О политике Израиля на палестинском и иранском направлении при смене администраций в США

Как полагают американские эксперты, прежде чем избранный президент США Джо Байден придет к власти в январе, Израиль попытается максимально закрепить итоги произраильской политики его предшественника на Западном берегу и против Ирана. Израиль, вероятно, пойдет по наименее рискованному пути для достижения обеих этих целей, сосредоточившись на расширении поселений на Западном берегу, используя свое политическое и тайное влияние для подрыва американо-иранских переговоров. Но если его правительство национального единства пошатнется, правые политики будут подталкивать Израиль к рассмотрению более ястребиных стратегий, включая потенциальную аннексию дополнительных палестинских территорий, а также подготовку более активных односторонних военных и тайных шагов против ядерной программы Ирана и региональных посредников.

В этой связи Израиль сосредоточится на расширении поселений на Западном берегу и саботаже любых американо-иранских переговоров. Сейчас израильские власти в ускоренном порядке утверждает проекты новых поселений в Восточном Иерусалиме и официально оформляет ранее незаконные объекты на Западном берегу, чтобы закрепить стратегические достижения, достигнутые им за последние четыре года. Хотя Байден заявил, что не будет поддерживать аннексии в ходе предвыборной кампании, он не уточнил, какие политические изменения может предпринять его новая администрация, чтобы препятствовать дальнейшему строительству поселений. 15 ноября израильское Земельное управление объявило, что оно быстро продвигается вперед с планом строительства 1257 домов в чувствительном районе Гиват-Хаматос близ Восточного Иерусалима. Помимо подрыва будущего палестинского государства, поселения на Западном берегу обеспечивают Израилю защиту безопасности и устанавливают постоянный, де-факто израильский контроль вдоль магистралей и дорог, которые их снабжают. В этой связи, что такая политика несет в себе очень серьезные риски для поддержания положительной динамики нормализации отношений с арабскими странами, одним из главных условий которой стал отказ Израиля от планов аннексии на Западном берегу.

Политическая нестабильность внутри Израиля еще больше увеличит риск дополнительных аннексий в ближайшие месяцы, поскольку израильское правительство сталкивается с растущим давлением со стороны правых поселенцев, которые недовольны его неспособностью аннексировать территории на Западном Берегу, как это было обещано в июле. Этот гнев вылился в электоральный выигрыш для  «Ямины», пропоселенческой националистической партии, лидер которой Нафтали Беннет является соперником премьер-министра Биньямина Нетаньяху. Ослабление или даже крах хрупкого правительства национального  единства Нетаньяху еще больше укрепит такие силы, выступающие за аннексию. Правительство национального единства Израиля пронизано политическими разногласиями. Его главные действующие лица, Биньямин Нетаньяху и министр обороны Бени Ганц, продолжая критиковать против друга, в конечном итоге могут привести страну к правительственному кризису. Текущие опросы показывают, что при таких обстоятельствах Нетаньяху столкнется с реальной серьезной оппозицией со стороны прежде всего Н.Беннета и его партии «Ямина».

Когда речь заходит об Иране, Израиль попытается повлиять на любые политические дискуссии США относительно темпов, масштабов и скорости, с которыми потенциально можно будет возобновить переговоры с Тегераном. Израиль очень обеспокоен тем, что администрация Байдена повторит историю и будет вести переговоры о новом соглашении с Ираном по его ядерной программе, которое не будет касаться региональных прокси Ирана в Ливане, Сирии и Ираке, его общей враждебности к Израилю или способности Тегерана разрабатывать технологии, облегчающие его путь к созданию  ядерного оружия. В своем интервью, опубликованном 13 сентября, Байден раскритиковал жесткую политику администрации Трампа в отношении Ирана в рамках ее кампании максимального давления, а также выход Белого дома в 2018 году из иранской ядерной сделки, официально известной как Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД). Байден также выразил готовность быстро вернуться в СВПД, если Иран вернется к полному соблюдению соглашения.

При этом Израиль будет использовать утечки разведданных, тайные действия и лоббирование в Вашингтоне с целью позиционировать Тегеран как недобросовестного партнера. Как полагают американцы, Израиль с большей долей вероятности стоял за дезинформацией о том, что заместитель командующего глобальной джихадистской группировкой Абу Мухаммед аль-Мысри был убит в ходе совместной американо-израильской операции в августе. Целью этого было попытка связать Иран с «Аль-Каидой» (запрещена в России). Как полагают эксперты, такие вбросы в рамках направленной информации со стороны спецслужб Израиля будут практиковаться и далее, имея своей целью еще больше подорвать международную репутацию Ирана и повлиять на переговорный процесс. Тактика не новая. В апреле 2018 года, как раз перед тем, как Соединенные Штаты вышли из СВПД, Израиль публично раскрыл разведданные о так называемом секретном «Атомном архиве» Тегерана, которые помогли разжечь призывы США выйти из соглашения. При этом несколько произраильских американских законодателей, включая конгрессмена Элиота Энгеля и сенатора Марту Максалли, потеряли свои места на выборах 2020 года. Но Конгресс, и в особенности Сенат, где договоры должны быть ратифицированы, остается в значительной степени произраильским.

Израиль также рассмотрит возможность скрытой или даже военной провокации Ирана в попытке вызвать его на ответные действия, подрывающие дипломатическую репутацию Тегерана. Но Израиль по-прежнему вряд ли будет непосредственно атаковать иранские ядерные объекты без четких доказательств неминуемого ядерного прорыва. В 2012 году Израиль публично транслировал свои «красные линии», включая 20-процентный уровень обогащения урана, имея ввиду создание условий для оказания давления на Иран в рамках начала переговоров по отказу от своей ядерной программы. Израиль публично не проводил ту же стратегию в этом году, по крайней мере, на данный момент. Однако иранская ядерная программа непопулярна среди правых израильтян и может стать ключевым политическим вопросом, если правительство национального единства пошатнется. В этой связи израильское руководство будет продолжать практиковать превентивные удары, прежде всего, по иранским прокси в Ливане, Сирии и Ираке, направленные на подрыв регионального военного присутствия Ирана. Последним по времени из таких инцидентов стал авианалет 17 ноября на иранские военные объекты в Сирии. Некоторые из этих нападений уже спровоцировали ответные действия Ирана против Израиля, американских войск или союзников США, таких как посольство Бахрейна в Ираке.

62.84MB | MySQL:102 | 0,477sec