Ситуация в Турции: ноябрь 2020 г.

Широкомасштабный вооруженный конфликт в Нагорном Карабахе, в котором Турция стала единственной страной, которая демонстративно заняла активную позицию его участника на стороне одной из противоборствующих сторон, стал в этот период первостепенной темой для руководства страны.  В турецких провластных, и не только, политических кругах с гордостью констатируют, что такая позиция Анкары продемонстрировала всему миру реальность, жизненность и действенность лозунга «два государства – один народ», кстати, впервые введенного в оборот для тюркоязычных республик на постсоветском пространстве именно Турцией для взаимоотношений с Азербайджаном.

Вот мнение близкого к руководству турецкого МИДа, известного политолога Сами Кохена, озвученное им на страницах крупнейшей в Турции газеты «Миллиет». «Турция продемонстрировала, и что очень важно официально, всему миру свое военное и политическое присутствие на Кавказе. Анкара взяла на себя роль организатора действий, которые привели к такому показательному результату», — отмечает он. Трудно не согласиться с турецким политологом. Это успех Анкары на внешнеполитическом векторе, который дает президенту Р.Т.Эрдогану возможность зафиксировать и конкретно продемонстрировать союзникам по НАТО и партнерам по ЕС изменения регионального баланса сил в желаемом для турецкой стороны направлении, а также мощные дополнительные рычаги для решения ряда задач на внутриполитическом поле Турции, где есть ряд серьезных проблем, включая экономику страны.

При этом в этих же турецких политических кругах констатируются совместные действия Турции и России, направленные на урегулирование вооруженного конфликта, и, к сожалению, не замечается, по сути игнорируется, принципиальное отличие роли Москвы и Анкары в этом процессе. Ведь Москва выступила в роли посредника в этом сложнейшем конфликте, а не его участника. Это следует учитывать при анализе имевших место трагических событий и предстоящих поисков окончательного определения статуса НКР. Реальное развитие событий в зоне конфликта демонстрирует, что весь объем миротворческих функций, их тяжесть и сложность во всех аспектах несут на себе именно российские миротворцы.

Безусловно, ситуация в регионе и мире в целом свидетельствует о том, что взаимодействие Москвы и Анкары, при всех его неоднозначных нюансах, в трагических событиях вокруг Нагорного Карабаха имеет значение. В Кремле взвешенно заявили, что последовательная позиция Турции на одобрение силового сценария урегулирования в Нагорном Карабахе расходится с точкой зрения России, но это не мешает тесному взаимодействию стран. В Кремле полагают, что «в этом мы серьёзно расходились и расходимся во мнениях с нашими турецкими коллегами, но это не мешает нам продолжать тесное взаимодействие на всех уровнях, включая высший», — заметил представитель Кремля. Он также напомнил, что президенты России и Турции «постоянно находятся в диалоге». «При наличии определённых разногласий всё-таки отношения президентов позволяют нам, когда нужно, складывать усилия с тем, чтобы способствовать решению ряда региональных проблем», — пояснил он.

Так, президенты двух стран общались во время подготовки совместного заявления лидеров России, Азербайджана и Армении по Карабаху. Именно так, например, была достигнута договоренность о создании российско-турецкого мониторингового центра на территории Азербайджана. Наряду с этим представитель Кремля отметил, что у России и Турции в целом есть «много точек совпадения интересов». Обе страны заинтересованы в стабильности и предсказуемости в макрорегионе. «Россия и Турция имеют очень много взаимных интересов в плане торгово-экономического сотрудничества, инвестиционного сотрудничества. И такое взаимодействие отвечает интересам как Москвы, так и Анкары», — отметил он.

И это взаимодействие способствовало процессу урегулирования. Лидеры России, Азербайджана и Армении Владимир Путин, Ильхам Алиев и Никол Пашинян 10 ноября подписали в результате кропотливой работы, прежде всего Москвы, совместное заявление о полном прекращении военных действий в Нагорном Карабахе. Согласно заявлению, Армения и Азербайджан останавливаются на занятых позициях, а вдоль линии соприкосновения и вдоль коридора, соединяющего Карабах с Арменией, размещаются российские миротворцы.

Турецкий парламент 16 ноября рассмотрел вопрос отправки военных в Азербайджан. Проект Указа за подписью президента Р.Т. Эрдогана был утвержден высшим законодательным органом страны. В тексте Указа привлекается внимание к условиям совместного заявления по Нагорному Карабаху, а также к требованию официального Баку по формированию Совместного центра Турции и РФ для мониторинга за режимом прекращения огня. «Место Совместного центра будет определено Азербайджаном. В центре будут действовать военнослужащие, а при необходимости и гражданские специалисты. Работа центра будет направлена на обеспечение мира и стабильности на Южном Кавказе в свете шагов по обеспечению территориальной целостности Азербайджана, что отражено и в соответствующих резолюциях СБ ООН и ОБСЕ. Отправка военных в Азербайджан также соответствует национальным интересам Турции», — говорится в тексте документа. Рамки миссии, численность персонала и сроки действия будут определяться администрацией президента Турции в соответствие со статьей 92-й Конституции Турции. Срок действия мандата определен одним годом.

