Израиль: результаты исследования INSS «Индекс национальной безопасности: общественное мнение 2020-2021»

INSS (Институт исследования национальной безопасности, ведущий израильский «мозговой центр») в рамках программы изучения общественного мнения последовательно отслеживает настроения израильтян по вопросам национальной безопасности.

«Индекс национальной безопасности» определялся в 2020 г., т.е. в условиях пандемии COVID-19 и внутриполитического кризиса, а также на фоне соглашений о нормализации отношений с суннитскими странами в регионе. В целом, результаты Индекса показывают, что, как и в предыдущие несколько лет, в 2020 г. большинство израильтян оценили ситуацию с национальной безопасностью Израиля на «довольно хорошо».

Последнее по времени исследование было проведено в декабре 2020 г. и включало заполнение интернет-анкеты и телефонное интервью среди групп населения, не имеющих доступа к интернету. Были опрошены 1200 респондентов из еврейского и арабского секторов, которые составляют репрезентативную выборку всего взрослого населения Израиля в возрасте от 18 лет и старше. Максимальная погрешность составляет ± 3,7% с доверительной вероятностью 95%. Полевые работы проводились Midgam Consulting and Research.

Одним из главных вопросов был уровень доверия к государственным институтам, особенно в свете проблем, связанных с кризисом из-за пандемии COVID-19. Согласно результатам, в отношении некоторых государственных учреждений (Высший суд спарведливости – 43% доверия) произошло падение общественного доверия, уровень которого был низким даже до начала кризиса, особенно это касается правительства Израиля. Хотя во время первой волны пандемии доверие населения к этим учреждениям возросло, эксперты INSS частично объясняли это чувством коллективной сплоченности в борьбе с общим вызовом. Со временем, по мере продолжения пандемии, доверие падало и на декабрь 2020 г. в отношении правительства Израиля составил всего лишь 25%.

К Полиции Израиля также зафиксирован относительно низкий уровень доверия (34%) на фоне заявлений о поведении полицейских в ходе исполнения директив, связанных с пандемией, и их отношения к участникам народных протестов и демонстраций. Общественное доверие к структурам безопасности, таким как ЦАХАЛ (84%), Моссад (84%) и ШАБАК (78%), упало по сравнению с предыдущими годами, но все еще остается относительно высоким.

Внешние вызовы и угрозы безопасности

На протяжении многих лет большая часть израильтян полагала, что их государство может успешно справиться с угрозами безопасности, с которыми оно сталкивается, включая террористические атаки, серьезный ущерб тылу в случае военного конфликта, эскалацию напряженности одновременно на северном, южном фронтах и ​​на Западном берегу р. Иордан, а также получение Ираном ядерного оружия. Последний индекс показал, что население по-прежнему достаточно уверено в способности Израиля справиться с этими угрозами, хотя по сравнению с предыдущими годами уже не в такой степени.

Относительно внешних вызовов эксперты INSS полагают, что затишье, которое царило в прошлом году, в отличие от предыдущего периода, объясняет, почему северная арена больше не воспринимается как самая серьезная опасность. То же самое и в отношении израильско-палестинского конфликта, включая деятельность ХАМАСа в секторе Газа. Кроме того, в 2020 г. и в предыдущие годы лишь небольшая часть населения оценивала эти угрозы как очень серьезные. Вот ядерный Иран воспринимается как наибольшая проблема, с которой Израиль сталкивается в настоящее время. В течение пяти лет, прошедших с момента заключения ядерной сделки (Совместного всеобъемлющего плана действий, СВПД) между Тегераном и великими державами, ядерный Иран не рассматривался в качестве серьезной угрозы. Статус главного вызова иранцы вернули себе именно в 2020 г.

Кроме того, значительная часть израильского общества (26%) поддержала военные действия против Ирана в координации с Соединенными Штатами, если станет ясно, что иранцы возобновляют свою активность в ядерной сфере. По этому вопросу 12% затруднились ответить, столько же считают необходимым действовать разными способами для смены иранского режима, 6% считает, что необходимо открыть дипломатические каналы с Тегераном, 6% — убедить США вернуться к существующему ядерному соглашению, 2% полагает, что вообще не нужно предпринимать каких-либо мер. Примерно 20% населения поддерживают оказание давления на Соединенные Штаты с целью достижения более продуманной ядерной сделки с Ираном.

