О чем свидетельствуют проводимые в Израиле опросы общественного мнения

В последнюю пару недель израильские СМИ снова стали регулярно публиковать результаты разнообразных опросов общественного мнения, касающихся электоральных предпочтений граждан еврейского государства. Часть из этих опросов не слишком солидны (проводятся только через социальные сети или только по телефону, не охватывают достаточно представительную выборку и т.п.), однако их результаты неизменно вызывают интерес и становятся темой для обсуждения. Само по себе это обстоятельство может служить свидетельством того, что Израиль готовится к новых (четвертым подряд!) досрочным выборам в Кнессет. После трех предшествующих выборов в мае текущего года с огромным трудном наконец удалось сформировать правящую коалицию (в течение года до этого Государством Израиль управляло переходное правительство, не имевшее поддержки парламентского большинства), однако теперь эта коалиция трещит по швам. Ее раздирают противоречия по целому ряду вопросов, однако не будет ошибкой сказать, что основной проблемой, которая раз за разом повергает еврейское государство в политические кризисы, является упорное нежелания Биньямина Нетаньяху расставаться с властью (он непрерывно находится на посту премьер-министра с 2009 года, а до этого занимал его в 1996-1999 гг.).

Ожидается, что новые выборы состоятся в марте или в мае будущего года. Это представляется уже практически неизбежным, однако пару лет назад Биньямин Нетаньяху заявил, что если возглавляемая «альтернативным премьер-министром» и министром обороны Биньямином (Бени) Ганцем партия «Бело-голубые», основной партнер возглавляемой действующим премьер-министром партии Ликуд по нынешней правящей коалиции, пойдет в ряде вопросов на уступки, то выборов можно еще избежать. Практически никто в Израиле не отнесся к этому заявлению всерьез. Некоторые комментаторы даже высказывают мнение, согласно которому, Бени Ганц, шансы которого на победу в предстоящих выборах сводятся к нулю, вступил в сговор с Биньямином Нетаньяху и разыгрывает вместе с ним спектакль для широкой зрительской аудитории. По этой версии Бени Ганц подыгрывает Биньямину Нетаньяху, заинтересованному в новых досрочных выборах, в обмен на обещание гарантировать ему высокий пост в следующем правительстве.

Для того, чтобы составить общее впечатление о том, каков сейчас расклад политических сил в Израиле, обратимся к опубликованным в субботу результатам опроса общественного мнения, проведенного авторитетным тель-авивским институтом «Мидгам», возглавляемым статистиком Мено (Имануэлем) Гевой. Этот опроса показал, что, если бы выборы в Кнессет состоялись сейчас, то израильский парламент следующего созыва выглядел бы так:

Его крупнейшей фракцией осталась бы возглавляемый действующим премьер-министром Биньямином Нетаньяху Ликуд. Эта партия получила бы 30 мандатов (у нее 36 мандатов в Кнессете нынешнего созыва), то есть четверть от всех депутатских мандатов израильского парламента. В этой связи следует отметить, что тенденция к ослаблению израильской партии власти отчетливо прослеживается во всех аналогичных опросах, проводившихся с начала августа. Некоторые из них показывали еще большее ослабление Ликуда.

Второй по величине фракцией стал бы находящийся сейчас в оппозиции религиозно-сионистский блок «Ямина», возглавляемый депутатом Кнессета Нафтали Беннетом. Он получил бы 20 мандатов. Это несколько меньше, чем давали этому блоку предыдущие опросы, однако если вспомнить о том, что сейчас у блока «Ямина» всего 5 мандатов, то становится очевидным, что в любом случае речь идет о весьма и весьма впечатляющем усилении. Основным объяснение такого усиление является глубокое разочарование многих придерживающихся правых взглядом избирателей как в экономической политике Ликуда перед лицом нынешнего кризиса, вызванного пандемией коронавируса, так и лично в Биньямине Нетаньяху, нарушившего свое предвыборное обещание распространить суверенитет Государства Израиль на еврейские поселения Иудеи и Самарии (Западного берега, пользуясь арабской терминологией) и на всю Иорданскую долину. Биньямин Нетаньяху практически не скрывает того, что он рассматривает сейчас Нафтали Беннета в качестве основного своего конкурента, а пропагандисты Ликуд не случайно подвергают как блок «Ямина» в целом, так и его лидера постоянной критике.

Далее, согласно результатом опроса, следует находящийся в оппозиции центристский блок «Еш атид» – ТЕЛЕМ, возглавляемый депутатом Кнессетом Яиром Лапидом. Этот блок получил бы 18 мандатов (17 мандатов в Кнессете нынешнего созыва).