В политологических кругах возник вопрос о целях и формате функций официально отправляемых в Азербайджан турецких военнослужащих. Потребовались дополнительные разъяснения, чтобы избежать различного толкования этого решения турецкой стороны. «Это внутреннее дело Турции», — сказал представитель Кремля Д.Песков журналистам 16 ноября, отвечая на соответствующий вопрос. По его словам, на территории Азербайджана будет мониторинговый центр и туда «нужно отправить турецких военных». Он также отметил, что Москва и Анкара будут совместно работать по Карабаху через мониторинговый центр на территории Азербайджана, «речи о совместных миротворческих силах не шло».

Ранее министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что турецкие военные будут находиться в мониторинговом центре на территории Азербайджана, не прилегающей к зоне конфликта, и станут отслеживать ситуацию с воздуха только техническими средствами. Миротворческие операции будет проводить исключительно контингент Вооруженных сил РФ, и Анкара это прекрасно понимает, указал глава МИД РФ.

Заместитель министра иностранных дел РФ Андрей Руденко, отвечая на вопрос о том, влияет ли одобрение парламентом Турции указа, предусматривающего отправку турецких войск в Азербайджан на трёхсторонние договорённости (РФ, Азербайджана и Армении) по Нагорному Карабаху, указал, что это является суверенным решением Анкары. «Нет, это её суверенное решение, которое, видимо, связано с участием турецких военных в совместном миротворческом центре с российскими военнослужащими, которые будут заниматься техническим отслеживанием ситуации, связанного с реализацией соглашения», — еще раз констатировал высокопоставленный российский дипломат.

Судя по всему, на нынешнем этапе стороны разобрались с функциями и задачами в зоне   конфликта, что позволит избежать двойного толкования   достигнутых договоренностей. Официальный представитель МИД России Мария Захарова заявила 27 ноября, что РФ находится в контакте с Турцией по вопросу карабахского урегулирования. «Относительно нашего взаимодействия с Турцией, оно ведется по разным направлениям, это и политико-дипломатические контакты, и контакты между нашими военными. Безусловно, вектор задается главами государств, которые регулярно обсуждают ситуацию в регионе», — констатировала официальный представитель МИД РФ.

О взаимных интересах Москвы и Анкары шла речь 24 ноября и во время телефонного разговора президентов России и Турции. Разговор состоялся по инициативе турецкой стороны. В ходе переговоров Р.Т.Эрдоган отметил, что в Анкаре ожидают скорейшего начала деятельности, создаваемого Россией и Турцией Совместного центра по мониторингу за режимом прекращения огня в Нагорном Карабахе. Он также выразил недоумение по поводу критики со стороны других сопредседателей Минской группы в отношении мирных усилий в Нагорном Карабахе. Кроме того, стороны обсудили увеличение товарооборота между Турцией и Россией, а также Сирию и Ливию.

В соответствии с сообщением пресс-службы Кремля В.Путин информировал турецкого коллегу о деятельности российских миротворцев в Карабахе. «Подчеркнута приоритетность решения неотложных гуманитарных проблем, связанных с возвращением беженцев, восстановлением инфраструктуры, сохранением религиозных и культурных объектов», — сообщили в Кремле. Кроме того, в числе тем разговора в Москве называют сотрудничество в борьбе с пандемией COVID-19. «Выражен настрой на дальнейшее взаимодействие в этой сфере. В качестве приоритетной задачи обозначена координация усилий по разработке, производству и применению вакцин», — говорится в сообщении. Примечательно, что Р.Т.Эрдоган на международном форуме в Галифаксе заявил, что благодаря совместным усилиям именно России и Турции боевые действия в Нагорном Карабахе удалось остановить.

А министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу в тот же день подчеркнул, что отношения между Турцией и Россией основаны на общих интересах и взаимном уважении, и их развитие сохраняет позитивный курс. «Наши отношения с Россией являются важным аспектом нашей внешней политики. Отношения между Турцией и Россией основаны на общих интересах и взаимном уважении», — подчеркнул глава турецкой дипломатии. Он отметил, что, несмотря на наличие вопросов, по которым две страны не могут договориться, они стремятся «сохранить живой диалог и прийти к общим знаменателям». «И наш диалог продолжает давать ощутимые результаты, как это было в Нагорном Карабахе», — отметил глава МИД.

