Американские эксперты о росте угрозы исламистских боевиков для СПГ-проектов в Мозамбике

Как полагают американские эксперты, исламистские боевики в Мозамбике будут продолжать укрепляться вблизи строящегося на севере страны предприятия по производству сжиженного природного газа (СПГ) до тех пор, пока правительство не сочтет экономическую и политическую угрозу достаточно серьезной, чтобы оправдать иностранную поддержку. 1 января французская компания Total эвакуировала часть своего персонала из своего проекта СПГ стоимостью 20 млрд долларов, строящегося на полуострове Афунги в самой северной провинции Мозамбика Кабо-Дельгаду, фактически заморозив работы на этом объекте. Это решение было принято после того, как филиал «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России) в Мозамбике «Ахлу Сунна  ва-Джамаа» (ASWJ) — который также является частью Центральноафриканской провинции «Исламского государства» — атаковал деревню менее чем в одном километре от взлетно-посадочной полосы объекта. Добавим к этому, что, столкнувшись с общей неэффективностью Вооруженных сил обороны Мозамбика, Total хочет получить новые гарантии от Мапуту, иначе проект строительства завода СПГ в Афунги может быть отложен. Как, впрочем, и реализация строительства газопровода Кабу-Дельгадо-ЮАР. В этой связи окончательное решение о судьбе проекта в рамках его временного замораживания будет выработано руководством Total после срочных консультаций с руководством Мозамбика, для чего 11 января в Мапуту выехала высокопоставленная делегация службы безопасности французской компании. ASWJ значительно укрепилась в течение 2020 года, в результате чего полуостров Афунги оказался ближе к зоне его  операций. ASWJ, которая стала «франшизой» ИГ в 2020 году, и была вовлечена в более чем 400 инцидентов в 2020 году. Это более чем вдвое больше, чем в 2019 году. В октябре 2020 г. ASWJ заявила о своем первом нападении в Танзании через реку Рувума, которая протекает рядом с границей страны с Мозамбиком. Вооруженных сил обороны Мозамбика, развернутые против ASWJ, до сих пор демонстрируют недостаточный боевой и материальный потенциал для сдерживания роста этой группировки. Мозамбикское правительство, находящееся в тяжелом финансовом положении, изо всех сил пытается расширить возможности Вооруженных сил обороны Мозамбика (FADM) по борьбе с этой угрозой, при этом старясь не ослаблять способность армии также сдерживать повстанческие группировки, действующие в Центральном Мозамбике. FADM также не удалось выбить в полной мере отряды ASWJ и установить полный контроль над северным портовым городом Мокимбоа-да-Прайя, который группа захватила в августе. Контроль ASWJ над стратегическим городом с тех пор предоставил ему более свободный доступ к поставкам, а также к дорогам на полуостров Афунги. Но, несмотря на эту растущую угрозу, президент Фелипе Нюси продолжал настаивать лишь на ограниченной военной помощи из-за опасений нарушения суверенитета страны. В частности, южноафриканские военные были готовы вмешаться еще три месяца назад, но вынуждены были отказаться от этого плана в силу возражений из Мапуту. На фоне этого основными силами, противостоящие повстанцам, были частные подрядчики в лице южноафриканских ЧВК Dyck Advisory Group и Paramount. «Paramount обеспечивает сухопутную и воздушную поддержку армии, а Dyck консультирует местную полицию.
На этом фоне мозамбикское правительство столкнулось с растущим внешним давлением, вынуждающим его согласиться на внешнюю поддержку, включая потенциальное военное вмешательство под руководством Сообщества по вопросам развития стран Южной Африки (SADK). Последние сомнения в этом стали исчезать в Мапуту после отказа КСА предоставить срочную финансовую помощь стране в рамках поднятия боевого потенциала национальной армии. Президент Мозамбика П.Ньюси уже подписал соглашения с отдельными странами, связанные с повышением уровня подготовки и финансирования FADM, и даже рассматривает возможность ограниченного иностранного развертывания. Однако он по-прежнему отвергает предложение SADK о существенной многосторонней поддержке, опасаясь, что это может дать возможность странам, осуществляющим интервенцию, выдвигать политические требования, которые Мозамбик не желает принимать. Например, такие, как создание более справедливого соглашения о разделе власти с оппозиционными силами. Правящая партия Фронта освобождения Мозамбика (обычно именуемая ФРЕЛИМО) также обеспокоена тем, что антитеррористическая интервенция может поставить под угрозу ее монополию на власть, обострив проблемы безопасности и баланс этнических сил в Северном Мозамбике. Напомним, что SADK и соседние страны активно вмешивались во время Гражданской войны в Мозамбике в 1970-х годах, когда ФРЕЛИМО впервые пришел к власти. Во время интервенции Родезия и Южная Африка поддержали Мозамбикское национальное движение сопротивления (РЕНАМО), с которым правительство Мозамбика под руководством ФРЕЛИМО продолжает бороться как с повстанческой группировкой в Центральном Мозамбике. SADK сейчас рассматривает вопрос о развертывании своей резервной бригады для оказания помощи в сдерживании растущей воинственной исламистской угрозы в Мозамбике, которой продолжает противостоять Мапуту. В январе SADK проведет еще один внеочередной саммит, посвященный конфликту в Кабо-Дельгадо. Не имеющие выхода к морю Малави и Зимбабве — которые оба в значительной степени полагаются на Мозамбик в плане доступа к морю — также заявили, что они готовы непосредственно внести свой вклад в конфликт.