Возглавляемый депутатом Кнессета Айманом Удой антисионистский блок Объединенный арабский список (ОАС), в состав которого входят коммунисты, исламисты и светские арабские националисты, получил был 13 мандатов (15 мандатов в Кнессете нынешнего созыва). Тенденция к заметному ослаблению ОАС отмечается и в других подобных опросах, что отражает разочарование арабских избирателей в политике этого блока, который многие называют «представительством Палестинской национальной администрации в израильском Кнессете». Иными словами, ОАС уделяет основное внимание арабо-израильскому конфликту и практически не занимается решением насущных проблем израильских арабов.

Возглавляемые «альтернативным премьер-министром» и министром обороны партия Бени Ганцем «Бело-голубые» получили бы всего 9 мандатов (14 мандатов в Кнессете нынешнего созыва). После того, как Бени Ганц, шедший на выборы под лозунгом «Только не Биби!», нарушил свое обещание и пошел на сделку с Биньямином Нетаньяху, его акции резко пошли на спад. Если кто и не заинтересован в досрочных выборах, то это он. Именно поэтому слова сторонников теории тайного сговора между Биньямином Нетаньяху и Бени Ганцем относительно развала нынешней правящей коалиции представляются многим убедительными.

По 8 мандатов получили бы три партии: возглавляемая депутатом Кнессета Авигдором Либерманом находящаяся в оппозиции правая партия «Наш дом – Израиль» (7 мандатов в Кнессете нынешнего созыва), базовый электорат которой составляют репатрианты из бывшего СССР; возглавляемая министром внутренних дел Арье Дери сефардская ультраортодоксальная религиозная партия ШАС (9 мандатов в Кнессете нынешнего созыва) и возглавляемый министра жилищного строительства Яаковом Лицманом ашкеназский ультраортодоксальный религиозный блок «Еврейство Торы» (7 мандатов в Кнессете нынешнего созыва).

Самой маленькой фракцией Кнессета следующего созыва стала бы возглавляемая депутатом Кнессета Ницаном Горовицем леворадикальная партия МЕРЕЦ. Она получила бы, согласно данным этого опроса, 6 мандатов (3 мандата в Кнессете нынешнего созыва).

Несколько мелких левых и центристских фракций, входящих в состав нынешней правящей коалиции, не преодолели бы электорального барьера, составляющего сейчас в Израиле 3,25% от всех поданных на выборах голосов. В этом смысле в результатах опроса института «Мидгам» нет ничего нового. Аналогичный результат показывают все без исключения опросы последних месяцев. Гораздо интереснее то, что в рамках данного опроса рассматривалась возможность того, что в предстоящих выборах примут участие два новых списка – левый во главе с действующим мэром Тель-Авива Роном Хульдаи и право-центристский во главе с депутатом Кнессета от Ликуда Ифат Шаша-Битон. Следует пояснить, что занимая пост председателя парламентской комиссии по делам пандемии коронавируса, депутат Ифат Шаша-Битон вступила в острый конфликт с Биньямином Нетаньяху и его приближенными, которые теперь пытаются выжить ее из Ликуда, как выживали многих неугодных ранее.

Как показали результаты опроса, участие в предстоящих выборах двух названных гипотетических списков заметно, хотя и не радикально изменило бы общую картину. Партия Рона Хульдаи получила бы 7 мандатов, а партия Ифат Шаша-Битон – 5 мандатов. При этом Ликуд получил бы не 30 мандатов, а 28, «Ямина» – не 20, а 18, «Еш атид» – ТЕЛЕМ – не 18, а 15, «Бело-голубые» – не 9, а 7. Что касается леворадикальной партии МЕРЕЦ, то она оказался бы на грани преодоления электорального барьера.

Подводя итог, представляется уместным особо отметить следующие моменты:

  1. Сами по себе результаты опросов общественного мнения служат для израильских политиков инструментом давления друг на друга. На основании эти результатом принимаются решения о сохранении или расторжении политических союзов и о ценах, которые политики готовы платить за такие союзы или за их отсутствие.
  2. Личные амбиции и узко-секторальные интересы политиков в большинстве случае преобладают в нынешней израильской политике над идеологией. В этой связи, как показала ныне действующая правящая коалиция, в которой есть как правые, так и левые, в то время, как и правые, и левые есть и в оппозиции, гадать о том, кто с кем вступит в союз после предстоящих выборов, на данном этапе не имеет никакого смысла.
52.28MB | MySQL:103 | 0,574sec