А вот голос турецкой оппозиции о перспективе дальнейшего развития событий в регионе.  Соглашение о прекращении огня в Нагорном Карабахе является важным и положительным шагом для российско-турецких отношений и остановки военных действий, но реализовать его будет непросто, считает глава оппозиционной Партии обновления, депутат турецкого парламента Озтюрк Йылмаз. «Сотрудничество России и Турции по вопросу Карабаха я нахожу очень положительным. Но сколько бы наблюдательных центров ни создавать, реализовать соглашение будет непросто, поэтому следование всеми сторонами всем его пунктам очень важно», — отметил лидер Партии обновления.

Напомним, что Озтюрк Йылмаз — это бывший заместитель генерального председателя основной оппозиционной Народно-республиканской партии (НРП). Он был исключен из этой партии в ноябре 2018 года за призыв вернуться к чтению азана (призыва к молитве у мусульман) на турецком языке. 27 июля он основал и возглавил оппозиционную Партию обновления. «Турции уже давно требуется обновление, и его должна принести новая партия, потому что политическая и бюрократическая система страны рухнула. За 18 лет турецкое правительство правящей Партии справедливости и развития (ПСР) свело на нет демократию, ослабило парламент, создало систему под управлением одного человека и разрушило общественное согласие», — сказал лидер новой партии.

Из других аспектов российско-турецких отношений в ноябре отметим события в газовой сфере и в атомной энергетике. Так, Министерство энергетики и природных ресурсов Турции сообщило о выдаче лицензии на строительство третьего энергоблока атомной электростанции «Аккую», проектом которой занимается компания «Аккую Нуклеар» (входит в «Росатом»). «Выдана лицензия на строительство третьего энергоблока АЭС Первый реактор будет введен в эксплуатацию в 2023 году, и наш энергетический портфель будет диверсифицирован новым источником энергии. Энергия АЭС начнет работать на благо всей Турции», — говорится в сообщение турецкого ведомства.

А «Газпром экспорт» 11 ноября заключил первую сделку по продаже газа в Турцию через свою электронную торговую платформу, говорится в сообщении компании. Объем первой спотовой партии с поставкой в пункт Малкочлар в декабре 2020 года составит порядка 700 тыс. куб. м. Тем самым «Газпром», неприятно теряющий рынок Турции, пытается создать альтернативные механизмы продаж газа на турецком рынке. За девять месяцев 2020 года трубопроводные поставки «Газпрома» в эту страну упали на 25% относительно прошлого года, до 8,85 млрд куб. м. В 2019 году поставки «Газпрома» в страну снизились на 35%, до 15,5 млрд куб. м газа. Открыв спотовые продажи через электронную площадку, компания может предложить Турции более низкие цены и конкурировать с ценой на СПГ, который все больше вытесняет трубопроводный природный газ. В то же время «Газпром» сохранит традиционный канал продаж через долгосрочные контракты с нефтепродуктовой ценовой привязкой.

Значительное внимание Анкара уделяла американскому направлению своей внешней политики. Анализ сведений, поступающих в ноябре из дипломатических, политических и экономических кругов позволяет сделать вывод о том, что руководство Турции активно ведет подготовку к взаимодействию с новой администрацией Джо Байдена. В этих кругах полагают, что в краткосрочной перспективе влияние нового главы Белого дома на Турцию будет негативным. Новый президент может нанести удар по Р.Т.Эрдогану и его ближайшему окружению, близкому к Д.Трампу. Турки хорошо осведомлены о жесткой позиции Байдена по Турции и ее лидеру. Кроме того, существует сложный вопрос по С-400, который Пентагон будет активно продолжать использовать для введения санкций в отношении Турции. Но в долгосрочной перспективе победа Байдена, полагают турецкие аналитики, выгодна Турции, так как в Анкаре считают его более рациональным и предсказуемым, чем Д.Трамп. И здесь сыграет свою роль умение турок ловко лавировать и тонко менять ориентиры своей позиции.

К этому умению политологи отнесли и решение президента Турции поздравить избранного президента США Джо Байдена после его победы на выборах. Этот жест может указывать на озабоченность Турции потенциальными санкциями и крупными штрафами по ряду вопросов, на которых Р.Т.Эрдоган сравнительно удачно балансировал во время президентства Д.Трампа, сообщает, в частности, Bloomberg.

К концу срока Джо Байдена на посту вице-президента в 2017 году, напоминает агентство, отношения Турции с США перешли от тесного партнёрства к взаимному недоверию. В интервью газете The New York Times он назвал Р.Т.Эрдогана «автократом» и выразил поддержку турецкой оппозиции. «Он должен заплатить свою цену», — сказал тогда Джо Байден, имея в виду турецкого президента. По данным Bloomberg, эта цена может быть значительной. Так, в Палате представителей и в Сенате существует двухпартийная поддержка санкций, которые сдерживались, по мнению агентства, в основном из-за личных хороших отношений Д.Трампа с Р.Т.Эрдоганом.

