Об угрозе нового экономического кризиса в Алжире

Анализ текущей экономической ситуации в Алжире в контексте двух внешних факторов  — глобальной пандемии коронавируса и снижения цен на углеводородные ресурсы на мировых рынках – не может не вызывать серьезного беспокойства. Ситуация усугубляется еще и тем, что анонсированные президентом Абдельмаджидом Теббуном структурные рыночные экономические реформы откровенно буксуют.

Угроза экономического кризиса подрывает политические позиции избранного в декабре 2019 г. А.Теббуна, и может перерасти в новую волную социальных протестов и революционных настроений в стране. Дело в том, что главные требования протестного движения в Алжире в 2019 г. заключались именно в решении социально-экономических проблем алжирского общества и устранении коррупции. Пока же за год с небольшим управления страной на экономическом фронте А.Теббуну не удалось добиться значительного прогресса.

В самом конце 2020 года А.Теббун инициировал новые шаги по политическому реформированию страны. Об этом он объявил по возвращении в страну после длительного двухмесячного лечения от коронавируса в Германии. Инициативу политических реформ удалось запустить благодаря новым поправкам в конституцию, которые были одобрены на всенародном референдуме чуть ранее, в ноябре. За поправки в основной закон проголосовало 67% алжирцев. Их основная суть – обеспечить избираемость власти и четкое разделение властей, что по сути стало ответом на требования оппозиционного движения во главе с «Хирак». В частности, поправки ограничивают возможность продления президентского мандата одним сроком и сокращают полномочия главы государства для обеспечения четкого разделения властей.

На основе результатов референдума в конце декабря А.Теббун анонсировал начало работы над изменением избирательного кодекса, которые позволяют начать подготовку к досрочным парламентским и муниципальным выборам в стране (по оригинальному графику они должны были состояться в 2022 г).

Несмотря на энергичные усилия нового алжирского президента и его команды добиться внутриполитического реформирования, Алжир в 2021 году продолжит оставаться одним из самых нестабильных государств в Северной Африке, возможно вторым после Ливии. Главным триггером вероятной дестабилизации является экономический фактор. При этом, нужно понимать что угроза дестабилизации в Алжире может иметь серьезный резонанс не только в регионе, но и на глобальном уровне. Алжир является крупнейшей по территории страной в Африке с населением 42 млн человек, и – что более важно – ведущим игроком на мировом рынке углеводородов, в частности обеспечивая 10% газовых потребностей Европейского союза и входя в десятку ведущих экспортеров нефти (в частности, экспортная квота Алжира среди стран ОПЕК на седьмой строке).

Рассмотрим вероятные сценарии развития ситуации в Алжире по вектору экономического кризиса. Как и в большинстве стран мира, алжирский ВВП в прошлом году показал отрицательный рост и сократился на 5.5%. При этом Международный валютный фонд осторожно прогнозирует умеренный рост ВВП страны в 2021 году до 3%. Однако финансовая ситуация в стране вызывает тревогу. Эксперты Всемирного банка отмечают беспрецедентное сокращение валютных резервов страны с 220 млрд долларов в 2014 году до 44 млрд долларов на старте 2021 года. Бюджетный дефицит страны может достигнуть в нынешнем году рекордных 14% от ВВП, поскольку ожидается очередное сокращение доходов от продажи углеводородов. Примечательно, что в алжирском правительстве отсутствует не только комплексная и долгосрочная стратегия по экономическому реформированию, но и отдельный министерский портфель по экономике.

Отсутствие четкой экономической стратегии наглядно проявилось в ходе пандемии и сокращения нефтяных цен в течение всего 2020 года. Алжирское правительство реагировало исключительно ограничительными мерами, не имея четких алгоритмов превентивного реагирования и планов поступательного социально-экономического восстановления. В частности, предпринимались меры по экономии текущих и капитальных бюджетных расходов (на уровне 2.2% от ВВП), а также вводились отсрочки по налоговым выплатам и контрактным обязательствам для бизнеса. В области макроэкономической и фискальной политики правительство ограничилось мерами по последовательному снижению в бюджете уровня валютных резервов в течение года с 10 до 3%, а также продлены отсрочки по выплатам некоторых видов кредитов. Для сдерживания цен на товары правительство также внесло ограничения на экспорт в другие страны ряда важнейших товаров, в основном продовольствия, медикаментов и гигиенических средств.

Однако правительство пока так и не озвучило долгосрочные планы по диверсификации структуры национальной экономики, а главное — по  уменьшению зависимости от углеводородов, которые составляют 95% алжирского экспорта. В новом бюджете на 2021 год алжирское правительство рассчитывает обеспечить не менее 60% дохода за счет экспорта энергоресурсов, а на это потребуется нарастить экспорт нефти и газа не менее чем на 9.9% по сравнению с прошлогодними объемами.

В отсутствие долгосрочных реформенных планов правительство А.Теббуна вынуждено идти на усиление протекционистской политики, чтобы поддерживать социальные выплаты. В новом бюджете на 2021 год предусмотрено увеличение расходов на субсидии на 4.3%. Cубсидии преимущественно ориентированы на решение жилищных проблем и оплату ЖКХ, а также на медицинскую помощь и базовые продукты (зерновые, молоко, сахар). Одновременно, правительство вынуждено оптимизировать расходную часть бюджета, которая в новом году сократится на 20%, в том числе за счет сокращения импорта товаров и услуг.

Думается, предложенные элементы экономического курса на 2021 год не принесут ожидаемых дивидендов. Попытки правительства адресовать острые социальные вопросы за счет субсидирования могут быть позитивными для быстрого снятия социальной напряженности, однако не будут иметь эффекта в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Без проведения глубинных реформ и диверсификации экономики и при сохранении нынешней конъюнктуры на глобальном энергетическом рынке Алжиру придется прибегать к новым кредитам на внешних рынках.

52.24MB | MySQL:103 | 0,624sec