Египет и Ирак подписали предварительное соглашение о плане «нефть в обмен на восстановление»

В начале декабря с. г. Египет и Ирак подписали предварительное соглашение о плане «нефть в обмен на восстановление» (an oil-for-reconstruction plan), который, как ожидается, вступит в силу после завершения конституционных процедур[i]. Эта договоренность знаменует собой начало ряда совместных проектов между двумя государствами. Соглашение, о котором рассказал СМИ премьер-министр Египта Мустафа Мадбули, означает, что египетские компании будут создавать проекты развития в Ираке в обмен на импорт нефти для Египта. Ожидается, что Египет сформирует постоянный комитет, который будет контролировать этот процесс и помогать  чтобы преодолевать любые бюрократические сложности, которые могут помешать началу действия соглашения.

Как замечают многие эксперты, отношения между Ираком и Египтом переживают сейчас своеобразный «ренессанс». Напомним, что не так давно (в конце октября с. г. – авт.) М.Мадбули посетил с официальным визитом Багдад, где он подписал 15 новых соглашений и меморандумов о взаимопонимании между странами для дальнейшего улучшения двустороннего сотрудничества[ii]. Меморандумы о взаимопонимании охватывали такие важные направления, как водные ресурсы, транспорт, здравоохранение, окружающая среда, инвестиции, правосудие, строительство, жилищное строительство, промышленность, финансы и торговля.

Помимо этого, премьер-министр Мадбули дал сигнал о создании большего числа совместных предприятий между Египтом, Ираком и Иорданией, реализация которых произойдет после  трехстороннего саммита между этими странами в начале 2021 года. Ожидается, что Египет представит на конференции несколько проектов развития в различных отраслях промышленности.

Египетские предприятия проявили энтузиазм по поводу соглашения, и на прошлой неделе начались встречи для изучения потенциала расширения торговых возможностей. Некоторые отрасли промышленности могли бы существенно выиграть от соглашения, включая жилищное строительство, инфраструктуру, электроэнергетику, сельское хозяйство и здравоохранение.

Министр нефти Египта Тарек эль-Мулла сказал, что «более тесное сотрудничество с другими государствами, а также потенциал для инвестиций в египетскую промышленность помогут укрепить энергетический сектор страны, а также экономику в целом». Министр планирования Ирака Халед Баттал сказал, что Ирак заинтересован в том, чтобы прийти к планированию конкретного перечню проектов развития, которые будут реализованы в сотрудничестве с египетской стороной [iii]. «В ближайшие несколько лет будет обнародован ряд проектов, которые будут реализовываться при содействии соответствующих министерств (иракского и египетского – авт.), которые будут постоянно мониторить процесс с обеих сторон. К тому же для реализации вышеупомянутых проектов будет установлен конкретный график, который был согласован между двумя сторонами», — добавил Баттал.

Все это дает надежду и энергетическому сектору Ирака, который переживает сейчас нелегкие времена. Некогда высоко ценившиеся нефтяные запасы этой страны потеряли  прежнюю привлекательность у западных компаний. Так, Royal Dutch Shell Plc. и Exxon Mobil Corp. постепенно отказались от своих нефтяных месторождений в Ираке. Причина проста: компании столкнулись с фактом того, что за изобилие нефти зачастую приходится расплачиваться — в регионе у них возникают сложности политического и финансового характера. Как замечают аналитики, помимо того что после «арабской весны» появилось больше угроз для безопасности, контракты, которые предлагают власти этих стран, часто неприбыльны. К тому же,  Ирак предлагает одни из самых жестких условий. Иностранным компаниям выплачивается фиксированная комиссия за каждый добытый баррель нефти, и многие представители отрасли считают, что ставка низкая.

Тем не менее, предприимчивый Китай смог несмотря на все вышеупомянутые факторы еще больше укрепить свое экономическое влияние в Ираке. В декабре 2019 года китайская компания China Petroleum Engineering & Construction Corp (CPECC) получила инженерный контракт на 121 млн долл. для модернизации объектов иракского месторождения «Западная Курна-1».

