О продолжении военно-технического сотрудничества КНР и Пакистана в области оперативно-тактической авиации

Средства массовой информации Индии сообщают о возможной поставке в ближайшее время из КНР в Пакистан партии легких одномоторных истребителей поколения 3+ под обозначением «Цзянь-10СЕ». По данным индийских источников, представители военно-политического руководства Пакистана активизировали переговорный процесс с китайскими партнерами еще в августе 2020 г. по вопросу о заключении контракта на поставку 30 (по другим данным 50) истребителей «Цзянь-10».

Представляется важным отметить, что индийские источники не сообщают стоимость такого контракта, а также такие важные особенности, как комплектность и количество авиационных средств поражения, которые китайская сторона будет передавать пакистанским партнерам.

Как известно, истребители модели «Цзянь-10» находятся на вооружении ВВС НОАК более 10 лет и к настоящему моменту китайские авиастроители осуществляют серийный выпуск третьей модификации истребителя с литерой «С».  В отношении конструкции данного самолета известно, что за основу была принята разработка израильских специалистов под обозначением «Лави».

Китайским специалистам пришлось увеличить линейные размеры самолета, поскольку в моторном отсеке размещается турбореактивный двигатель модели WS-10, который является нелицензионной копией российского Ал-31Ф-1. Первоначально китайские двигателестроители рассчитывали создать силовую установку на базе европейского турбовентиляторного двигателя модели CFM-56, однако данный эксперимент потерпел неудачу по техническим и финансовым причинам.

Некоторые индийские специалисты ожидают, что ВВС Пакистана в перспективе по установленным каналам связи попытаются достичь с военно-политическим руководством РФ договоренностей о поставках двигателей модели Ал-31Ф-2 для истребителей «Цзянь-10СЕ», поскольку силовые установки китайского производства не вызывают доверия у пакистанских военных.

В данном аспекте отметим, что по информации китайских источников, официальный Исламабад смог достичь договоренностей с Москвой о поставках 400 двигателей РД-93МА, которые необходимы ВВС Пакистана для поддержания летной годности 135 истребителей JF-17 «Гром» в модификациях Block 1, 2 и 3. В срок до 2025 г. ВВС Пакистана получат еще около 70 истребителей данной модели. Китайские аналитики отмечают, что подобное сотрудничество привлекает внимание индийской стороны и в любой момент может быть осложнено именно из-за значения индийских контрактов для ОПК РФ.

В отношении истребителя «Цзянь-10С» известно, что данный самолет включен в «тактический треугольник» ВВС НОАК, в который входят малозаметный тяжелый истребитель «Цзянь-20» и истребитель-бомбардировщик «Цзянь-16». Данные самолеты стоят на вооружении истребительных бригад ВВС НОАК, которые в зависимости от военного округа могут насчитывать от 36 до 48 самолетов, что практически в два раза больше чем в стандартном истребительном авиационном полку.

С учетом наличия у истребителей «Цзянь-10С» возможности оснащения дополнительными топливными баками представляется возможным утверждать, что данные самолеты под управлением пилотов ВВС ИРП смогут выполнить перелет из КНР в Пакистан без применения самолетов-заправщиков.

По данным китайских специализированных военно-технических изданий, пилоты ВВС Пакистан ранее прошли подготовку для выполнения полетов на истребителях «Цзянь-10С», как в рамках курсов переподготовки и повышения квалификации, так и в ходе совместных регулярных учений ВВС двух стран под обозначением «Героический орел». С учетом данного фактора, представляется возможным утверждать, что ВВС Пакистана сформируют боеготовые эскадрильи из истребителей «Цзянь-10СЕ» даже раньше, чем ВВС Индии выполнят боевое слаживание собственных эскадрилий, укомплектованных новыми истребителями «Рафаль».

Представляется возможным согласиться с китайскими специалистами в том, что обнаружение рассматриваемых истребителей на авиационных базах ВВС ИРП это всего лишь вопрос времени. Анализ информации о ситуации в районах, прилегающих к границе Индии и КНР, а также Индии и Пакистана показывает, что органы военной разведки Индии располагают вполне современными и эффективными космическим аппаратами с соответствующей оптико-электронной аппаратурой, позволяющей с высокой четкостью проводить фотографирование военных объектов.

Вполне вероятно, что официальный Нью-Дели в ответ на поставку истребителей «Цзянь-10СЕ» для ВВС ИРП примет ответные меры экономического характера – очередной запрет на поставки какой-либо продукции из КНР или требование к индийским компаниям прекратить взаимодействие с китайскими контрагентами.

Очевидно, что приобретение небольшого количества истребителей «Цзянь-10СЕ» свидетельствует о сдержанной позиции официального Исламабада, который не желает дальнейшей эскалации в отношениях с Индией, которая обладает численным преимуществом в истребительной авиации. Пакистанские военные понимают, что для поддержания баланса с ВВС Индии необходима как современная техника, так и умение использовать все ее возможности в полной мере.

Опыт проведенных учений «Героический орел» показывает, что пилоты ВВС ИРП даже на истребителях третьего поколения способны вести равный воздушный бой с машинами четвертого поколения, поскольку обладают большим боевым опытом в сравнении с летчиками оперативно-тактической авиации ВВС НОАК.

Анализ многочисленных публикаций в китайских специализированных военно-технических изданиях показывает, что по большинству тактико-технических характеристик истребители «Цзянь-10СЕ» сопоставимы с французскими «Рафаль» — это  безусловно крайне важно для ВВС ИРП, которые численно уступают индийским визави. Рассматриваемый истребитель китайского производства может применять широкую номенклатуру авиационных средств поражения, а именно:

– управляемые ракеты класса «воздух-воздух» малой, средней и большой дальности серии «Гром»;

– высокоточные корректируемые авиационные бомбы серий LT, LS и FT массой от 250 до 1000 кг.;

– противокорабельные ракеты серии «Инцзи».

Благодаря мощной радиолокационной станции с фазированной антенной решеткой истребитель «Цзянь-10СЕ» способен обнаружить и классифицировать цель на дальности большей, чем это позволяет выполнить бортовая РЛС истребителя JF-17. Кроме того для истребителя «Цзянь-10СЕ» разработаны компактные подвесные контейнеры с оптико-электронными системами разведки и наведения, а также контейнеры с системами РЭБ для самозащиты от зенитных или управляемых ракет.

По данным китайских источников, конструкторы авиастроительных предприятий ОПК КНР намерены в дальнейшем совершенствовать данный истребитель за счет использования технологий от малозаметного «Цзянь-20». Китайские конструкторы намерены использовать конструкционные материалы, покрытия и лакокрасочные составы в рамках проекта «Цзянь-10Д» – это легкий одномоторный истребитель с пониженной радиолокационной заметностью и увеличенной дальностью полета, который будет крайне актуален для ВВС ИРП, которым необходим легкий боевой самолет нового поколения.

52.24MB | MySQL:103 | 0,460sec