Ситуация в Судане и Южном Судане: октябрь 2020 г.

4 октября несколько сотен человек блокировали основные автодороги в Порт-Судане, потребовав заморозить подписанное днем ранее в Джубе мирное соглашение с повстанцами, одна из глав которого касалась Восточного Судана. Были блокированы, в частности, въезд в порт и автотрасса, связывающая Порт-Судан с основной частью страны. Все протестовавшие были выходцами из племени беджа, проживающим на востоке Судана. Себя беджа называют коренными жителями этого района. У них очень сложные отношения с племенем бени амр. Они утверждали, что подписавшие мирное соглашение со стороны повстанцев относятся к бени амр.

В течение суток с момента начала акции силы безопасности не вмешивались в происходившее. Суданские власти также никак не реагировали на нее. 6 октября, в третий день подряд, блокада порта была продолжена. Движение по автотрассе было восстановлено. В тот же день Комитет по безопасности и обороне – высшая инстанция силовиков – собрался на экстренное заседание, проходившее под председательством главы Суверенного совета Абдель Фаттаха аль-Бурхана. Он предостерег участников акции против продолжения блокады порта. Одновременно он признал существование «проблем» на востоке Судана, отметив, что они не могут быть решены подобными протестами. Как отмечалось в коммюнике этой инстанции, «Комитет принял ясные решения относительно свободы проведения манифестаций и сидячих забастовок, но они не должны наносить ущерб  жизненно важным для экономики страны объектам, таким как национальные дороги и порты».

Комитет решил учредить специальную комиссию для того, чтобы подготовить «консультативную конференцию с гражданами Востока, посвященную применению подписанного в Джубе мирного соглашения».

Со стороны повстанцев соглашение подписал Революционный фронт Судана, объединяющий пять вооруженных групп из Дарфура, Южного Кордофана и Голубого Нила, а также три политических движения.

В августе в межплеменных столкновениях в Порт-Судане погибли десятки человек.

По всей видимости, предупреждение от Комитета по безопасности и обороне подействовало – 7 октября Порт-Судан был разблокирован.

Напомним, в районе этого порта согласно проекту соглашения между Россией и Суданом предполагается развернуть пункт материально-технического обеспечения ВМФ России.

Наиболее сложной задачей на пути реализации подписанного в Джубе мирного соглашения представлялась проблема изъятия у гражданского населения и вооруженных групп оружия, оказавшегося у них после почти 20 лет гражданской войны.

Соглашением, в частности, предусмотрена реформа суданской армии с созданием в 45-дневный срок «Высших советов» в каждом из трех проблемных регионов – Дарфуре, Южном Кордофане и Голубом Ниле – с задачей провести разоружение повстанцев с их последующей либо демобилизацией, либо привлечением в ряды армии. Предполагается, что в Дарфуре процесс интеграции повстанцев продлится 15 месяцев, в Южном Кордофане и Голубом Ниле – 39 месяцев.

6 октября на процессе над бывшим президентом Судана Омаром аль-Баширом и 27 другими лицами, проходящими вместе с ним по делу о совершении госпереворота в 1989 г., коллектив адвокатов покинул зал заседания в знак протеста против предвзятости – на их взгляд – генерального прокурора. Тем не менее процесс продолжился в отсутствие представителей защиты. Согласно зачитанному генеральным прокурором обвинительному заключению, подсудимые из числа гражданских лиц преследуются на основании статей 96 и 78 Уголовного кодекса от 1983 г. Первая из них предусматривает наказание за деяния, связанные с «разрушением конституционной системы», вторая – за «преступные деяния, совершенные в составе группы». Военные преследуются на основании статьи 54 «Использование силы» военного кодекса.

