Иран и США на Ближнем Востоке: перезагрузка отношений?

Недавно истек срок «оружейного» эмбарго в отношении Ирана, наложенного СБ ООН. На практике это означает, что теперь Иран может закупать и продавать вооружения и военные технологии. Это позволит Ирану существенно модернизировать свои вооруженные силы, а также обеспечить поставки вооружений оппонентом США и своим  региональным союзникам на Ближнем Востоке. В результате Тегеран имеет шанс пополнить свои валютные резервы, которые сегодня заметно оскудели под воздействием санкций и в результате расходов на военные операции Ирана в регионе.

В тоже время, для того, чтобы получить доступ к мировым рынкам оружия, Ирану предстоит преодолеть ряд политических и экономических препятствий. И хотя ряд стран могут начать торговлю оружием с Ираном, США непременно попытаются наложить односторонние санкции на военный сектор иранской экономики, чтобы затормозить его развитие.

Несомненно влияние США на этот процесс возможно окажет сдерживающее воздействие на многие страны и корпорации в торговле оружием с Ираном. Однако Россия и Китай скорее всего продолжат экспорт оружия в Иран. Обе эти страны, которые являются основными конкурентами США на Ближнем Востоке, попытаются укрепить военно-технический потенциал Тегерана, чтобы тем самым сорвать стратегические расчеты США в регионе и, одновременно, упрочить свое влияние на Иран как одну из крупных региональных держав на Ближнем Востоке и важного игрока на мировых рынках нефти. В тоже время, как было указано выше Иран испытывает нехватку свободных валютных средств в результате продолжающих действовать санкций наложенных на его нефтяной сектор, что может значительно осложнить его сотрудничество с Россией и Китаем.

Наряду с эти такие экспортеры оружия в Иран как Украина и Беларусь сегодня мало что могут предложить Тегерану в плане модернизации его военного комплекса как по ряду известных политических, так и экономических причин.

По оценке ряда экспертных кругов, Иран может попытаться добыть необходимые средства за счет продажи иранского оружия. В прошлом, Иран поставлял оружие в Сирию, Судан и Венесуэлу. Однако указанные страны, несмотря на возможное желание закупить вооружение у Ирана, сегодня вряд ли смогут это сделать в необходимых Тегерану объемах, так как все они испытывают экономические проблемы и переживают внутренний политический кризис.

Любопытно, что на сегодняшний день одним из наиболее перспективных покупателей иранского оружия может стать Катар. Это небольшое государство Персидского залива обладает достаточным запасом валютных средств и находится в непосредственной географической близости к Ирану. К тому же по ряду параметров Катар сегодня зависит в определенной степени от Ирана как политически, так и с точки зрения обеспечения своей внутренней безопасности и стабильности. За последние несколько лет, Иран используя инструмент шиитских общин, сумел создать обширную сеть своей клиентуры в этой арабской монархии, которая не так давно умудрилась испортить отношения со своими арабскими соседями по Аравийскому полуострову.

В этой связи, Катар имеет много оснований закупить иранское вооружение, несмотря на то, что Доха могла бы найти более современное и совершенное вооружение по приемлемой цене в других местах.  Катар не останется в одиночестве в качестве военного партнера Ирана. Иран может наладить военное сотрудничество с Северной Кореей и Турцией. Что касается Северной Кореи, то она уже давно торгует оружием с Ираном, несмотря на наложенные на нее санкции. Закупка Анкарой в России ЗРК С-400, несмотря на резкие возражения со стороны США, продемонстрировала, что Турция не склонна во всем потакать Вашингтону, когда речь идет о ее национальных интересах.

Тем более, что в самих США нет единого мнения относительно политики в отношении Ирана.  Одна часть  американской политической элиты стремится свергнуть нынешний политический режим в Иране путем открытого политического и военного давления на Тегеран. Другие считают вполне достаточным добиться изменения характера иранского политического режима. Первых скорее можно отнести к сторонникам президента Д.Трампа, а вторых — Дж.Байдена. Характерно, что те и другие верят в то, что  основанием для воздействия на Иран является его отношение к Израилю, которая представляет угрозу для ео существованию. То что Ирану удалось заметно усилить свой военный потенциал и расширить военно-политическое влияние в регионе, создав так называемую Ось исламского сопротивления, служит одним из главных оснований  агрессивной политики Вашингтона в отношении Ирана.

Характерно, что Иран особенно заметно смог продвинуться в упрочении своего военного комплекса и укрепления позиций в регионе, после заключения так называемого ядерного соглашения 5+1 в 2015 г. Одновременно с этим ситуация в Сирии стала меняться в пользу правящего режима, особенно после ввода в эту арабскую страну российских ВКС.