Кроме того, турецкий государственный Halkbank обвиняется в мошенничестве и отмывании денег в США  с помощью ирано-турецкой схемы уклонения от санкций. Ведущий прокурор по этому делу ушёл в отставку после выяснения отношений с Д.Трампом, который «сдерживал» прокурорское давление на банк, но следующее слушание назначено на март 2021 года, как раз после того как Джо Байден должен вступить в должность. У избранного президента США и Р.Т.Эрдогана есть также нерешённые разногласия по статусу сирийских курдов, морским претензиям Турции в Восточном Средиземноморье и её продолжающемуся спору с Грецией и Кипром, а также по другим вопросам.

И еще один пример умения тонкого политического маневрирования. Политологи обратили внимание на высказывания Р.Т.Эрдогана на сессии Международного форума безопасности в Галифаксе. «Мы не рассматриваем наше недавнее углубление сотрудничества с Россией как альтернативу нашим глубоко укоренившимся связям с Америкой», — заявил турецкий президент и призвал к более тесному сотрудничеству с Европой. Это позволило им сделать вывод о том, что «Р.Т.Эрдоган, похоже, готовится к худшему». Об этом говорят и высказывания министра юстиции Абдулхамита Гюля, и объявление судебной реформы, которые были расценены как признаки того, что турецкое правительство готовится к смене руководства США, которое, полагают в Анкаре, будет более решительным в вопросе введения санкций в отношении Турции.

При этом Анкара продолжает публично демонстрировать устойчивость и неизменность своих позиций. В турецком руководстве полагают, что Дж.Байден вернулся в Белый дом через четыре года в качестве президента и столкнётся с другой Турцией. И сегодня, считают в Анкаре, это не та Турция, которая была в его бытность вице-президентом. Турции удалось заметно повысить свой статус на международных площадках. В результате рискованной военной дипломатии Р.Т.Эрдогана Турция в настоящее время весомо присутствует в Сирии, Ливии, а теперь и на Южном Кавказе с учетом вооруженного конфликта между Азербайджаном и Арменией. Она также продемонстрировала, что никакое взаимоприемлемое решение не может быть достигнуто в Восточном Средиземноморье без ее присутствия за столом переговоров и учета ее позиции.

О том, что Турция пока что не снимает своих требований к Вашингтону, которые становились причиной турецко-американских разногласий, говорит и выступление вице-президента Турции Фуата Октая в эфире одного из национальных телеканалов. Он выразил надежду, что с приходом новой администрации Вашингтон откажется от односторонних подходов в Сирии, Ираке, Ливии и Восточном Средиземноморье. По словам вице-президента Турции, у Анкары и Вашингтона есть региональные проблемы. «Это касается Сирии, Ирака, Ливии, Восточного Средиземноморья, ситуации между Азербайджаном и Арменией, Кипра, турецко-греческих отношений. Всё это касается нас напрямую, и отношение новой администрации, конечно, повлияет на нас. Мы за этим пристально наблюдаем и ожидаем, что США будут держаться подальше от односторонних подходов», —  заявил Ф. Октай.

Турция рассчитывает, что США перестанут «сотрудничать с террористическими организациями», подчеркнул он. Он также отметил, что Анкара продолжит добиваться экстрадиции из США оппозиционного исламского проповедника Фетхуллаха Гюлена, обвиняемого в причастности к попытке госпереворота в июле 2016 года. «У нас была попытка переворота, и тот, кто это сделал, находится в США. Нет ничего более естественного, чем просить его экстрадиции, и мы усилим наше давление в этом направлении», — констатировал вице-президент Турции.

Накануне в Госдепе США вновь напомнили о возможности санкций против Турции из-за покупки российских систем С-400. Помощник госсекретаря США по военно-политическим делам Кларк Купер заявил, что «риск введения санкций в отношении Турции из-за приобретения у России зенитных ракетных систем С-400 увеличивается». В связи с этим обращает на себя внимание, что в перечне проблем в турецко-американских отношениях, перечисленных турецким вице-президентом, тема С-400 не присутствовала, хотя ранее Анкара на регулярно звучащие из США угрозы санкциями из-за российских С-400 всегда давала такой же регулярный жесткий ответ.

Необходимо отметить, что созвучные мнению вице-президента Турции тезисы излагают и ряд турецких политологов. «Администрация Байдена должна переосмыслить и реструктурировать отношения США и Турции, которая превратилась сегодня в региональную державу. В противном случае возможности США будут ограничены антидемократическими странами региона, такими как Иран, Египет и Саудовская Аравия», — считает обозреватель влиятельной газеты Sabah Ихсан Акташ. Кроме того, некоторые политологи настаивают даже на том, что Турция может помочь администрации Джо Байдена восстановить связи с Европейским союзом, которые стали натянутыми при Д.Трампе.

