Израиль и дискуссии по иранской ядерной программе

В Израиле  не стихают общественные дискуссии по поводу отношения к иранской ядерной программе. Среди прочего, высказываются мнения о том, как следует минимизировать угрозы от потенциально возможного применения Ираном атомного оружия против еврейского государства. На этом фоне министр развития территорий Цахи  Ханегби заявил в эти дни, что у Израиля нет другого выбора, кроме как «атаковать Иран в одиночку» в будущем. Этот член кабинета, состоящий в близком окружении премьер-министра  Б.Нетаньяху, сказал в интервью местным СМИ, что такое мнение укрепляется в связи с тем, что, что Израиль все более убеждается, что США не готовы к тому, чтобы принять участие в такой акции. Высказывание Ц.Ханегби преподносится СМИ как реакция на информацию о том, Иран реализует установку нового каскада современных иранских центрифуг на производственных мощностях национальной ядерной инфраструктуры в Натанзе и Фордо. Заявление об этом было сделано официально и касалось монтажа центрифуг нового поколения на двух ядерных объектах. «Израиль должен решить, может ли он существовать рядом с ядерным Ираном. У страны не будет иного выхода, кроме как действовать в одиночку, чтобы устранить эту опасность», — отметил Ц.Ханегби. По его мнению, израильские лидеры не готовы смириться с существованием ядерного  Ирана. Несколько недель назад, еще до прихода к власти нового американского президента Джо Байдена, Ц.Ханегби разместил публикацию в социальной сети Twitterи, где напомнил, что его страна имеет опыт реагирования на подобные угрозы, приведя в качестве примера бомбардировку ядерного реактора в Ираке в 1981 г. Более свежий пример связан, написал Ц.Ханегби,  с разрушением сирийского реактора,  строившегося в Дейр-эз-Зоре в 2007 г.

В этой связи представляется вполне естественным, что начальник Генерального штаба Армии обороны Израиля (АОИ, на иврите ЦАХАЛ) А.Кохави  выпустил директиву готовить план возможной бомбардировки ядерной инфраструктуры Иран в нынешнем году. В этом шаге можно видеть разочарование израильских политиков  позицией правительства США в вопросе поддержки Израиля в военном решении иранской ядерной проблемы.  С другой стороны, в этом можно было видеть своеобразное послание новому американскому президенту.  Однако слова Ц.Ханегби  также подтверждают многочисленные утверждения о том, что ни одно из правительств США не было готово атаковать Иран,  присоединяясь к рекомендациям Израиля. Этот политик считает, что возможности иранцев отомстить Израилю представляются очень ограниченными, ибо технологический уровень их армий несопоставим. При этом, многие военные наблюдатели утверждали, что у Израиля без поддержки США недостаточно военной мощи для реализации удара по Ирану.

В то же время алармистские заявления Ц.Ханегби входят в явное противоречие с утверждениями другого видного израильского политика, министра энергетики Ю.Штайница, высказавшегося также по поводу  временных рамок израильской реакции и их возможностей. По утверждению этого политика, Ирану осталось шесть месяцев до накопления оружейного заряда на основе обогащенного урана, и еще один-два года, чтобы превратить его в ядерную боеголовку. Штайниц утверждает, что Дональд Трамп «серьезно повредил ядерной программе Ирана и  реально препятствовал ее реализации». Именно поэтому он открыто призывает новую администрацию США продолжать политику прежнего руководства страны на иранском направлении.  СМИ написали в этой связи, что 6 февраля израильский узкий  кабинет по безопасности  соберет заседание для обсуждения иранской атомной проблематики и потенциально возможных действиях США и других стран региона в отношении Ирана. В частности, будут обсуждаться возможные последствия  возвращения США в СВПД. Накануне встречи израильские СМИ пишут, что кабинет министров их страны рассмотрит и вероятность смягчения позиции арабских стран, таких как Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты,  в отношение Ирана как реакция на коррективы американский политики на этом тренде. Судя по реакции СМИ, этот факт выглядит для еврейского государства не совсем приятным.

Прогноз израильского министра энергетики более протяжен во времени, чем тот, который выдал в эти дни новый действующий госсекретарь США Энтони Блинкен, который тоже попытался выявить, сколько Иран имеет  обогащенного урана. В интервью BBC Э.Блинкен сказал, что у Ирана есть еще  месяцы до получения расщепляющегося материала, необходимого для создания атомной бомбы, но что это может быть сокращено до нескольких недель, поскольку Иран последовательно сокращает ограничения, наложенные на него ядерным соглашением – СВПД.  Вероятно, заявление главы Госдепартамента США спровоцировано информацией офиса ООН в Вене, согласно которой Иран уже установил новые каскады современных центрифуг на двух объектах по обогащению урана в Фордо и Натанзе. Этот же факт подтвердил в своем сообщении в социальной сети Twitter  Постоянный представитель ИРИ в международных организациях, базирующихся в Вене, Казем Гарибабади. По его словам, запущенные в эксплуатацию новые  каскада центрифуг представляют новой поколение этой техники, созданное отечественными производителями. Как сообщило близкое к КСИР информационное агентство «Тасним», в своем интервью агентству К.Гарибабади сказал: «Благодаря нашим талантливым ученым-ядерщикам два каскада из 348 центрифуг IR2m, которые почти в 4 раза превышают производительность прежних центрифуг, теперь успешно работают в Натанзе, а также в Фордо, где  началась установка 2-х каскадов современных аппаратов». По словам посла, «скоро центрифуг будет еще больше».  По мнению израильских СМИ, в частности – газеты «Исраэль ха-йом», такое заявление официального иранского представителя демонстрирует вопиющее нарушение базовых установок венских договоренностей и признание того факта, что СВПД не играет для ИРИ никакой роли.

Именно поэтому, реальность заставляет Израиль всерьез озаботиться контролем над выполнением СВПД и отношением США к данной проблеме. Остроту ей придает то, что по прошествии двух недель в Белом доме, прямой диалог между президентом США и премьер-министром Израиля еще не состоялся. Не было и консультаций перед назначением ключевых акторов иранской политики Вашингтона, например, Роберта Малли, получившего пост спецпредставителя по Ирану. Эти факты усиливают в Иерусалиме подозрения, что новая вашингтонская администрация, по всей вероятности, на деле близка к возвращению в СВПД. Подобной активизации политики на иранском направлении можно ожидать  и от Франции, чей глава МИД Жан-Ив Ле Дриан также сказал на днях,  что если  Иран не так уж далек от выхода на обладание атомным оружием, «то нужно попытаться реально возродить СВПД». Похоже, в Иране уже заняты конкретным механизмом подобного возрождения.  По крайней мере, свет на это проливает интервью, которое дал CNN глава иранского МИДа М.Дж.Зариф. Министр рассказал о предлагаемом Ираном практическом механизме совместного возвращения Ирана и США в ядерное  соглашение – СВПД. Европу глава МИД ИРИ видит посредником, призвав ее к основательным действиям на этом направлении. На таком фоне очевидность напряженного внимание Иерусалима к тому, что происходит на иранском ядерном треке, не подвергается сомнению.

52.21MB | MySQL:103 | 0,398sec