Сегодня много зависит от того, кто одержит победу на выборах в США. Если президентом останется Д.Трамп, то американская администрация продолжит прежнюю политику, направленную на смену правящего в ИРИ режима. Если победит Дж.Байден, то скорее всего новая администрация попытается отредактировать ранее заключенное с ИРИ ядерное соглашение, прежде всего в части касающейся количества и качества ракетного вооружения ИРИ. Более того, США попытаются убедить Иран «переквалифицировать» соглашение в американо-иранский договор, утвержденный Конгрессом США. Одновременно, США и их западные союзники будут стремиться перетянуть Иран в свою орбиту влияния, играя на политической и экономической открытости в отношении Тегерана.

Несомненно описанный выше процесс будет сопровождаться сильным давлением на Тегеран с тем, чтобы добиться от него максимально возможных уступок и компромиссов по целому ряду вопросов внутренней и внешней политики. Прежде всего это касается вопроса о поставок оружия Ирану и его союзникам в Сирии и ливанской «Хизбалле». Дж.Байден несомненно попытается блокировать такого рода поставки, чтобы ослабить иранскую Ось сопротивления.

Вопрос о возможной нормализации американо-иранских отношений, особенно в случае победы Дж.Байдена, носит отнюдь не риторический характер. Так, в конце октября — начале ноября 2020 г. Иран и США достигли неофициального соглашения о прекращении огня в Ираке. Обе страны естественно преследуют свои интересы. США не хотят продолжения эскалации ситуации в Ираке, где еще остаются их войска в условиях президентских выборов. Иран со своей стороны опасается, что дальнейшее обострение вооружённой конфронтации в Ираке может ослабить  иранских союзников и подорвать позиции Тегерана в этой арабской стране.          Соглашение будет действовать  до конца текущего года. Обе страны, как полагают эксперты, попытаются за оставшееся время наметить основные параметры возобновления конструктивного диалога по ядерному вопросу и обозначить общие контуры нового ядерного соглашения. Как указывают осведомленные наблюдатели, Иран посылает США недвусмысленные сигналы через Великобританию и по каналам ООН. США действуют  прямолинейней. Так, недавно, Д.Трамп публично предположил, что наряду с рядом государств Ближнего Востока, Иран мог бы также нормализовать отношения с Израилем. При этом Д.Трамп недвусмысленно дал понять, что хотел бы заключить двусторонне соглашение с Ираном по ядерной проблеме.

Что же касается соглашения по Ираку, то оно вызвало неоднозначную реакцию среди проиранских вооруженных формирований. Помимо тем, касающихся его одностороннего характера, временных сроков, условий, гарантий выполнения принятых решений,  основным спорным вопросом стало выяснение сил, которые стояли за этим соглашением. По оценке иракских официальных лиц и руководителей вооруженных формирований, Тегеран, якобы, подстрекал шиитские вооруженные формирования атаковать американские объекты с тем, чтобы оказать давление на Д.Трампа и его союзников в Ираке, и, таким образом, заставить их действовать непродуманно, что в конечном итоге могло негативно сказаться на позициях Д. Трампа в ходе выборной кампании. С другой стороны, более вероятной представляется точка зрения. которую высказывают некоторые эксперты, объясняя изменения в позиции Тегерана его серьезными опасениями за ситуацию в Ираке после угроз переданных  госсекретарем США через президента Ирака  Бархама Салиха.

По данным ряда осведомленных иракских источников, решающее влияние на позицию Тегерана на переговорах с США, сыграл ранее полученный сигнал из Лондона. Английские представители, якобы, донесли до иранских переговорщиков, что Д.Трамп настроен весьма решительно в отношении Ирана и было бы разумнее пойти на соглашение с ним и уж никак не пытаться провоцировать, что может с большой долей вероятности привести к острому вооруженному конфликту в регионе.

В Иране, несмотря на всю воинственную риторику в отношении США, прекрасно понимают, что любая крупномасштабная военная операция США в Ираке, неизбежно приведет к правительственному кризису, последствия которого могут оказаться губительными для позиций Ирана и его союзников  в Ираке в политической. военной и экономической сферах. В этой связи, ряд источников считает, что приказ шиитским вооруженным формированиям прекратить атаки на американские объекты пришел непосредственно от верховного лидера (рахбара) Али Хаменеи.

Руководители наиболее влиятельных шиитских группировок в Ираке; «Бадр», «Катаиб Хизбалла», «Асаиб Ахль аль-Хак» были вызваны в Иран ( в город Кум), где получили приказ при любых обстоятельствах сохранить власть в руках шиитов и обеспечить защиту нынешнему премьеру М.аль-Казыми, несмотря на весьма неоднозначное к нему отношение в шиитской среде, на том простом основании, что он шиит.

Таким образом, отношениям Ирана и США на Ближнем Востоке неизбежно суждено испытать в  ближайшее время серьезные трансформации. От того, в каком направлении будет двигаться этот процесс во многом зависит развитие текущих проблем безопасности в регионе Большого Ближнего Востока.

62.92MB | MySQL:105 | 2,152sec