Терроризм и проблемы безопасности Шенгенской зоны

Недавние теракты в Австрии и Франции вновь поставили на повестку дня вопросы взаимодействия и координации стран ЕС в области безопасности. Теракт в Вене, в частности, продемонстрировала не только вопиющую неоперативность групп быстрого реагирования и патрулей австрийской полиции (четыре часа террорист практически беспрепятственно передвигался по Вене), но и практически полное отсутствие координации и обмена информации между спецслужбами ФРГ и Австрии. Этот канал обмена немцы сами закрыли год назад из-за опасений «утечки секретной информации Москве» после очередного «шпионского скандала». Возможно, это имеет смысл в рамках всего массива развединформации, но что касается данных о террористических группах, то такое положение дел является недопустимым. И такая, как представляется, война амбиций конкретных руководителей спецслужб конкретных стан ЕС не новость: именно такое же положение дел наблюдалось и в прошлом между спецслужбами Франции и Бельгии после совершения резонансных терактов в этих странах два года назад. И такой «раздрай» сохраняется в Старом Свете и по иным, более глобальным вопросам противостояния исламистскому терроризму и миграционному шантажу со стороны той же Турции. В этой связи американские эксперты указывают на то, что последние по времени инициативы по усилению пограничного контроля в европейской Шенгенской зоне, могли бы затруднить въезд преступников и террористов в этот регион, но не устранили бы проблемы доморощенных террористов и свободного передвижения террористов внутри этого региона. В ближайшие годы терроризм и миграционное давление будут продолжать создавать угрозы выживанию Шенгенской зоны. Как заявил президент Франции Эммануэль Макрон, Париж предоставит предложения по улучшению контроля за внешними границами Шенгенской зоны в декабре, но пока он не расшифровал конкретику. И это не случайно по причине абсолютной разницы позиций стран ЕС по этому вопросу. Комментарии Макрона являются частью реакции Парижа на теракты во Франции и Австрии на прошлой неделе, в ходе которых нападавшие смогли свободно перемещаться по европейским странам без контроля. Напомним, что Шенгенская зона включает в себя 26 европейских стран, большинство из которых также являются членами Европейского союза. Члены Шенгенского соглашения согласились отменить физический контроль на своих взаимных границах и улучшить контроль за внешними границами региона. Соглашение позволяет государствам-членам вновь ввести пограничный контроль, но только в чрезвычайных обстоятельствах, таких как террористический акт или кризис в области здравоохранения, и только на очень короткий период. Одна из главных проблем безопасности, связанных с Шенгенской зоной, заключается в том, что она позволяет преступникам относительно легко перемещаться по европейским странам практически без контроля. Так, террорист, совершивший теракт 29 октября сначала прибыл из Туниса в Италию, а затем переместился во Францию для совершения теракта. Террорист, совершившийся теракт в Вене, свободно путешествовал между Словакией и Австрией, чтобы приобрести боеприпасы и оружие для нападения.
В этой связи эксперты указывают на то, что расширение сотрудничества в области контроля за внешними границами Шенгенской зоны и расширение обмена разведданными между государствами-членами сейчас более вероятно, чем возобновление постоянного пограничного контроля между странами ЕС, что негативно скажется на их экономике. Из-за отсутствия физического контроля Шенгенская зона снижает транспортные расходы, поскольку пересечение границ товарами и людьми происходит быстрее и эффективнее. Согласно докладу Европейского парламента, приостановление действия Шенгенского соглашения и восстановление постоянного пограничного контроля приведут к ежегодным экономическим потерям в размере от 5 до 18 млрд евро (от 6 до 21 млрд долларов).
В результате страны, которые сильно зависят от экспорта или зависят от жестких цепочек поставок для своей экономики, такие как Германия или Нидерланды, будут сопротивляться любым попыткам восстановить пограничный контроль между государствами Шенгенского соглашения. Страны, которые полагаются на туризм, такие как Испания и Греция, также, вероятно, выступят против прекращения существования Шенгенской зоны. В последние годы члены Шенгенского соглашения предоставили дополнительные ресурсы Европейскому агентству пограничной и береговой охраны (также известному как Frontex). При этом «львиная доля» этих ассигнований направлена на усиление контроля для въезда по морю, и в значительно меньшей степени, по суше. Разрозненная разведывательная сеть (которая по большей части все еще действует на национальном уровне и сохраняют высокую степень автономности), а также материально-технические и языковые барьеры подрывают усилия ЕС по расширению сотрудничества в области борьбы с терроризмом. Эти моменты позволяют сделать вывод о том, что предполагаемая реформа Шенгенской зоны не окажет существенного влияния на эту ситуацию, хотя и может частично ограничить трансграничное сотрудничество между террористами.
Значительная эскалация трансграничных террористических актов в Европе усилила бы политическое давление на национальные правительства с целью отмены или, по крайней мере, приостановления действия Шенгенской зоны. Это может привести к тому, что некоторые страны выйдут из соглашения или потребуют приостановки членства в Шенгене тех стран, которые не смогут защитить свои внешние границы. Требования прекратить или приостановить действие Шенгенской зоны также могут быть результатом очередного массового притока просителей убежища и экономических мигрантов, аналогичного миграционному кризису 2015-2016 годов. Националистические политические партии по всей Европе, такие как «Национальный фронт во Франции, неоднократно призывали свои страны выйти из Шенгенского соглашения из соображений безопасности. Во время пика миграционного кризиса в 2016 году члены Шенгенского соглашения, включая Австрию и Швецию, заявили, что Греция должна быть исключена из соглашения, если она не улучшит защиту своих внешних границ. Ряд стран, включая Францию и Австрию, также неоднократно критиковали итальянское правительство за то, что оно разрешает (а иногда и поощряет) просителей убежища и экономических мигрантов свободно покидать Италию. Страны, включая Болгарию и Румынию, все еще стремятся присоединиться к Шенгенскому соглашению, хотя опасения в Брюсселе по поводу наличия там сильных сетей организованной преступности и слабого верховенства закона все еще задерживают их присоединение к соглашению.

51.98MB | MySQL:101 | 0,418sec