Однако реальное развитие событий в ноябре на треке отношений самой Турции и Евросоюза демонстрирует явную неготовность Анкары к посреднической роли с целью налаживания связей США и ЕС. Каскад серьезных проблем в диалоге Турция – ЕС позволяет сделать однозначный вывод о ее возможной посреднической миссии между новой администрацией США и Евросоюзом как об утопии. Так, Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель заявил, что действия Турции в Восточном Средиземноморье усугубляют разрыв этой страны с Евросоюзом, для исправления ситуации Анкара должна «кардинально пересмотреть свои действия». «В Восточном Средиземноморье ситуация продолжает усугубляться, последние действия Турции противоречат резолюциям ООН и углубляют разрыв этой страны с ЕС. Я с сожалением констатирую, что действия Турции лишь способствуют повышению напряженности. Для сохранения позитивной повестки в отношениях с ЕС Анкара должна кардинально пересмотреть свою позицию», — констатировал верховный представитель.

На саммите 2 октября лидеры ЕС договорились в последний раз призвать Анкару к возобновлению диалога и нормальных взаимоотношений, но, если этого не произойдёт, на саммите 11-12 декабря будет обсуждаться вопрос о пересмотре отношений с Турцией. «Я не могу предсказать решение саммита, всё будет зависеть от поведения Турции, пока мы не видим никаких сигналов о его изменении», — сказал Ж.Боррель, отвечая на вопрос о предстоящей дискуссии по Турции.

А министр иностранных дел Австрии Александр Шалленберг в интервью немецкой газете Die Welt заявил, что и Европейский союз, и Анкара знают о совершенной бесполезности переговоров о вступлении Турции в ЕС в качестве полноправного члена. Переговоры «ни к чему не приведут. Я не вижу вступления Турции в союз в ближайшие 30 лет. В течение длительного времени Австрия придерживается мнения, что уже замороженные переговоры о вступлении должны быть официально совсем прекращены в полном объёме», — сказал А.Шалленберг, указывая на последний по времени доклад комиссии ЕС о ходе работы по Турции, который показал значительное снижение соответствия страны Копенгагенским критериям. Вместо переговоров о вступлении ЕС должен «сейчас начать работать над индивидуальным партнёрством, чтобы служить интересам обеих сторон», указал министр.

А.Шалленберг также рассказал о действиях Турции в Восточном Средиземноморье, где Турция, Кипр и Греция многие месяцы находятся в напряжённых отношениях из-за прав на природные ресурсы и территориальные воды. Единственный способ решить вопросы, связанные с природным газом и морскими границами, — это Международный суд или переговоры, заявил А. Шалленберг, «а не военные средства». «Мы не должны проявлять никакой наивности или позволять обманывать себя трюками президента Турции», — добавил министр. Он также отметил, что «нет никаких сомнений» в поддержке Австрией Греции и Кипра в Восточном Средиземноморье, добавив, что «с другой стороны, мы должны сделать всё возможное, чтобы добиться переговоров».

И еще. Радио Europe 1 сообщило, что Франция предложит Европейскому совету, в который входят политические лидеры ЕС, отменить Таможенный союз с Турцией. Париж стремится разорвать ключевое экономическое соглашение в ответ на неприемлемую риторику президента Турции в адрес президента Франции Эммануэля Макрона и агрессивную политику Турции в Восточном Средиземноморье.

Споры вокруг гражданской войны в Сирии и Ливии уже испортили отношения между Э.Макроном и Р.Т.Эрдоганом, отмечает Радио Europe 1. Но политический скандал вокруг карикатур на пророка Мухаммеда, опубликованных во французском сатирическом еженедельнике Charlie Hebdo, и предложения французского президента в прошлом месяце бороться с исламистским экстремизмом привели отношения между двумя лидерами к новому минимуму.

Напомним, что очередная словесная война между двумя президентами вспыхнула после того, как 16 октября во Франции был убит учитель, показывавший детям карикатуры на пророка Мухаммеда. В ответ Э.Макрон поклялся активизировать усилия, чтобы остановить то, что он назвал «исламистским сепаратизмом», подрывающим французские ценности. Затем Р.Т.Эрдоган обвинил французского президента в антиисламской повестке дня и заявил, что ему нужна проверка психического здоровья. Лидеры ЕС ранее заявили, что Турция столкнётся с экономическими санкциями на предстоящем саммите, если она продолжит «провокационные действия в Восточном Средиземноморье». Франция, наряду с Грецией и киприотами-греками, возглавляет усилия по введению санкций.

Анкара, несмотря на все жесткие заявления со стороны ЕС, не меняет своей позиции. Президент Турции в ответ призвал положить конец систематической дискриминации европейских мусульман, заявив, что нынешняя исламофобия на континенте требует борьбы, аналогичной той, которая когда-то велась против антисемитизма. «Европейские мусульмане сталкиваются с систематической дискриминацией, у них отнимают их права и свободы. Пора прекратить этот ошибочный курс, угрожающий будущему человечества и сосуществованию различных религий и культур», — заявил президент Р.Т.Эрдоган и призвал Европейский союз сдержать обещание по членству республики в Евросоюзе. «Мы призываем Европейский союз сдержать обещания, которые вы дали нашей стране, от полного членства до вопроса о беженцах. И тогда вместе мы установим более тесное и более эффективное сотрудничество», — заявил он.