 

Для информации:

О том, что CPECC получила контракт на юге Ирака, сообщило в декабре 2019 года Министерство нефти Ирака. Соглашение предполагает модернизацию объектов по улавливанию выбросов попутного газа. Сроки, обозначенные в документах, ограничены 27 месяцами. Проект, как было сказано,   направлен прежде всего на увеличение мощностей по добыче сырой нефти на месторождении, запасы которого оцениваются примерно в 9 млрд барр. Отметим, что контракту предшествовало сентябрьское соглашение с китайской компанией Hilong Oil Service & Engineering Company, которая будет участвовать в бурении на иракском месторождении «Меджнун»[iv].

Китайское экономическое присутствие в Ираке не новость, однако бывший трейдер и эксперт Саймон Уоткинс в анализе ситуации вокруг «Западной Курны – 1» обращает внимание на два тревожных аспекта нынешней сделки с CPECC. Первый заключается в том, что CPECC является дочерней компанией Китайской национальной нефтегазовой корпорации (CNPC), «политического представителя Китая в нефтегазовом секторе». Второй сводится к тому, что проект по улавливанию попутного нефтяного газа даст китайскому бизнесу право еще и заниматься разработкой нефтяных запасов на «Западной Курне – 1».

Возвращаясь к Каиру, отметим, что в своем недавнем выступлении президент Абдель Фаттах ас-Сиси заявил, что  «Египет готов помочь братскому Ираку преодолеть трудности, с тем чтобы сохранить свою безопасность и стабильность».

Некогда процветающая нефтяная промышленность Египта теперь в значительной степени зависит от импорта нефти из стран ОПЕК. Если в 2010 году Египет добывал около 4,5 млрд баррелей, то в 2018 году этот показатель снизился до 3,3 млрд баррелей, или 670 000 баррелей в сутки[v]. Сокращающиеся поставки нефти и зрелые скважины привели Египет к тому, что в 2006 году он стал чистым импортером нефти.

Тем не менее, после достижения большей политической стабильности с 2013 года были предприняты более активные усилия по расширению деятельности страны по разведке нефти. Египет стал в значительной степени полагаться на новые технологии добычи нефти, включая лучевую перекачку, электрическую погружную перекачку и газлифт, поскольку менее 10 % из 200 египетских скважин теперь добывают нефть естественным путем.

В январе этого года Египет подписал две сделки с Exxon Mobil Corp по разведке нефти и газа в Средиземном море. Согласно информации СМИ, инвестиции составили 332 млн долларов, а Exxon приобрела более 1,7 млн акров земли. Разведка должна была начаться в Северо-Восточном блоке Амрия, а также в Северном блоке Маракия.

Интерес к египетскому Средиземноморью возник после открытия в 2015 году итальянской компанией Eni огромного месторождения «Зохр». Разведочные цели Exxon были несколько приостановлены из-за проблем, связанных с пандемией СOVID-19. Однако прогнозируемое увеличение спроса на нефть в 2021 году может привести к большему прогрессу в реализации совместных с Ираком проектов.

Новое соглашение, а также обещание дальнейших совместных предприятий в регионе направлены на укрепление ряда отраслей промышленности Египта. Кроме того, поддержка со стороны Египта стабилизации энергетического сектора Ирака могла бы способствовать расширению регионального сотрудничества и повышению внешнего интереса как к иракской, так и к египетской нефти.

[i] https://oilprice.com/Energy/Energy-General/Egypt-And-Iraq-Sign-Landmark-Oil-Deal.html

[ii] https://www.sis.gov.eg/Story/152802?lang=en-us

[iii] https://www.arabnews.com/node/1776816/business-economy

[iv] https://yandex.ru/turbo/ng.ru/s/world/2019-12-03/6_7742_china.html

[v] https://www.energymixreport.com/egypt-to-speed-up-the-implementation-of-development-projects-in-iraq-in-exchange-for-oil/

52.2MB | MySQL:103 | 0,583sec