Ситуация в Судане и Южном Судане: ноябрь 2020 г.

1 ноября Министерство ирригации Судана объявило о возобновлении переговоров между Египтом, Суданом и Эфиопией относительно построенной Аддис-Абебой на Голубом Ниле плотины «Возрождение» (Gerd). Переговоры проходили в режиме видеоконференции. Основной темой на них была скорость заполнения водохранилища, поскольку Египет и  Судан опасаются резкого уменьшения дебита Нила. 21 июля Эфиопия объявила о выполнении годового плана заполнения водохранилища.

Главным итогом первого дня переговоров стало решение о создании комиссии, призванной урегулировать существующие проблемы. В состав комиссии каждая из стран делегирует по два человека.

В начале ноября ко всем проблемам Судана добавилась еще одна, связанная с наплывом беженцев из эфиопской провинции Тыграй, которую охватило восстание. Как сообщил 10 ноября суданский чиновник, через восточную границу в страну проникли тысячи граждан Эфиопии, включая дезертиров из рядов повстанцев. Их приняли суданские штаты Кассала и Гедареф.

Тыграй – провинция на севере Эфиопии, в которой с 4 ноября проходит широкомасштабная войсковая операция правительственных сил против местных повстанцев. Она началась после того, как повстанцы атаковали две военных базы федеральных сил.

К 11 ноября число беженцев из Эфиопии достигло 11 тысяч человек. К 17 ноября их было уже 27 тысяч, день спустя – 36 тысяч, к 25 ноября – свыше 40 тысяч.

Во главе региона находится Фронт освобождения народов Тыграя. Он обвиняет федеральное правительство во главе с Ахмедом Абием в том, что то попыталось ограничить полномочия местных властей.

К 16 ноября власти Судана приняли решение вновь открыть лагерь беженцев в Ум Ракуба в штате Гадареф в 80 км от границы с Эфиопией. На тот момент предполагалось, что он примет 25 тысяч человек. Этот лагерь был закрыт 20 лет назад. Начиная с 1985г. он принмал граждан Эфиопии, спасавшихся от голода. 18  ноября было объявлено о строительстве еще одного лагеря беженцев в Ум Тинетба в штате Гадареф в 150 км от границы.

12 ноября в Москве было объявлено о намерении России создать в районе Порт-Судана пункт материально-технического обеспечения (ПМТО) ВМФ. Судя по всему, переговоры об этом начинались еще при прежнем  режиме. И сейчас, когда началась «оттепель» в отношениях между Хартумом и Вашингтоном, очень сложно предсказать, что выйдет из этой затеи.

Согласно проекту соглашения, на территории ПМТО смогут находиться до 300 россиян – военных и гражданских. Он сможет принимать до 4-х кораблей и подводных лодок, в том числе с атомными энергетическими установками. Россия получит право перевозить через аэропорты и порты Судана «оружие, боеприпасы и оборудование», необходимые для функционирования ПМТО. Документ будет действовать в течение 25 лет с момента подписания с возможной пролонгацией на 10 лет. Судя по всему, соответствующее политическое решение могло быть принято в ходе состоявшегося в конце 2017 года визита в Москву бывшего президента Судана Омара аль-Башира.

13 ноября в Хартуме была объявлена всеобщая амнистия всем участникам гражданской войны, начавшейся  в 2003 году. Соответствующий указ с немедленным действием подписал глава Суверенного совета генерал Абдель Фаттах аль-Бурхан. Под нее не попали лишь лица, преследуемые Международным уголовным судом, а также обвиненные в геноциде и преступлениях против человечности. Это касается, в частности, бывшего президента О.аль-Башира. Всеобщая амнистия последовала после подписания 3 октября мирного соглашения между Хартумом и рядом повстанческих группировок, которое формально прекратило17-летнюю войну. Две группировки не стали подписывать это соглашение.

По оценочным данным, численность повстанческих группировок в Дарфуре, штатах Южный Кордофан и  Голубой Нил составляет примерно 50 тысяч человек, в том числе 15 тысяч – в составе двух группировок, не подписавших мирное соглашение.