Полемику продолжил министр иностранных дел Турции. Европейский союз должен исправить свои ошибки в позиции по поводу продолжающегося конфликта в Восточном Средиземноморье и вступить в конструктивный диалог с Турцией, заявил Мевлют Чавушоглу, указав, что вся Европа пострадает, если Брюссель этого не сделает. «ЕС должен исправить свою ошибку в Средиземноморье. Вся Европа выиграет от нашего сотрудничества, если Брюссель сможет это сделать. В противном случае пострадает вся Европа», — подчеркнул главный турецкий дипломат на заседании Бюджетной комиссии парламента страны.

М.Чавушоглу объяснил, что напряжённость между Турцией и Грецией в Средиземном и Эгейском морях влияет на отношения Анкары с Брюсселем, поскольку некоторые страны, включая Грецию и греческий Кипр, пытаются превратить её в вопрос ЕС. «Мы ожидаем, что ЕС увидит свои ошибки и ценность членства Турции в ЕС увеличится. Мы считаем, что в этом случае могут быть установлены более плодотворные отношения. В наших контактах с ЕС мы подчёркиваем нашу готовность к конструктивному диалогу», — сказал он. Министр добавил, что Турция не одинока в этом мнении, так как есть страны-члены, которые думают в том же направлении.

Официальный представитель турецкого Министерства иностранных дел Хами Аксой заявил, что все попытки Греции выразить протест против сейсмических исследований Турции не принесут желаемого результата. «Наша страна продолжит свою деятельность в регионе в рамках своих прав, основанных на международном праве», — сказал он. Х.Аксой также пригласил Грецию к диалогу без предварительных условий, призвав Афины избегать шагов, которые могут привести к эскалации напряжённости в регионе, и попросил их внести свой вклад в создание соответствующей среды для переговоров, а не обвинять Турцию в необоснованных претензиях и жаловаться третьим сторонам. «Турция готова сотрудничать с Грецией и решать проблемы путём диалога», — сказал он. Х.Аксой также заявил, что Турция будет продолжать решительно защищать свои законные права и интересы, а также права и интересы турецкого Кипра.

Турецких дипломатов поддержал глава оборонного ведомства. Министр национальной обороны Турции Хулуси Акар рекомендовал властям Греции пересмотреть свою внешнюю политику и привести ее «в соответствие с нормами международного права». Турецкий министр назвал «тупиком» попытки ущемления прав Анкары в восточной части Средиземного моря. «Анкара отстаивала и будет отстаивать до последнего свои интересы в регионе», — подчеркнул Х.Акар. Он призвал Афины к отказу от милитаризации островов в Эгейском и Средиземном морях. По его словам, позиция греческой стороны по ограничению воздушного и морского пространства островов также недопустима и не имеет ничего общего с международным правом. При этом он призвал международное сообщество признать право турок-киприотов на суверенитет и независимость. «Турция открыта для диалога. Мы выступаем за политическое урегулирование, уважаем международное и морское право. Наши соседи должны понять, что нельзя прийти к общему знаменателю, если основываться на утверждении: «Все должно достаться только мне»», — отметил Х.Акар.

Напряженная и по многим аспектам проблематичная ситуация во взаимоотношениях Турции со своими основными партнерами усугубляется сложными задачами на внутриполитическом поле. Сутки потребовались президенту Р.Т.Эрдогану, чтобы рассмотреть и удовлетворить просьбу об отставке министра финансов и своего зятя Берата Албайрака. В опубликованном заявлении президент поблагодарил Б.Альбайрака за работу во время пандемии COVID-19 и выразил ему благодарность за то, что он помог минимизировать её влияние на экономику страны. Р.Т.Эрдоган подтвердил более раннее заявление Б.Албайрака в Instagram, подчеркнув, что удовлетворяет его просьбу об отставке.

Отставка Б.Албайрака свидетельствует о новом направлении в кабинете Р.Т.Эрдогана, поскольку давление COVID-19, падение лиры и обеспокоенность международных инвесторов продолжают расти. Ранее президент уволил главу Центрального банка, заменив его Наджи Агбалом, бывшим министром финансов. Это решение, которое было принято без консультации с Б.Албайраком и побудило его уйти в отставку. В своём первоначальном заявлении об отставке в качестве причин своего ухода Б.Албайрак назвал проблемы со здоровьем и необходимостью проводить больше времени со своей семьей.

