О трудностях а процессе примирения между Катаром и арабскими странами

Примирение Катара с арабскими государствами после трехлетнего кризиса в отношениях между ними состоится в декабре на саммите на Бахрейне. Об этом, как передает 6 декабря кувейтская газета «Ар-Рай», сообщил высокопоставленный дипломатический источник.
«Примирение состоится на саммите стран Персидского залива, который запланирован в этом месяце в Королевстве Бахрейн, — сказал он. — Основные разногласия, требования и условия, о которых говорилось в течение всего кризиса, будут обсуждаться и решаться в рамках специальных комитетов, чтобы гарантировать их невозобновление и непрерывность единства стран Персидского залива и арабской системы».
4 декабря Кувейт, который выступает главным посредником в урегулировании этого конфликта, объявил о проведении «плодотворных переговоров» в рамках усилий по достижению примирения в Персидском заливе. МИД Катара также сообщил в пятницу о прогрессе в урегулировании конфликта между странами Персидского залива.
Летом 2017 года Саудовская Аравия, ОАЭ, Бахрейн и Египет заявили о разрыве дипломатических отношений с Катаром, обвинив Доху в поддержке терроризма и вмешательстве в их внутренние дела. За этим последовали экономические санкции и транспортная блокада эмирата. Страны, в частности, закрыли воздушное пространство для катарской авиации. В этой связи эксперты отмечают и трансформации в ранее непримиримой позиции ОАЭ и Каира по этому вопросу, которые официально усилия Вашингтона по примирению Катара и «арабской четверки» приветствовали. Но не все так просто, и даже формальная нормализация на предстоящем саммите совершенно не будет означать окончательное примирение, а, скорее передышку перед новым раундом противостояния. По данным ряда источников, несмотря на продолжающиеся переговоры между Вашингтоном и странами Персидского залива о прекращении блокады Дохи, маневры по скрытому противостоянию между Абу-Даби и Дохой в Европе продолжаются. За несколько дней до того, как Палата общин Великобритании провела две крупные сессии — по Ирану 9 декабря и по отношениям между Великобританией и Катаром 10 декабря, — в Вестминстере 27 ноября прошла презентация очередного антикатарского доклада. В докладе, который был посвящен в основном убийству иранского ученого-ядерщика Мохсена Факризаде, было заявлено, что Катар имеет глубокие связи с Ираном и утверждается, что США прекратили делиться данными военной разведки с Дохой из-за своих отношений с Тегераном. Отметим, что главным распространителем и лоббистом обнародования этого доклада стал депутат британского парламента от Северной Ирландии Иэн Пейсли, который оставил копию в библиотеке Палаты общин и принес ее в парламент. Как заявил Пейсли депутатам, доклад был написан консалтинговой компанией Cornerstone Global, которая очень активно работает в ЕС от имени Объединенных Арабских Эмиратов. Ганем Нусейбе, ее глава, близок к Хашему аль-Кайсе, специальному помощнику по операциям влияния советника по национальной безопасности наследного принца Абу-Даби Тахнуна бен Заида Аль-Нахайяна.
В свою очередь сама компания и ее руководитель стали объектами атак катарских доверенных лиц в СМИ ЕС в прошлом году, основанных на анонимных сообщениях. При этом некоторые элементы кампании транслировались на фейковых новостных сайтах. Во Франции кампания была сосредоточена на связях между Нусейбе и французским сенатором Натали Гуле, которая активно занимается вопросами, связанными с исламом.
Помимо этого, общеарабскому примирению, которого добиваются США между Дохой и ее соседями, препятствуют региональные сложности и внутренние разногласия в самой катарской правящей семье. На сегодня разногласия внутри правящей семьи Катара сохраняются и пока не удалось достичь общей позиции по этому вопросу. По данным ряда экспертов, эмир Катара Тамим бен Хамад Аль Тани, его брат Джаан бен Хамад Аль Тани, заместитель премьер-министра и министр иностранных дел Мухаммед бен Абдель Рахман Аль Тани выступают за уступки, требуемые в обмен на снятие блокады, включая приостановку кампаний дезинформаций в средствах массовой информации и прекращение судебных разбирательств против Саудовской Аравии. Однако отец эмира Хамад бен Халифа Аль Тани и бывший премьер-министр Хамад бен Джассем Аль Тани, которые все еще имеют влияние в правящей семье, решительно выступают против любых послаблений, несмотря на усилия приезжих кувейтских переговорщиков, которые пытались привести их в чувство. Интересно, что ранее бывший премьер-министр наоборот активно выступал за примирение с ОАЭ и даже полагался некоторыми лицами, близкими к нынешнему эмиру, чуть ли не «агентом влияния» Абу-Даби в Дохе. Рискнем предположить, что такая оппозиция Хамада бен Джассема Аль Тани может быть объяснена и неформальной просьбой к нему со стороны тех же ОАЭ, которые, несмотря на свои официальные заявления, делают все, чтобы эту сделку сорвать или превратив ее в формальный жест. Желательно при этом свалив ответственность за это на разногласия внутри самой правящей семьи Катара.

Эксперты, знакомые с ситуацией, утверждают, что процесс примирения сталкивается с непримиримостью наследного принца Абу-Даби Мухаммеда бен Заида Аль-Нахайяна, который 7 декабря прибыл в Эр-Рияд, чтобы дать сигнал своему саудовскому коллеге наследному принцу Мухаммеду бен Сальману о своем решительном несогласии с возобновлением диалога с союзником Турции Катаром. Несмотря на явное смягчение позиции Египта после телефонного разговора Дональда Трампа с Абдель Фаттахом ас-Сиси 10 декабря, последний по-прежнему поддерживает ОАЭ в том, что касается Турции.

Столкнувшись с этими трудностями, США, представленные на переговорах зятем Трампа Джаредом Кушнером, поддерживаемый кувейтским эмиром Навафом аль-Ахмедом аль-Джабером ас-Сабахом, стремятся сначала добиться примирения между Дохой и Эр-Риядом, прежде чем добиваться более широкого регионального соглашения, которое положило бы конец трехлетнему разрыву дипломатических и торговых отношений. Мухаммед бен Сальман уже согласился ослабить воздушное эмбарго, которое вынудило самолеты Qatar Airways использовать воздушное пространство Ирана.

Но, несмотря на эти уступки, которые Вашингтон хотел бы видеть трансформированными в некое официальное соглашение о нормализации отношений шести стран Персидского залива на саммите ССАПГЗ в декабре, вполне вероятно, что Мухаммед бен Сальман не пойдет на это, ограничившись общими примирительными заявлениями и формальными жестами, и захочет сохранить некоторые переговорные козыри на будущее в преддверии прибытия Джо Байдена в Белый дом в январе.

52.24MB | MySQL:103 | 0,571sec