9 октября министр финансов Судана Хеба Мухаммед Али Ахмед заявила, что на реализацию подписанного в Джубе мирного соглашения с повстанцами потребуется 7,5 млрд долларов. Понятно, на кого было рассчитано это заявление в условиях, когда у Судана этих средств просто не предвидится. В таких случаях говорят – а почему не 10 млрд? Еще один вопрос. Даже если найдутся некие доноры, которые предоставят эти средства, каким  будет механизм контроля за их расходованием?

11 октября премьер-министр Судана Абдалла Хамдок обвинил США в том, что те ставят под угрозу путь его страны к демократии, сохраняя ее в «черном» списке стран, поддерживающих терроризм. По его оценке, сделанной в интервью газете «Файнэншл таймс», американские санкции «парализуют нашу экономику». Он предупредил, что нет никаких гарантий того, что демократия в Судане продлится до выборов, назначенных на 2022г. По его словам, подписанное в Джубе мирное соглашение позволит Судану снизить оборонные расходы с 80% от общего объема бюджета до 10 – 15%.

А.Хамдок сообщил, что обсуждал с Международным уголовным судом (МУС) возможность передать бывшего президента Судана О.аль-Башира в ведение этой инстанции путем создания «гибридного трибунала» с участием судей от МУС и Судана. Однако лучшим выбором в этой связи он назвал «реформу суданской юридической системы с тем, чтобы именно она осуществила правосудие в отношении аль-Башира».

13 октября Институт статистики Судана объявил, что годовой уровень инфляции в сентябре достиг рекордного уровня 212%, что эквивалентно росту цен в три раза. В августе аналогичный показатель составлял 166,83%. К тому дню курс национальной валюты упал до 240 – 250 суданских фунтов за доллар на «черном» рынке. Напомним, что еще 11 сентября правительство Судана ввело «чрезвычайное экономическое положение» для того, чтобы парировать последствия обрушения суданского фунта и галопирующей инфляции.

С момента прихода к власти в Судане более года назад переходного правительства курс национальной валюты на «черном» рынке упал с 50 до 250 суданских фунтов за один доллар.

14 октября стало известно, что в результате межплеменных столкновений и применения силы со стороны властей в районе порта Суакин на берегу Красного моря (60 км к югу от Порт-Судан) погибли по меньшей мере 13 человек, 50 получили ранения. Для пресечения столкновений в Суакине был введен комендантский час. Беспорядки вспыхнули после того, как А.Хамдок отправил в отставку губернатора штата Кассала, выходца из племени бени амр. Назначение в июле с.г. Салеха Аммара на пост главы штата Кассала – соседствующего со штатом Порт-Судан – вызвало гнев со стороны племени беджа.

16 октября Судан подписал протокол о намерениях с американской группой «Дженерал электрик» относительно организации производства электроэнергии в стране. Премьер А.Хамдок назвал этот документ прорывным после десятилетий изоляции Судана из-за американских санкций, которые на тот момент продолжали действовать. Он предусматривает модернизацию трех существующих суданских ТЭС. Его реализация позволит Судану получать дополнительно 470 МВт электроэнергии, что позволит обеспечить электричеством около 600 тысяч жилищ.

В настоящее время доступа к электричеству не имеют примерно 67% из 42-миллионного населения Судана.

18 — 21 октября в Хартуме побывала прокурор Международного уголовного суда (МУС) Фату Бенсуда. Целью ее визита было обсудить возможность выдачи МУС ряда деятелей прежнего режима, разыскиваемых по обвинению в «геноциде» в Дарфуре. В прозвучавших в связи с этим визитом официальных заявлениях имя О.аль-Башира не упоминалось. Бывший президент Судана был объявлен МУС в розыск более 10 лет назад по обвинениям в «геноциде», «военных преступлениях» и «преступлениях против человечности», совершенных в Дарфуре. Переходное правительство Судана в феврале  с.г. обязалось на словах способствовать появлению О.аль-Башира перед МУС.