В другом заявлении Р.Т.Эрдоган назначил Лютфи Эльвана своим новым министром финансов и казначейства. Л.Эльван был избран членом ПСР в 2007 году и ранее занимал должность заместителя премьер-министра при Ахмете Давутоглу, а также министра транспорта и развития, а накануне выполнял обязанности председателя комиссии по планированию и бюджету в парламенте Турции. Не исключено, что в ближайшее время в правительстве грядут большие перестановки. В администрации президента в проработке находится указ об объединении и разделении нескольких различных министерств и ведомств. Среди учреждений, которые будут разделены на две части, оказались Министерство культуры и туризма (на протяжении последних 30-ти лет это делается регулярно) и Министерство семьи и труда. Министерство финансов и казначейство также будут разделены, и Управление внешней торговли будет поглощено казначейством.

Напомним, что Р.Т.Эрдоган назначил 7 ноября нового главу Центрального банка, уволив его предшественника Мурата Уйсала после падения курса лиры в этом году на 30% по отношению к доллару. Президент в такой ситуации изо всех сил пытается стабилизировать экономику и обеспечить экономический рост. Однако нетрадиционные взгляды Р.Т.Эрдогана на экономику, включая его неприятие повышения процентных ставок, вызывают растущую обеспокоенность инвесторов и способствуют финансовому дисбалансу, указывают эксперты.

Однако к большому удивлению специалистов Центральный банк Турции уже 19 ноября резко повысил ставку с 10,25% до 15%. Регулятор Турции повторяет те же ошибки, которые он совершил в преддверии валютного кризиса в 2018 году, считает Алаатин Акташ, обозреватель авторитетного экономического издания Dünya. Центральный банк повысил базовую процентную ставку на 4,75% до 15%, чтобы помочь стабилизировать лиру и обуздать инфляцию, напоминает автор. Однако монетарные политики уже кредитовали банки по средней стоимости 14,87% через другие ставки финансирования, а это означает, что повышение ставки составило всего 0,13 процентных пункта, отмечает А.Акташ.

Он подчёркивает, что в июне 2018 года ЦБ аналогичным образом повысил базовую процентную ставку до 16,5% с 8%. Как и в этот раз, Центробанк увеличил стоимость заимствований, чтобы соответствовать ставке, по которой он так или иначе кредитовал банки, в этом случае через окно поздней ликвидности ставка составляла 16,5%, указывает журналист. Теперь Центральный банк, похоже, думает, что он может получить другой результат с той же политикой с целью остановить падение лиры, пишет А.Акташ. Но события, последовавшие за повышением ставки 1 июня 2018 года привели к другому результату. Неделю спустя банк был вынужден пойти ещё на одно повышение, а затем ещё на одно в сентябре того же года, запоздало подняв стоимость заимствований до 24% после того, как лира упала до рекордных минимумов, напоминает обозреватель. «Неужели Центральный банк не знает, что произошло два года назад? Если это так, то почему он делает то же самое и ожидает другого результата? Если кто-то может это понять, пожалуйста, объясните нам!», — восклицает экономический обозреватель.

Новый министр финансов и новый глава Центрального банка Турции столкнулись с сопротивлением противников реформ, которые, как обещают члены новой команды, помогут излечить экономику страны. Р.Т.Эрдоган объявил, что у нового министра финансов и казначейства и главы Центрального банка особые полномочия, чтобы предпринять быстрые шаги для восстановления доверия инвесторов к экономике. Ожидание реформ помогло вначале лире восстановиться после падения до рекордно низкого уровня. Однако стабилизация валюты в последние дни ноября прекратилась, поскольку оптимизм инвесторов вновь превратился в сомнения. Если не удастся исправить ситуацию, возникнет мнение, что старое понимание проблем осталось, несмотря на приход новой команды, отмечают специалисты.

Напомним, что турецкая лира 6 ноября упала до рекордно низкого уровня в 8,58 за доллар. На прошлой неделе она выросла до 7,5 за доллар, когда Центробанк повысил процентную ставку до 15%, чтобы помочь стабилизировать валюту. Затем курс лиры практически не изменился, зафиксировавшись на отметке 7,92 за доллар.

Турки винят правительство в экономических и финансовых проблемах страны, указывая на неправильное управление экономикой, свидетельствуют данные общенационального опроса. По данным исследовательской компании Metropol, более 78% опрошенных пессимистично оценивают экономические перспективы Турции. На вопрос о причинах экономических проблем Турции 60% респондентов ответили, что виновата неправильная экономическая политика, а 46% назвали в качестве причины слишком централизованную президентскую систему правления в стране. Менее четверти опрошенных заявили, что причиной стал иностранный заговор.

В такой ситуации высшее руководство Турции сделало несколько громких заявлений. Официальный представитель президента Турции Ибрагим Калын заявил, что планы правительства начать новую эру реформ в экономике и судебной системе окажут положительное влияние на внешнюю политику. «Это ускорит наш рабочий процесс как внутри страны, так и за рубежом. Это окажет много положительных эффектов на экономику, политику, общество и внешнюю политику», — констатировал И.Калын. Чуть ранее президент Турции заявил, что правительство работает над новой экономической политикой, основанной на финансовой и макроэкономической стабильности. По его словам, новый период реформ в Турции также подчеркнёт улучшение в области прав человека и более тесные связи с Европейским союзом. Международное кредитное агентство Fitch Ratings заявило, что попытки Турции восстановить доверие к денежно-кредитной политике потребуют времени для их реализации.