Поддержка военных действий, иногда даже рискуя эскалацией вооруженного конфликта, была очевидна в отношении поставок Ираном высокоточных ракет ливанской шиитской  военизированной организации «Хизбалла». Предполагается, что поддержка израильтянами военных мер связана, хотя и частично, с чувством защищенности и уверенностью в способности противостоять вызовам безопасности, а также с высоким уровнем доверия к израильским силам обороны.

Внутренние социальные проблемы

До пандемии COVID-19 результаты Индекса показывали, что общественность обеспокоена внутренними угрозами не меньше, чем внешними. Однако в настоящее время представляется, что общество значительно больше беспокоят внутренние вызовы (39%), и лишь небольшая часть граждан обеспокоена именно внешними угрозами (11%), тогда как 8% граждан не волнует ни то ни другое. Кроме того, в отличие от сильного чувства уверенности граждан в способности Израиля успешно справляться с внешними вызовами, их уверенность в возможностях государства решать внутренние проблемы меньше и значительно падает по сравнению с последними несколькими годами. Например, общественность обеспокоена способностью властей бороться с коррупцией в государственной системе и поляризацией между различными слоями общества. Действительно, большинство населения (72%) считает, что после кризиса COVID-19 государственная повестка дня должна измениться в сторону приоритета экономических и социальных вопросов над оборонным бюджетом.

Кроме того, как и в 2019 г. (до пандемии), в 2020 г. большинство населения (75%) считало, что израильское общество переживает ослабление чувства солидарности. Поскольку за последнее десятилетие произошло распределение политического пространства страны между правыми и левыми, большинство населения (60%) считает, что основная причина ослабления чувства солидарности – напряжение между этими политическими лагерями. Другие источники напряженности – раскол между ультраортодоксальными евреями и светскими израильтянами (так считают 14%), между богатыми и бедными (11%), а также между еврейским и арабским секторами Израиля (8%), палестино-израильский конфликт (7%) – менее значительны и не рассматриваются большей частью общества в качестве основных причин, приведших к падению уровня сплоченности израильского общества.

Эксперты отмечаются, что большинство израильтян уверено в способности государства справиться с кризисом, вызванным COVID-19. Вероятно, на такой результат отчасти повлияло время опроса, который проводился в те дни, когда сообщалось, что в Израиль скоро должна прибыть вакцина против коронавирусной инфекции[i].

В заключении хотелось бы привести слова президента Израиля Реувена Ривлина, которые он произнес при вручении ему экспертами INSS ежегодного доклада «Стратегические исследования Израиля 2020-2021. Год вакцинации? Внутренние и внешние вызовы национальной безопасности». Он отметил следующее: «Мы должны бороться с рисками [Израилю] и использовать появляющиеся возможности… Необходимо восстановить доверие между гражданами Израиля и государством – доверие, по которому в последний год были нанесены серьезные, возможно, даже смертельные удары. Что касается предстоящих выборов и продолжающегося политического и социального раскола… Если предположить, что угроза общественному здоровью для нас устранена, а я надеюсь, что так оно и будет, израильское общество будет срочно нуждаться в стабильном, функционирующем правительстве, которое займется, в первую очередь, восстановлением экономики, социальной поляризацией и расколом – огромным расколом – внутри израильского общества. Ему придется бороться с ненужной ненавистью, подрывающей основы нашей национальной устойчивости. Если стабильное правительство не будет создано, на плечи депутатов Кнессета, от всех партий, ложится обязанность и ответственность – представить гражданам Израиля законодательное или политическое решение выхода из затяжного кризиса»[ii].

[i] National Security Index: Public Opinion, 2020-2021 // INSS — https://www.inss.org.il/publication/strategic-survey-survey/?offset=2&posts=3064

[ii] President Rivlin Receives INSS 2021 National Assessment // INSS. 06.01.2021 — https://www.inss.org.il/president-rivlin-receives-inss-2021-national-assessment/

62.93MB | MySQL:105 | 0,831sec