалиционных сил в Ираке.

Таким образом, положение дел в сфере безопасности в Ираке в июле 2008 года не претерпело существенных изменений и, несмотря на известные позитивные изменения, все еще оставалось сложным, неустойчивым и далеким от полной стабилизации.

Внутриполитическая обстановка в Ираке в июле 2008 года продолжала оставаться очень сложной и противоречивой.

19 июля в иракское правительство после бойкота, продолжавшегося с августа 2007 года, вернулись вице-премьер и пять министров, представляющих крупнейший суннитский парламентский блок «Иракский фронт согласия». Основные разногласия между суннитскими и шиитскими политиками касались распределения министерских постов, внесения поправок в конституцию и изменения порядка распределения доходов от нефтяной отрасли.

22 июля иракский парламент одобрил закон о проведении выборов в местные органы власти. В голосовании не участвовали депутаты от курдских партий, считающих, что в этом документе не отражена принадлежность Киркука к Курдской автономии. В частности, говорилось, что в провинциальном совете провинции Таамим депутаты должны быть представлены в равных пропорциях курдами, арабами и туркоманами. На следующий день президент страны Дж. Талабани (курд) отказался подписать закон, мотивируя свое решение тем, что за него проголосовало лишь 127 из 275 депутатов, т. е. меньше половины.

Отсрочка принятия закона может серьезно осложнить внутриполитическую ситуацию в стране, привести не только к переносу сроков региональных выборов, но и застопорить и без того очень трудно и крайне медленно идущий процесс национального примирения. Представители различных иракских политических сил провели экстренные консультации с целью достижения согласия по спорным вопросам в тексте закона с тем, чтобы вновь рассмотреть его в парламенте в самое ближайшее время, однако до конца июля не смогли преодолеть имеющиеся противоречия.

Сложная ситуация сохраняется в экономике и социальной сфере Ирака. В то же время заметные позитивные изменения отмечаются в нефтяном секторе. Добыча нефти в Ираке достигла наивысшего показателя за весь послевоенный период и составляет 2,43 млн баррелей в сутки. Рост нефтедобычи и улучшение системы безопасности и охраны предприятий отрасли, в т. ч. трубопроводов, позволили обеспечить бесперебойные поставки топлива на внутренний рынок, что, в свою очередь, привело к увеличению выработки в стране электроэнергии.

29 июля правительство Иракского Курдистана сообщило о создании на территории региона т. н. «Газ-Сити». На территории площадью 50 кв. км будет сооружен промышленный комплекс из 20 крупных нефтехимических и других заводов, а также ряда средних и мелких предприятий. Начало строительства намечено на сентябрь 2008 года. «Газ-Сити» представляет совместный проект с участием двух компаний из ОАЭ.

Правительство страны выделило на ближайшие три года на восстановление Багдада сумму, эквивалентную трем миллиардам долларов США. Средства пойдут на строительство жилья, школ, медицинских учреждений и т. п. Особое внимание будет уделено западному району столицы Эш-Шауля и шиитскому Садр-Сити. Вместе с тем, сроки начала работ пока не объявлены. На первичные расходы по восстановлению провинции Дияла премьер-министр Н. аль-Малики распорядился выделить 100 млн долларов. Всего на восстановление Багдада потребуется до 30 млрд долларов, а Ирака в целом – свыше 400 млрд долларов.

Иракские власти обещают выделить каждому беженцу за рубежом или перемещенному лицу внутри страны для возвращения на место прежнего проживания компенсацию в размере 840 долларов и предоставят деньги на приобретение билета, включая доставку багажа. Семьям в Ираке, которые по различным причинам не могут в настоящее время вернуться в родные места, правительством будет выплачиваться ежемесячная компенсация в размере 145 долларов.

В Ираке сохраняется сложная санитарно-эпидемиологическая обстановка. Всемирная организация здоровья предупреждает о возможности вспышек в стране заболеваний холеры и тифа. Во многом это обусловлено неудовлетворительными условиями проживания перемещенных лиц.

В июле в Ираке был объявлен конкурс на новый вариант государственного флага. Решение по итогам конкурса парламент страны должен принять до конца текущего года.

Таким образом, развитие внутриполитической ситуации в Ираке в июле 2008 года показало, что процесс достижения национального примирения и согласия вряд ли будет достигнут в ближайшее время и потребует новых значительных усилий, а главное, желания со стороны всех иракских политических сил.

В июле 2008 года внешнеполитическая деятельность руководства Ирака по-прежнему была сконцентрирована на переговорах с США о заключении договора о долгосрочном стратегическом партнерстве и соглашения будущем статусе американских войск на иракской территории. Большое внимание иракское руководство уделяло также налаживанию отношений с соседними странами и развитию сотрудничества с государствами Западной Европы.

Переговоры с США шли трудно, особенно по вопросу о будущем статусе американских войск на иракской территории. По информации СМИ, первоначально в Вашингтоне рассчитывали подписать документы до 31 июля текущего года. Однако затем речь зашла о возможности сделать это до истечения срока полномочий нынешней американской администрации в январе 2009 года.