Как полагают американские эксперты, Мозамбик вряд ли примет многостороннюю помощь до тех пор, пока ASWJ не начнет серьезно угрожать месту ФРЕЛИМО во власти и/или операциям Total на полуострове Афунги. Давно забытый федеральным правительством, регион Кабо-Дельгадо имеет ограниченные рычаги влияния в мозамбикской политической системе. Насильственные операции ASWJ в северной провинции, хотя и смертельно опасны и бросают тень на имидж Мозамбика, сами по себе не представляют стратегической угрозы для правительства страны. Однако проекты СПГ на полуострове Афунги — это финансовое будущее мозамбикской экономики, и с этим приходится считаться в Мапуту. Ожидается, что три проекта СПГ, реализуемые в настоящее время в Мозамбике, принесут правительству доход в размере 100 млрд  долларов и добавят 300 млрд долларов в экономику страны в течение срока действия этих проектов (в перспективе ВВП Мозамбика в 2019 году составит 14,9 млрд долларов). Экспортные мощности двух крупнейших СПГ-проектов строятся именно на полуострове Афунги. В ближайшие месяцы будет увеличено техническое присутствие разработчиков этого проекта на суше, как на самом полуострове, так и с точки зрения логистики перемещения оборудования на строительную площадку и обратно, что увеличит потенциальный целевой набор для ASWJ. ExxonMobil также рассматривает возможность строительства наземного терминала на полуострове Афунги на том же месте, что и Total, но еще не приняла окончательного инвестиционного решения по этому проекту.
В настоящее время ASWJ, по-видимому, не представляет серьезной угрозы для территории вокруг полуострова Афунги. Но оставленная без контроля, группа, безусловно, имеет потенциал для укрепления  своих позиций в регионе и может стать более устойчивой угрозой. В последние месяцы ASWJ стала более смертоносной с точки зрения масштабов своих нападений (в основном вооруженных нападений на силы безопасности или гражданское население), хотя группировка еще не продемонстрировала способность поражать относительно серьезные цели, включая проект Total по сжижению природного газа, и не часто использовала ранее самодельные взрывные устройства (СВУ). Однако эта группировка уже начала нападения на острова у берегов материкового Мозамбика. Таким образом, возможна дальнейшая эволюция в сторону нацеливания на оффшорные суда, работающие на морских компонентах проекта СПГ. Действительно, недавнее решение Total показывает, что компания достаточно серьезно обеспокоена ростом атак вокруг объекта, чтобы отложить проект и эвакуировать персонал по мере необходимости. Total и другие нефтяные компании, разрабатывающие СПГ-завод в Кабо-Дельгаду, использовали ранее частных военных подрядчиков, которые, как правило, лучше обучены и лучше оснащены, чем FADM, чтобы помочь защитить свои активы. Это, наряду с логистическими ограничениями, сделало объект компании более трудной и дорогостоящей целью для боевиков ASWJ по сравнению с отдаленными деревнями в регионе.
Мапуту, вероятно, в конечном итоге вынужден будет принять больше военной помощи от других стран, но этот процесс будет медленным, что сделает ASWJ потенциально большей угрозой безопасности для проектов СПГ в 2021 году. Любая материальная поддержка, будь то иностранная интервенция или обеспечение FADM дополнительной подготовкой и финансированием, потребует месяцев, если не лет, для организации и практической реализации. Мозамбикское правительство, скорее всего, попытается тем временем ограничить экспансию ASWJ, сосредоточившись на устранении любых угроз, создаваемых именно для проектов СПГ в стране. Но без внешней помощи Мапуту не сможет существенно ограничить деятельность группы за пределами непосредственного района осуществления этих проектов. Для Total и ее партнеров это означает, что в краткосрочной перспективе они столкнутся с растущей угрозой, которая вынудит их временно отложить строительство или разработку отдельных проектов, а также направить больше ресурсов на сдерживание угрозы со стороны ASWJ. При этом риски безопасности не заставят Total и ExxonMobil окончательно отказаться от своих прибыльных проектов в Мозамбике, но растущее повстанческое исламистское движение будет все больше и больше препятствовать их проектам.

52.22MB | MySQL:103 | 0,609sec