13 ноября главы Комиссии Африканского союза и ООН рекомендовали прекратить начиная с 31декабря функционирование совместной миссии в Дарфуре (Minuad) с учетом «позитивных последствий политических изменений в Судане». Совместный доклад на этот счет был представлен в Совбезе ООН. Предполагается, что на смену «голубым  каскам» из Minuad придет политическая миссия ООН в Судане Minuats, которая будет базироваться в Хартуме. Вывод «голубых касок» из Дарфура планируется осуществить за 6 месяцев с учетом проблем сезона дождей и коронавируса.

Minuad была развернута в Дарфуре в 2007 г. Максимальная численность миссии достигала 16 тысяч человек. В настоящее время в ее составе около 8 тысяч человек.

22 ноября в Хартуме было объявлено, что формирование Законодательного совета (парламента), предусмотренного соглашением о переходном периоде, подписанным в августе 2019 г. между представителями военных и протестного движения, переносится на конец 2020 года. Об этом сообщила входившая в протестное движение группа «Силы за свободу и изменения» (ССИ). Первоначально предполагалось сформировать Законодательный совет в течение трех месяцев после подписания соглашения. Однако подписание 3 октября мирного соглашения между Хартумом и повстанцами, а также разногласия внутри некогда протестного движения не позволили сделать этого в указанные сроки.

Согласно соглашению о переходном периоде, 67% мест в Законодательном совете должны получить представители ССИ. Последнее утверждает, что добивается «национального консенсуса» по части состава переходного парламента, в том числе с повстанческими группировками.

23 ноября в Иерусалиме было объявлено, что впервые после объявления о  соглашении о нормализации отношений между Израилем и Суданом в Хартум отправилась израильская делегация.

26 ноября  суданская партия «Аль-Умма» сообщила о кончине в ОАЭ от коронавируса лидера партии, первого  демократически избранного премьер-министра Судана 84-летнего Садека аль-Махди. Он был смещен с этого поста в 1989 г. в результате военного переворота, во главе которого стоял Омар аль-Башир. С.аль-Махди дважды был премьер-министром Судана. Первый раз – с 1966 по 196 7гг., второй раз он был избран на этот пост парламентом в 1986 г.

2 ноября ООН осудила убийство в Южном Судане сотрудника базирующейся в Великобритании  гуманитарной организации Plan International. 29 октября группа сотрудников этой организации попала  в засаду в южносуданском штате Джонглей. Под огнем нападавших один человек погиб, один получил тяжелые ранения. Гуманитарии занимались доставкой продовольствия для нуждающихся  женщин и детей. На следующий день в штате Джонглей был убит еще один сотрудник гуманитарной организации, гражданин Южного Судана. После этих убийств работа гуманитарных организаций в штате Джонглей была приостановлена.

17 ноября один из сотрудников ООН в Южном Судане Дэвид Шерер сообщил, что за 6 предыдущих месяцев в ходе межобщинных столкновений в этой стране в одном только штате Уаррап погибли свыше 1 тысячи человек, порядка 400 были похищены. В штате Джонглей число погибших составило несколько сотен человек. Наблюдатели опасаются, что межобщинные столкновения, возникающие, как правило, на фоне конфликтов, связанных с кражей скота и использованием спорных территорий, могут похоронить мирное соглашение, подписанное между Джубой и повстанцами в сентябре 2018 г. Его основное положение о создании единой армии до сих пор не реализовано.

В целом, говоря про Судан, ситуация с формированием Законодательного совета рискует привести к конфронтации между ССИ и повстанческими группировками из-за мест в будущем переходном парламенте. Формально Законодательный совет вряд ли нужен военным из Суверенного совета, пока фактически осуществляющим исполнительную власть.

Еще одна ремарка — в отношении предполагаемого ПМТО ВМФ России в Порт-Судане. Нетрудно заметить, что находящиеся там корабли могут в кризисной ситуации оказаться в ловушке исходя из элементарной географии. Понятно, что когда Судан при прежнем руководстве соглашался на этот шаг, его власти прежде всего думали о валюте. Интересно, а что будет, если Вашингтон предложит новым суданским  властям больше?

52.27MB | MySQL:103 | 0,500sec