Что ждут в Германии от палестинских выборов ?

В середине января глава Палестинской национальной администрации М.Аббас сообщил о назначении на 22 мая текущего года выборов в Палестинский законодательный совет, а 31 июля — нового ПНА. Это голосование станет первым после 15-летнего перерыва, большая часть которого характеризовалась фактическим отсутствием легитимности у руководства в Газе и Рамалле. При этом попытки М.Аббаса оправдывать сохранение за ним ключевого поста несмотря на продолжительный отказ от идеи всеобщих выборов во многом строились на стремлении представить себя не только как наиболее подходящего кандидата для участия в мирном процессе с Израилем, но и как политика, наладившего связи с внешним миром. В последнем случае речь идет прежде всего о Европе, для которой поддержка палестинцев, особенно финансовая, составляет главное основание для сохранения вовлеченности в урегулирование в условиях отсутствия активности ближневосточного «квартета». Учитывая претензии Германии повысить статус в региональных делах, тем самым добиваясь и укрепления роли в ЕС за счет формулирования политики на ближневосточном треке, всеобщее голосование на палестинских территориях представляет для страны большой интерес.

Прежде всего, палестинские выборы, наряду с израильскими, являются фактором неопределенности, на текущем этапе составляющим препятствие для формулирования четкой стратегии на данном направлении. При этом однако, если вероятность события в Израиле в целом не вызывает сомнений большинства экспертов, то с палестинской стороны неясность в некоторой степени двойная. Так, эксперт по региону Б.Сегенрайх, несколько лет сотрудничавший с известными австрийскими и германскими изданиями в Израиле, а также с местной газетой Maariv, отметил: «Что касается выборов в Палестине, я бы рекомендовал использовать английскую фразу: не задерживайте дыхание!»[i]. В качестве основных факторов, способных помешать волеизъявлению палестинцев, обозреватели германских СМИ называют ставшие уже традиционными причины, среди которых блокировка израильским правительством голосования в Восточном Иерусалиме. Впрочем, пока глава палестинской ЦИК Х.Насир настроен решительно, подчеркивая, в том числе со страниц газет ФРГ, что  прорабатываются различные сценарии, дабы дать возможность жителям Восточного Иерусалима принять участие  голосовании. Вторым вероятным предлогом для переноса даты способна стать коронавирусная инфекция нового типа. На всех палестинских территориях кривая заболеваемости и смертности от COVID-19 продолжает расти, жертвой пандемии ранее стал даже главный палестинский переговорщик С.Эрикат. Соответственно, такой повод формально может быть уместным, хотя рискует спровоцировать волну недовольства населения, по меньшей мере 2/3 которого настаивают на голосовании.

Исходя из сказанного, для Германии в целях поддержки политических преобразований на палестинских территориях и стимулирования мирного процесса, к чему способны привести выборы, было бы выгодно поддержать там кампанию по вакцинации населения. Однако Европа, как кажется, сделала ставку на то, чтобы решать данную проблему чужими руками, поскольку вакцинация, как следует из названия, требует вакцины, а трудности с ней наблюдаются пока и в ЕС. При таком раскладе есть два игрока, на которых решение проблемы должно, по логике европейских политиков, быть возложено. Первый, разумеется, — Израиль. Здесь ВОЗ сделала заявление, призывающее Иерусалим поделиться вакциной, мотивируя власти тем, что без прививочной кампании среди палестинского населения нельзя окончательно победить коронавирус и на израильской территории в силу невозможности полностью заблокировать все передвижения. Впрочем, в Израиле такую идею не поддержали, делая ставку на то, чтобы прежде всего организовать вакцинацию собственных граждан. Второй кандидат на помощь палестинцам — США, на средствах которых держится львиная доля бюджета Ближневосточного агентства ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ (БАПОР). Примечательно, БАПОР сверстало свой бюджет на 2021 г., включая программу прививок в точках своей деятельности, с учетом американских фондов, и если в ближайшее время средства не начнут поступать, то к марту Агентство прогнозирует глубокий кризис, а к концу года — полный финансовый крах.

