Оценки китайских специалистов развития военно-технического сотрудничества Российской Федерации и Исламской Республики Пакистан

По данным китайских источников, в настоящее время российская Объединенная двигателестроительная компания проводит стендовые испытания новой модификации турбореактивных двигателей РД-93 с литерой МА с целью определения работоспособности силовой установки на различных высотах. Согласно заявлений официальный представителей предприятии ОДК-Климов, разработка данного двигателя была начата в 2018 г. с расчетом на поставку значительного количества – не менее 400 ед. в КНР для последующего использования в легких одномоторных истребителях JF-17. Полноразмерный макет двигателя был представлен в 2019 г.

Как известно, ранее российская сторона изготовила 250 двигателей модели РД-93, которые были поставлены в КНР в интересах реализации крупного контракта между ОПК КНР и ВВС Пакистана на поставку легких истребителей JF-17, которые следует отнести к боевым самолетам поколения 3+.

По информации китайских изданий, к настоящему моменту на вооружение ВВС Пакистана уже поступило 135 истребителей данной модели в трех модификациях.

В отношении обновленной силовой установки китайским специалистам известно, что российские конструкторы планировали начать разработку двигателя РД-93МА еще в 2012 г, однако по причине организационно-штатных мероприятий (создание Объединенной двигателестроительной компании) и финансовых затруднений работы над РД-93МА затянулись. Общая стоимость разработки данной силовой установки составляет 2,413 млрд рублей, что по оценкам китайских военных экономистов чрезвычайно много.

По мнению представителей авиастроительных предприятий КНР, российские конструкторы не создавали принципиально новый турбореактивный двигатель (в классе с тягой до 10000 кгс/см кв.), а лишь модифицировали первый вариант – РД-33, который был разработан 35 лет назад. Очевидно, что российская школа разработки турбореактивных двигателей данного класса находится в глубоком застое и способна лишь создавать модифицированные версии проверенного агрегата.

По оценкам китайских специалистов, характеристики двигателя были улучшены за счет применения нового топливного насоса – уменьшенная копия от Ал-31, а возможность повторного запуска на высотах более 6000 м обеспечивает турбостартер ВК-100-1МК, который отличается высокой стабильностью работы при низких температурах. Кроме того, в конструкции турбины высокого давления были применены новые тугоплавкие материалы, которые позволили повысить температуру газов и, как следствие мощность двигателя.  В результате проведенных работ мощность  РД-93МА  на форсажном режиме была повышена с 8300 до 9300 кгс/см кв., что позволит легкому истребителю поднимать не менее 4,5 тонн боевой нагрузки.

Данный двигатель оснащен новой электронной системой управления под обозначением БАРК-93МА, а также коробкой самолетных агрегатов КСА- 54. Следует отметить, что модифицированные двигатели могут быть установлены также на легкий двухмоторный малозаметный истребитель «Цзянь-312, который в перспективе может быть принят на вооружение подразделений морской авиации ВМС НОАК.

Китайские специалисты указывают, что традиционно слабым местом двигателя РД-33 и его экспортной версии РД-93 является небольшой ресурс, а именно 700 часов до среднего ремонта и 1400 часов до капитального ремонта, что практически на 60% в сравнении с аналогичными силовыми установками западного – европейского и американского производства.

В отношении РД-93МА китайские специалисты указывают, что по причине увеличения тяги на всех режимах снизился как межремонтный ресурс двигателя до 600 часов, так и общий до 1200 часов, т.е. общая продолжительность службы модифицированного двигателя снизилась на 200 часов.

По данным зарубежных источников, еще в июле 2020 г. китайские авиастроители рассчитывали на продление партнерских отношений с российским предприятием ОДК-Климов, а именно на поставку РД-93МА для продолжения программы строительства истребителей JF-17, которые кроме ВВС Пакистана приняты на вооружение в ВВС Нигерии и Мьянмы. В данном аспекте отметим, что указанные боевые самолеты китайского производства составляют серьезную конкуренцию, как российским МиГ-35, так и южнокорейским F/А-50 в силу высокой стоимости указанных самолетов. Однако по боевым возможностям JF-17 однозначно проигрывают шведским JAS-39 Gripen E.

Спустя четыре месяца, а именно в ноябре 2020 г. в СМИ КНР начинают появляться публикации о том, что российские производители авиационных двигателей достигли понимания с ВВС Пакистана о прямых поставках ТРДД РД-93МА, что позволить пакистанским военным сэкономить значительную долю денежных средств и сократить зависимость от ОПК КНР, предприятия которого фактически выступают посредниками.

Конечно, подобное изменение коммерческой обстановки не устраивает китайскую сторону и в интернете начинают появляться новые материалы с критикой в адрес продукции российских двигателестроителей с целью продвижения китайской версии рассматриваемого ТРДД под обозначением WS-13E. В публикациях китайских военно-технических изданий отмечается, что предприятия национального ОПК смогли разработать модификацию данной силовой установки под обозначением WS-13IPE с возможностью всеракурсного отклонения вектора тяги, что благотворно сказывается на маневренности истребителя.

Особое внимание китайские специалисты уделяют процессу испытаний РД-93МА и по их оценкам первые серийный двиатели могут быть поставлены для ВВС Пакистана не ранее 2022 г., т.е. для создания модифицированной версии проверенного двигателя российским специалистам потребуется в сумме не менее 6 лет. Однако, при условии стабильных поставок, специалисты авиастроительного предприятия «Камра» в Пакистане смогут не только переоснастить новейшие истребители JF-17 Block 3, но и модифицировать 112 истребителей JF-17 Block 1 и Block2 поставленных ранее.

В дополнение к вышесказанному китайские специалисты отмечают, что официальный Нью-Дели доводил до сведения военно-политического руководства РФ о нежелательности развития военно-технического сотрудничества с Пакистаном, поскольку это может привести, как к осложнению обстановки в южноазиатском регионе, так и спровоцирует пересмотр перспектив военно-политических и военно-технических контактов между Индией и РФ.

Подводя итог, представляется возможным утверждать, что острая реакция среди китайских специалистов в области боевой авиации связана с опасениями укрепления военно-технического партнерства между Москвой и Исламабадом. Вполне очевидно, что по мере расширения контактов с ОПК РФ представители ВВС Пакистана начнут прорабатывать вопросы взаимодействия с российскими авиастроителями по проекту малозаметного истребителя следующего поколения под обозначением AZM.

Китайские авиастроители традиционно рассматривают оружейный рынок Пакистана как «внутренний» и вмешательство ОПК РФ в  процесс перевооружения видов и родов войск ИРП спровоцирует китайскую сторону на усиление конкурентной борьбы на мировом рынке ВВТ.

51.51MB | MySQL:101 | 0,378sec