О кризисных явлениях в экономике Саудовской Аравии

Бюджет правительства Саудовской Аравии на 2021 год показывает, что оно по-прежнему привержено сокращению государственных расходов и обеспечению долгосрочной финансовой устойчивости посредством реформ. При этом взрывной рост активности частного сектора, необходимый для того, чтобы компенсировать сокращение государственных расходов, а также укрепить долгосрочные финансовые перспективы королевства, не гарантирован, что создает потенциал для экономических социальных волнений. Сдвиги в настроениях против монархии могут развиться по мере того, как сокращение расходов коренным образом изменит образ жизни саудовцев и их отношения с правительством. Все еще нынешний позитивный прогноз социального настроения большинства саудовцев, несмотря на коронавирусный  кризис, отраженный в индексе арабского мнения, вероятно, частично обусловлен тем фактом, что сокращение расходов королевства на сегодняшний день еще не оказало серьезного влияния на количество государственных рабочих мест, которые существенно не сократились с точки зрения общего числа занятых саудовцев. При этом государственные расходы в 2020 году превысили утвержденный Эр-Риядом бюджет на 2020 год на 4,7%, что министр финансов страны объяснил «увеличением расходов на борьбу с пандемией». Однако любое сокращение этой категории рабочих мест и заработной платы в государственном секторе вынудит большее число саудовских подданных перейти в частный сектор, где многие из них не обладают необходимыми навыками работы. Это на сегодня один из главных потенциальных вызовов для саудовских властей. Министерство финансов Саудовской Аравии опубликовало свое бюджетное заявление на 2021 год 15 декабря. Новый бюджет выделяет 264 млрд долларов на государственные расходы при ожидаемом доходе в 226 млрд долларов. Ожидается, что дефицит бюджета королевства в 2021 году сократится до 4,9% ВВП с 12% дефицита в 2020 году. Бюджетная записка также предусматривает сокращение государственных расходов на 7,3% и содержит многочисленные ссылки на неизменную приверженность Эр-Рияда своим целям «Видения 2030 года». Предварительные прогнозы роста предполагают, что реальный рост ВВП в 2021 году составит 3,2%, «исходя из предположения, что экономическая активность продолжит восстанавливаться в течение года», и что роль частного сектора будет «усилена» как «главного двигателя экономического роста» — и тот, и другой параметр будет переоцениваться правительством по мере приближения 2020 года к концу. Министр финансов Саудовской Аравии заявил, что бюджет все еще следует рассматривать как экспансионистский, даже с сокращением прямых государственных расходов, потому что саудовские фонды благосостояния вложат сотни миллиардов риалов в местную экономику. Таким образом, финансирование дефицита будет зависеть не только от сокращения расходов, но и от увеличения долга и изъятия средств из государственных финансовых резервов. Ожидается, что налоговые поступления в 2021 году увеличатся на 30,8% по сравнению с 2020 годом на основе новых таможенных пошлин и увеличения налога на добавленную стоимость (НДС) Саудовской Аравии с 5% до 15% в июле 2020 года, что уже вызвало значительное недовольство среди саудовцев по поводу возросшей стоимости жизни. Бюджетные расходы на социальные выплаты составляют 63 млрд риалов (16,8 млрд долларов) в 2021 году по сравнению с 69 млрд риалов (18,4 млрд долларов) в 2020 году, что является незначительным сокращением, в то время как бюджетные расходы на субсидии составляют 22 млрд риалов (5,9 млрд долларов ) в 2021 году по сравнению с 17 млрд риалов (4,5 млрд долларов) в 2020 году. Любое сокращение отражает пропорциональное сокращение общих расходов. Новый бюджет Саудовской Аравии предполагает, что мировые цены на нефть останутся на уровне около 50 долларов за баррель. Но это не соответствует расчетной цене безубыточности Международного валютного фонда (МВФ) в размере 76 долларов за баррель в этом году и 66 долларов в следующем году, что указывает на то, что Эр-Рияд будет вынужден и далее продолжить плавное сокращение госрасходов, чтобы помочь снизить цену безубыточности для своего бюджета.
Сокращение бюджета отражает жесткие финансовые условия Саудовской Аравии на фоне продолжающейся пандемии COVID-19. Низкие цены на нефть усугубляются снижением доходов COVID-19 до 2020 года, которые для Саудовской Аравии приходят главным образом за счет экспорта нефти и нефтяного сектора. Прошедший год, охваченный пандемией, помешал многолетним усилиям саудовского правительства в рамках его плана реформ «Видение 2030 года » по диверсификации нефтезависимой экономики страны путем стимулирования частного сектора и увеличения источников ненефтяных доходов. Реальный ВВП Саудовской Аравии снизился на 4% в первой половине 2020 года, и предварительные оценки правительства по общему сокращению составляют 3,7% в течение всего 2020 года, что обусловлено снижением активности как в нефтяном, так и в ненефтяном секторах. Это будет означать самый большой спад, который королевство пережило за последние десять лет. МВФ прогнозирует еще более резкое сокращение на 5,4%.
Сокращение расходов также свидетельствует о неизменной приверженности правительства в рамках главной цели «Видения 2030 года» — попытке поддерживать строгую финансовую дисциплину. Таким образом, бюджет на 2021 год поддерживает приоритет «Видения 2030 года» -сбалансировать бюджет к 2023 году. Но достижение этой цели потребует реального применения мер бюджетной дисциплины, что на сегодня продемонстрировать саудовскому правительству не получалось. Это также потребует новых серьезных инвестиций в местную экономику через фонды благосостояния, а также реализации программы устойчивой активности частного сектора — ни то, ни другое не гарантировано после финансовых последствий с 2020 года. Сокращение государственных расходов может ослабить способность Саудовской Аравии быстро оправиться от серьезного экономического спада, пережитого в этом году. Саудовский частный сектор исторически сталкивался с проблемой ослабления темпов своего роста из-за своей зависимости от иностранной рабочей силы, а также общей зависимости королевства от государственных расходов как главного двигателя экономического роста. В этой связи отметим, что частный сектор саудовской экономики уже столкнулся с серьезным кризисом задержки выплаты зарплат иностранным рабочим. Два дня назад работники крупнейшей морской строительной компании Саудовской Аравии В Huta Marine group объявили забастовку после того, как не получали зарплату в течение последних десяти месяцев, заставляя некоторых голодать и просить милостыню. В Huta Marine group работает не менее 6000 человек, работающих в Саудовской Аравии со всего мира. Отметим, что это первый раз за 15 лет, когда компания не в состоянии выплатить зарплату.

51.83MB | MySQL:109 | 0,436sec