В ноябрьском опросе исследовательской компании Optimar респондентам задали вопрос: «Кто по вашему мнению сможет решить проблемы в Турции?». 33,3% опрошенных ответили, что это сможет сделать правящая партия Р.Т.Эрдогана. А дальше идёт разброс. И если собрать все доли тех, кто проголосовал за основную оппозиционную Народно-республиканскую партию (НРП), националистов, правоцентристов и левых, общий результат составляет лишь 32%.

Хорошие новости в этот период пришли из Министерства торговли. Объем турецкого экспорта в октябре 2020 года вырос на 5,6 % до 17,333 млрд долларов. Это рекордный показатель роста поставок за рубеж за один месяц. Об этом заявила министр торговли Турции Рухсар Пекджан. По ее словам, показатели экспорта за октябрь свидетельствуют о том, что Турция входит в число стран, чья экономика восстанавливается от пандемии наиболее активно и с наименьшим ущербом.

«Турция сохраняет потенциал экспорта и стремится к новым рекордам в данной сфере», — сказала глава министерства торговли. Р.Пекджан привела также показатели импорта за октябрь. «Импорт Турции в октябре вырос на 8,5 % до 19,729 млрд долларов. Причем 87,8 % закупок пришлись на сырье и инвестиционные товары», — констатировала министр. Она отметила, что в 2020 году турецкий импорт в целом сокращался. Исключение составило лишь золото. Объем турецкого импорта (за исключением золота) сократился за 10 месяцев на 5,1% до уровня в 155,4 млрд долларов, сказала она.

Проблемы в экономике способствовали в этот период обострению борьбы на политическом поле страны. Согласно новому опросу, опубликованному Avrasya Research, поддержка оппозиционного союза Турции продолжает расти, в то время как число сторонников правящей ПСР достигло рекордно низкого уровня. По данным опроса, только 32,5% избирателей заявили, что поддержали бы ПСР Р.Т.Эрдогана, если бы выборы состоялись сегодня, по сравнению с 28,2%, которые сказали, что проголосовали бы за главную оппозиционную НРП. Союз НРП и правоцентристской Хорошей партией и альянс правящей партии и Партии националистического движения (ПНД) имеют почти равную поддержку — 32,2% и 32,7% соответственно, показал опрос Avrasya Research.

Напомним, что в июне 2018 года ПСР и её крайне правый партнёр ПНД, выиграли парламентские выборы, набрав более 53% голосов. Правящая коалиция сохраняет сегодня большинство в 600-местном парламенте. Следующие всеобщие выборы в Турции запланированы на 2023 год, но аналитики утверждают, что формирование новых партий бывшими высокопоставленными лицами ПСР из ближайшего окружения Р.Т.Эрдогана, слабая экономика страны и призывы правящего альянса к изменениям в избирательном законодательстве могут привести к досрочному голосованию.

Нынешний сложный расклад сил на внутриполитическом поле страны представляет интерес, а потому остановимся на нем чуть подробнее. При этом обратим внимание на заявление бывшего ближайшего соратника Р.Т.Эрдогана и бывшего премьер-министра, а ныне лидера оппозиционной Партии будущего Ахмета Давутогу. Он уверен, что верный союзник президента Р. Т.Эрдогана Девлет Бахчели бросит его на произвол судьбы ради собственных интересов перед предстоящими выборами. А.Давутоглу сказал, что альянс правящей ПСР и Партии националистического движения (ПНД) «очень хрупкий», и Д.Бахчели не захочет брать на себя ответственность за подорванную экономику накануне выборов. «В предвыборный период Д.Бахчели отвернётся от Р.Т.Эрдогана, как он сделал это с бывшим премьер-министром Бюлентом Эджевитом. Он просто скажет, что больше не будет участвовать в союзе», — констатировал А.Давутоглу.

Напомним, что Д.Бахчели в свое время положил конец трёхстороннему коалиционному правительству покойного Б.Эджевита в 2001 году, призвав к досрочным выборам. Призыв Д.Бахчели сыграл тогда для Р.Т.Эрдогана знаменательную роль, так как привёл к власти в результате тех выборов в 2002 году правительство молодой ПСР. Сегодня ПСР и ПНД имеют 340 из 600 мест в парламенте. Если 48 депутатов ПНД примут решение о выходе из этого союза, то правительство ПСР потеряет своё парламентское большинство. Именно поэтому Р.Т.Эрдоган на нынешнем этапе в определённые моменты вынужден соглашаться с требованиями Д.Бахчели.

52.03MB | MySQL:101 | 0,372sec