О совместных усилиях Египта, Иордании, ФРГ и Франции по перезапуску палестино-израильский мирного процесса

В начале текущей недели по инициативе египетской стороны в Каире состоялась встреча с участием представителей Берлина, Парижа и Аммана, направленная на проработку возможностей вдохнуть новую жизнь в урегулирование конфликта между Израилем и палестинцами. Механизм такого рода консультаций, объединяющий двух ближайших соседей участников противостояния и двух влиятельных европейских игроков, был задуман почти год назад в ходе традиционной Мюнхенской конференции по безопасности, в сентябре 2020 г. состоялся раунд консультаций в иорданской столице, однако, обратиться к данному формату сотрудничества всерьез указанные страны решили лишь сейчас. Триггером данного процесса, судя по всему, послужила смена американской администрации, которая по-разному отразится на интересах израильтян и палестинцев.

Впрочем, официальной причиной организации встречи стали, как определил их Каир, два фактора, а именно очередная стагнация мирных усилий в зоне конфликта в сочетании с трансформациями на глобальном и региональном  уровне.  Под последними обозреватели понимают «Авраамовы соглашения» и упомянутые выше итоги американских выборов. При этом стоит отметить, что принявшие участие в переговорах европейские и ближневосточные игроки, как кажется, знают, что делать с тупиком в мирном процессе, который сопровождает урегулирование на протяжении всей истории этого конфликта. Также приход администрации Дж.Байдена видится им как шанс наладить диалог с палестинцами после периода их изоляции при Д.Трампе.

Нормализация отношений Израиля и умеренных региональных режимов, пожалуй, стала главным фактором неопределенности. Как и Россия, ФРГ, Франция, Египет и Иордания не могут не одобрять эту тенденцию, потенциально повышающую стабильность Ближнего Востока и улучшающую деловую среду в нем, из чего и сами могут извлекать практическую выгоду. Однако именно «Авраамовы соглашения» по сути привели к эрозии солидарности с палестинцами, убедив Израиль в том, что он может быть успешно интегрирован в регион, независимо от данного противостояния, соответственно, не должен и соглашаться на невыгодные условия в переговорах. А именно их Иерусалиму готовятся предложить после 4-летнего периода максимального учета его интересов. Наконец, эти договоренности являются элементом наследия Д.Трампа и несмотря на глобальное неприятие к нему, отказаться от них посредники не в силах. В этой связи они столкнулись с необходимостью вписаться в несвойственное для них восприятие конфликта, где более традиционным является первостепенное значение мира с палестинцами с последующим переходом на региональный уровень. И здесь, пожалуй, преуспела больше остальных германская дипломатия, истолковавшая процесс нормализации в обход палестинской проблемы, как своего рода «урок мира», где на основании договоренностей с региональными умеренными можно урегулировать застарелый конфликт.

В итоговом заявлении представители ФРГ, Франции, Египта и Иордании наряду с декларированием классического принципа «двух государств для двух народов» подчеркнули важность инициирования практических шагов, которые способны привести к запуску «заслуживающих доверия переговоров». Отдельно уже на пресс-конференции глава внешнеполитического ведомства Франции Ж.-И. Ле Дриан акцентировал внимание на стремление «установить тесные контакты с Соединенными Штатами». Этот тезис очень показателен, поскольку свидетельствует о том, что собравшиеся на встрече в Каире не хотят перехватывать инициативу у Вашингтона, а надеются, что команда нового хозяина Белого дома запустит свою стратегию, к которой они присоединяться.

Глава МИД Германии Х.Маас в целом поддержал тезис о разрушительных последствиях политики Д.Трампа на палестинском треке. При этом он, пожалуй, оказался участником консультаций, который наиболее трезво, а возможно и скептически смотрит на весь процесс. Связано такое допущение с тем, что именно федеральный министр иностранных дел призвал «набраться терпения», напомнив, что в Израиле весной должны состояться очередные внеочередные выборы, до подведения итогов которых и создания новой коалиции страна вряд ли пойдет на формулирование какого-либо полноценного нового курса на данном треке. Также он упомянул, что «выборы на палестинских территориях, наконец, могут состояться в этом году», что в германских СМИ было расценено как «робкая надежда».

Еще один важный тезис, прозвучавший на четырехсторонней консультации, касался практических шагов по формированию атмосферы доверия и сотрудничества между сторонами конфликта, что в конечном итоге подтолкнет их сесть за стол переговоров. В списке тем, способных потенциально поддержать диалог между Израилем и палестинцами фигурировали не только недавно восстановленная координация в сфере безопасности, но и борьба с коронавирусом. Примечательно в этом контексте два обстоятельства. Во-первых, необходимость внешнего вмешательства для победы над коронавирусной инфекцией нового типа – это не израильский, а палестинский запрос, который они пытаются донести не только официальным способом, но и посредством угрозы эскалации насилия. Соответственно, включение темы пандемии в мирные усилия – еще одни реверанс, призванный заинтересовать палестинцев.

Во-вторых, вопрос о коронавирусе прозвучал именно в Египте, где собственная эпидемиологическая ситуация крайне сложная. Более того, всерьез рассматривался вопрос замены личного присутствия высокопоставленных гостей на виртуальную встречу. Таким образом, не исключено, что Каир, интегрируя данный пункт в повестку дня, задумывался и о собственных интересах, связанных с региональным сотрудничеством в борьбе с коронавирусом. Более того, в широком смысле встреча по ближневосточному мирному процессу была использована египетскими властями для диалога по актуальным вопросам двустороннего взаимодействия с главами МИД ФРГ и Франции. Так А.Ф.ас-Сиси и Ж.-И. Ле Дриан обговорили трансферт в Египет французских технологий. На встрече с участием Х.Мааса стороны обсудили передачу Каиру германских подводных лодок, вызвавшую в ФРГ немало споров по вопросу экспорта вооружений и боевой техники, которые разгорелись с новой силой после публикации последних по времени данных о поставках германских вооружений на Ближний Восток.

В целом наблюдается процесс складывания и постепенного наращивания влияния новой четверки посредников в палестино-израильском урегулировании в лице ФРГ, Франции, Египта и Иордании, получившей название «четырехлистника». Указанные игроки понимают важность на текущем этапе закрепить за собой определенную нишу в решении этой региональной проблемы, хотя и не стремятся брать на себя основную долю ответственности за мирный процесс, полагая, что локомотивами здесь станут США и ООН. Участники состоявшейся на днях встречи, особенно ФРГ, склонны считать, что, как минимум в первом полугодии 2021 г. серьезных шагов на этом треке не предвидится, что объясняется преимущественно внутриполитической ситуацией, характерной для сторон противостояния. Вместе с тем они имеют шанс продвинуться в достижении собственных задач, связанных как с двусторонним треком отношений, так и с повышением статуса в ООН.

Из региональных игроков активнее себя проявляет Египет, стремящийся укрепить политический диалог с европейскими партнерами, а также повысить координацию с Израилем, что в том числе будет способствовать борьбе с коронавирусом внутри страны. В СМИ даже появлялась неподтвержденная пока информация о подготовке визита Б.Нетаньяху в Египет. В сочетании с ролью, которую приобрел Каир в рамках Газового форума государств Восточного Средиземноморья, большая вовлеченность в мирный процесс способна в действительно создать условия для улучшения положения страны на международной арене.

62.84MB | MySQL:102 | 0,668sec