В начале июля Н. аль-Малики впервые открыто предложил американской стороне разработать график вывода войск из Ирака и включить его в соглашение о статусе пребывания ВС США в стране. Немного позже президент Дж. Буш впервые, хотя и в общей форме, заявил о согласии определить «временной горизонт» для сокращения численности американских войск в Ираке. Со своей стороны, премьер-министр Ирака Н. аль-Малики в интервью немецкому журналу «Шпигель» утверждал, что войскам США следует покинуть Ирак «как можно скорее». В этом же интервью аль-Малики фактически выразил согласие с намерением кандидата на пост президента США от Демократической партии Б. Обамы вывести американские войска из страны в течение 16 месяцев. Причем в Багдаде подчеркнули, что это вовсе не означает, что глава иракского правительства высказался в поддержку Обамы как кандидата на президентский пост. В то же время Обама, находясь в июле Багдаде, не говорил о конкретных сроках вывода американских военных из Ирака.

Ряд экспертов полагает, что Н. аль-Малики и его союзники по правительственной коалиции на деле не очень то заинтересованы в разработке конкретного временного графика вывода из страны американских войск, т. к. отчетливо понимают, что иракская армия и полиция в их нынешнем состоянии не смогут в полном объеме взять на себя решение задач по обеспечению безопасности в стране. И это положение сохранится еще на протяжении долгого времени, как минимум, нескольких лет. Громкие же заявления с требованием выработки графика вывода войск являются одним из элементов (причем очень важным) во внутриполитической борьбе, особенно перед выборами в местные органы власти. 28 июля Н. аль-Малики заявил, что решение вопроса о выводе войск США из страны должно удовлетворить все политические партии и «защитить суверенитет Ирака».

Президент курдской автономии М. Барзани выступил с предложением о размещении на ее территории на постоянной основе американских войск, где они могли бы находиться в безопасных условиях, одновременно оказывая воздействие на обстановку в Ираке и регионе. Вместе с тем, реализация этой идеи потребует значительных средств и времени (до 2-3 лет), т. к. на сегодняшний день в Иракском Курдистане отсутствует необходимая инфраструктура, в частности, нет военно-воздушных баз.

Сторонники влиятельного шиитского лидера М. ас-Садра в июле регулярно по пятницам проводили в Багдаде и других городах юга страны массовые демонстрации против подписания договора о сотрудничестве с США. 31 июля ас-Садр обратился с призывом к иракскому правительству не подписывать соглашение о продлении американского военного присутствия в стране, обещая взамен политическую поддержку своего движения.

В Лондоне министр иностранных дел Ирака Х. Зибари обсудил тему статуса британских войск в Ираке. Стороны согласились с необходимостью заключения специального соглашения по данному вопросу до того, как в конце 2008 года истечет срок мандата ООН на пребывание иностранных войск на иракской территории. По итогам переговоров в Багдаде премьер-министра Великобритании Г. Брауна стороны подчеркнули необходимость установления долгосрочных британо-иракских отношений.

В начале июля премьер-министр Ирака Н. аль-Малики посетил Объединенные Арабские Эмираты. По итогам его визита руководство ОАЭ приняло решение о полном списании иракского долга, общая сумма которого составляет около 7 млрд долларов.

Состоялся официальный визит в Ирак премьер-министра Турции Р. Т. Эрдогана, в ходе которого он заявил о готовности Анкары оказывать «любое возможное содействие установлению стабильности в Ираке». С иракским руководством Эрдоган обсудил вопросы энергетического сотрудничества и проблемы, связанные с противодействием боевикам КРП, чьи силы базируются на севере Ирака. Было подписано соглашение о «стратегическом сотрудничестве», предполагающее регулярные турецко-иракские контакты на высшем уровне. По итогам визита Р. Т. Эрдоган подчеркнул, что две страны «пришли к единому мнению по вопросам нейтрализации террористических угроз, создания общего района безопасности, образования, экономического и энергетического коридора».

6 июля в Багдаде было открыто представительство Организации Исламская конференция. О намерении открыть посольства в Ираке заявили Бахрейн и Кувейт. В то же время король Иордании Абдалла II отложил на неопределенное время свой визит в Багдад, который должен был стать первым посещением Ирака главой арабского государства после свержения в 2003 году режима С. Хусейна.

Багдад в минувшем месяце посетил лидер ливанского парламентского большинства С. Харири. Сообщалось, что он обсудил с иракскими политиками и религиозными авторитетами вопросы, связанные с уменьшением напряженности в отношениях между суннитами шиитами, в т. ч. в Ливане, и, конечно же, проявил интерес к иракскому нефтяному бизнесу.

Н. аль-Малики посетил в июле с официальными визитами Германию и Италию. На переговорах с руководителями западноевропейских стран обсуждались главным образом вопросы укрепления безопасности, восстановления государственных органов и экономики Ирака. В Берлине и Риме обещали всемерную поддержку багдадским властям в решении этих проблем. Во время пребывания в Риме Н. аль-Малики нанес визит в Ватикан, где встретился с папой Бенедиктом ХVI, обсудив с ним вопросы положения иракских христиан.

Россия списала 93 процента долга Ирака, составляющего примерно 13 млрд долларов. Соответствующее соглашение было подписано 23 июля в Москве. В настоящее время объем инвестиций российских компаний в Ираке превысил 4 млрд долларов.

Таким образом, военно-политическая обстановка в Ираке в июле 2008 года оставалась сложной. События, происходящие в стране, показывают, что в ближайшей перспективе вряд ли можно ожидать коренных изменений иракской ситуации в позитивном направлении.

52.64MB | MySQL:106 | 0,577sec