19 октября Дональд Трамп объявил, что США готовятся убрать Судан из «черного» списка стран, поддерживающих терроризм, в котором он фигурировал с 1993 г. Понятно, что это событие ожидали с нетерпением в Судане, видя в нем возможность для облегчения задолженности страны. По данным А.Хамдока, долг Судана к этому дню достиг 60 млрд долларов.

21 октября израильская делегация прибыла в Хартум с целью скорейшей нормализации отношений между Израилем и Суданом. В Хартуме этот визит особо не афишировался. Уже 23 октября президент Трамп объявил в Вашингтоне о нормализации отношений между Израилем и Суданом. Журналисты смогли присутствовать при телефонном разговоре Трампа с руководителями Израиля и Судана. В тот же день Судан подтвердил предстоящую нормализацию отношений с Израилем.

Понятно, что палестинцы осудили «предательство» от очередной арабской страны. В частности, контролирующее сектор Газа палестинское исламистское движение ХАМАС призвало суданцев «отвергнуть постыдное соглашение».

Как пообещал израильский премьер-министр Б.Нетаньяху, «делегации Судана и Израиля встретятся в ближайшее время для обсуждения сотрудничества в ряде областей, и в частности, сельском хозяйстве и торговле».

Уже 26 октября глава Суверенного совета генерал А.Ф.аль-Бурхан заявил, что пойдя на нормализацию отношений с Израилем, Судан никоим образом не уступил «шантажу» Вашингтона.

23 октября сотни человек вышли на манифестацию в Хартуме с требованием предать правосудию полицейских, применивших двумя днями ранее огнестрельное оружие против участников немногочисленного шествия против ухудшения экономической ситуации в стране. Тогда в результате действий полицейских 1 человек погиб, по меньшей мере 15 получили ранения. На сей раз участники акции блокировали движение по мосту через Голубой Нил, связывающему центральную и восточную части столицы. Еще 22 октября губернатор Хартума Айман Нимр признал «полную ответственность» властей за смерть манифестанта. Он призвал прокуратуру начать расследование происшедшего.

27 октября суданские власти пошли на крайне рискованный шаг, объявив об увеличении в 2 раза цен на бензин и дизтопливо.

 

6 октября комиссия ООН, созданная в 2016 г. Советом по правам человека ООН, сообщила о наличии «достаточных доказательств» для того, чтобы предать суду стороны конфликта в Южном Судане за совершенные в ходе гражданской войны преступления. В частности, речь идет о преступлениях против человечности, совершенных правительственными войсками.

Эта комиссия была создана для того, чтобы собрать доказательства, которые могли быть использованы для судебного преследования лиц, ответственных за жестокости, совершенные в ходе гражданской войны в Южном Судане. В феврале с.г. в своем первом докладе три участника комиссии обвинили южносуданскую армию и различные повстанческие группировки в том, что они «сознательно обрекли на голод» население страны, запретив гуманитарным организациям помогать ему и вынудив покинуть насиженные места. В новом докладе, охватывающем период с конца2013 г. по апрель 2020 г., его авторы указали, что правительственные войска отказывали в доступе к гуманитарной помощи тем группам населения, которые были признаны нелояльными к властям с тем, чтобы таким образом наказать их. По оценкам комиссии, есть доказательства того, что в штате Бахр эль-Газаль Западный были совершены преступления против человечности со стороны правительственной армии. Напротив, в штате Центральный Экваториальный доступ населения к гуманитарной помощи был ограничен повстанцами.

14 октября правительство Южного Судана и повстанческий Национальный фронт спасения (НФС) подписали в Риме соглашение, предусматривавшее прекращение огня между ними. НФС не являлся участником мирного соглашения от сентября 2018г.

В целом, суданские власти в условиях жесточайшего социально-экономического кризиса вынуждены регулярно испытывать себя на прочность, продолжая непопулярные меры по повышению цен на товары, которые ранее поддерживались государством. Насколько у них хватит запаса прочности – пока трудно сказать.

62.86MB | MySQL:102 | 0,516sec