Если названные факторы не помешают голосованию, то ФРГ может столкнуться еще с рядом трудностей, главная из которых состоит в том, кто победит. Судя из недавних публикаций германских СМИ, ссылающихся на опросы общественного мнения на палестинских территориях, порядка 2/3 палестинцев считают М.Аббаса коррупционером, а потому  маловероятно, что станут поддерживать его на предстоящем голосовании. С другой стороны, население сектора Газа также недовольно итогом правления ХАМАСа с его социально-экономическим кризисом, усугубляющимся COVID -19. Политическая борьба и радикализация населения, особенно возросшая за последнее время на Западном берегу, в сочетании с неопределенностью относительно исхода этой предвыборной гонки, существенно осложняет для Берлина формирование четкой концепции.

Дополнительную опасность для ФРГ в контексте палестинских выборов представляет и собственная внутриполитическая ситуация. Подводя итоги 2020 г., Федеральное ведомство по защите конституции рапортовало об успешном противодействии ХАМАСу и «Братьям-мусульманам», которых рассматривает как угрозу с точки зрения радикализации местного мусульманского населения и использования германских средств в спонсировании терроризма на Ближнем Востоке. В 2021 г. Ведомство планирует завершить внутреннюю реформу, которая в том числе будет способствовать повышению эффективности в борьбе со всеми угрозами, включая ХАМАС. Отсюда возникает вопрос, как Германия сможет найти баланс между поддержанием контактов с палестинцами под руководством ХАМАСа для участия в мирном процессе, одновременно борясь с ним на своей территории. Более того, на этой почве не исключены трения между европейскими странами. Так, по некоторым данным, успешные рейды против ХАМАСа и «Братьев-мусульман» в ФРГ побудили их всерьез рассматривать передислокацию ячеек в Австрию. Дополнительные сложности таит в себе то, что Вена в ряде касающихся Израиля вопросов близка к Вышеградской четверке и Группе Крайова.

Наконец, палестинские выборы способны внести разлад в новый механизм посреднических усилий в зоне палестино-израильского конфликта  — «четырехлистник» ФРГ, Франции, Египта и Иордании. Так, Weser-Kurier[ii] отмечает, что ХАМАС хотел бы видеть в качестве внешних игроков, содействующих проведению выборов, Египет, а также, к примеру, Россию, в то время как М.Аббас делает ставку на европейских наблюдателей, в том числе из Германии. При этом Каир, как полагает издание, не возражает против такого сценария, рассчитывая, что таким образом сможет укрепить позиции за счет статуса модератора между ХАМАСом и ФАТХом, а вот Европа рискует остаться в проигрыше.

В целом, несмотря на то, что глава МИД ФРГ Х.Маас в соответствующем заявлении «поприветствовал» указ М.Аббаса о назначении дат выборов, исход их слишком неопределенный, чтобы позитивно отразиться на интересах германской стороны в краткосрочной перспективе. Что особенно важно, речь идет не только о внешней политике, где ФРГ, как кажется, не хотела бы брать на себя ведущую роль в целом, ограничиваясь лидерством среди европейских игроков и диалогом с ближневосточными посредниками, но и о внутренней ситуации в стране, затрагивающей работу по борьбе с радикализацией местного мусульманского населения. Особое значение внутриполитическое измерение проблемы приобретает в связи с тем, что сама федеральная республика готовится к выборам.

[i]             Segenreich B. Palästinensische Wahlen – war da nicht schon mal was? URL: https://www.mena-watch.com/81708-2/

[ii]          Svensson B. Kommentar über die Palästinenser. Die bittere Einsicht in die Notwendigkeit. URL: https://www.weser-kurier.de/deutschland-welt/deutschland-welt-politik_artikel,-die-bittere-einsicht-in-die-notwendigkeit-_arid,1956668.html

52.33MB | MySQL:106 | 0,681sec