Ситуация в Израиле: январь 2021 г.

Вступление в новую фазу предвыборной борьбы традиционно отразилось на замедлении внешнеполитической активности, дополнительным негативным фактором, воздействующим на ситуацию, стали карантинные ограничения. В этой связи динамика обмена официальными визитами в январе заметно снизилась, а ключевыми направлениями израильской дипломатии остались США и умеренные арабские страны. Внутриполитическая активность была сосредоточена вокруг двух тем: борьбы с коронавирусной инфекцией нового типа и стартовавшей предвыборной гонки. Об этих и других события пойдет речь в настоящем обзоре.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

Вопросы войны и мира

Ракетные атаки израильской территории из Газы были зафиксированы 18 и 19 января. Интересной особенностью обстрелов последних месяцев стало то, что палестинские группировки не просто не берут на себя ответственность за них или отрицают факты агрессии как таковой, а списывают их на природные явления, такие как дождь или гроза. По данным Информационного центра по изучению терроризма им. М.Амита, израильская сторона через Египет передала сообщение ХАМАСу отказаться от такой тактики, пообещав в противном случае серьезные последствия. Выбор канала коммуникации можно считать весьма удачным, поскольку в Каире воспринимают затишье в зоне палестино-израильского конфликта как фактор, способствующий проведению выборов. Голосование на палестинских территориях,  в свою очередь, позволит египетским посредникам продвинуться в достижении палестинского единства, над которым они продолжают работать в интересах повышения регионального влияния и обеспечения собственной безопасности, угрозу для которой представляет радикализация Газы.

В январе уровень протестной и террористической активности на всех палестинских территориях остался высоким. Атакам подверглись военнослужащие и гражданские лица. В Газе прошли акции, посвященные годовщине гибели генерала КСИР ИРИ К.Сулеймани, ликвидированного в январе 2020 г. Также в СМИ была распространена информация о возобновлении запуска в Израиль шаров со взрывчатыми и горючими веществами, однако в Израиле ее не подтвердили. Попытки терактов были предприняты на КПП Калькилия и близ Пещеры Патриархов. Также возросла опасность атак на израильские автомобили на дорогах в Иудее и Самарии.

Напряженная обстановка может быть связана в том числе с палестинскими подстрекательствами, которые используются как элемент внутренней борьбы за власть. Прежде всего, это характерно для методов ХАМАСа на Западном берегу. Вместе с тем, повышение опасности для гражданских лиц в Иудее и Самарии ведет к росту их собственной враждебности, что чревато столкновениями, рискующими вылиться в серьезную эскалацию насилия там, где ее в меньшей степени ожидают. Это опасно как для Израиля, так и для палестинской администрации в Рамалле.

Официальные визиты и переговоры

В январе основным направлением израильской внешнеполитической активности стали Соединенные Штаты. Прежде всего, 20 января глава израильского правительства Б.Нетаньяху, пожалуй, впервые по-настоящему поздравил избранного президента США Дж.Байдена. Ранее от лица израильской стороны, в том числе премьер-министра заявления подобного рода звучали, однако, своим первым поздравлением демократической администрации он, скорее, обязан собственной канцелярии, подобравшей политически правильные формулировки. Со своей стороны Б.Нетаньяху все же предпочитал не исключать полностью возможность, что Д.Трамп каким-то образом сумеет переиграть результаты выборов в свою пользу.

Заявление израильского главы правительства было кратким, но емким. Несмотря на то, что обращался он и к Дж.Байдену и к вице-президенту К.Харрис, называя их инаугурацию «исторической», в действительности, как кажется его слова были адресованы исключительно первому лицу. Так, Б.Нетаньяху сослался на «теплые личные отношения» с новым хозяином Белого дома, а также обозначил три задачи, которые страна, судя по всему, считает основными в контактах с Вашингтоном. В их числе укрепление американо-израильских отношений, продолжение процесса нормализации с арабским миром, а также координация усилий в ответе на «общий вызов», как обозначил он иранскую угрозу. Первый пункт важен ввиду опасений «воскрешения» политики Б.Обамы, в целом не отличавшегося позитивным восприятием израильского правительства Б.Нетаньяху, второй касается риска отказа новой администрации от ряда решений, положенных в основу соглашений с Израилем, к примеру, по Судану. Иран, и без того являющийся болевой точкой из-за изменения восприятия СВПД стал казаться особенно опасен на фоне сообщений об обогащении урана до 20 %. Урегулирование палестинской проблемы, как видно из сказанного, в перечне приоритетов главы правительства не фигурировало.

Президент Израиля Р.Ривлин направил в Вашингтон свое поздравительное письмо, с несколько отличающимся списком важных направлений сотрудничества. Общим с Б.Нетаньяху оказалось стремление наращивать динамику двустороннего взаимодействия, а также предотвращать усиление Ирана, в том числе за счет накопления ядерного потенциала. Впрочем, в первом случае Р.Ривлин отдельно подчеркнул, что контакты на государственном уровне не должны бать в тени партийной политики, что выдает настороженность Израиля относительно обозначенного ранее курса Демократической партии в отношении него. Говоря об арабском мире, Р.Ривлин отдельно все же упомянул палестинцев. Наконец, президент Израиля дополнил список значимых тем борьбой с COVID-19 и антисемитизмом, а также пригласил первых лиц США приехать в Иерусалим.

Помимо этого в январе Израиль посетил глава Минфина США С.Мнучин, прибывший в Иерусалим после визита в Хартум. Поскольку эта встреча предшествовала инаугурации Дж.Байдена, основное внимание в ходе беседы Б.Нетаньяху сосредоточил на успехах, достигнутых Д.Трампом, особенно в отношении процесса расширения пояса дружественных Израилю режимов в регионе. Уже в рамках работы с командой Дж.Байдена глава Совета национальной безопасности М.Бен-Шаббат обсудил актуальные темы с советником президента США по национальной безопасности Дж.Салливаном. В целом, совокупность американо-израильских контактов в январе демонстрирует опасение Израиля в отношении перспектив пересмотра новой администрацией политики Д.Трампа в негативную для ближневосточной страны сторону.

В рамках продолжения усилий по нормализации с региональными государствами со стороны израильского правительства Хартум в конце января посетил министр разведки Э.Коэн, подписавший с суданским министром обороны протокол о намерениях по взаимодействию в области дипломатии, экономики и безопасности. 24 января состоялась церемония инаугурации временной израильской миссии в Абу-Даби, которая в будущем должна эволюционировать в постоянное посольство. Возглавил представительство в качестве временного поверенного в делах карьерный дипломат, экс-посол Израиля в Турции и в Азербайджане Э.Наэ, ставший первый израильтянином направленным на дипломатическую службу в страну Персидского залива.

18 января Б.Нетаньяху принял участие в 6-й онлайн встрече государственных лидеров, посвященной борьбе с коронавирусом нового типа. Мероприятие, организованное канцлером Австрии С.Курцем, также посетили лидеры Австралии, Норвегии, Дании, Греции и Чехии. Представители европейских стран проявили заинтересованность в израильском опыте вакцинации населения. В частности, контакты по вопросу координации усилий профильных специалистов на двустороннем уровне израильтяне договорились продолжить с Данией.

Отношения с международными организациями

Напряженными остались отношения Израиля и ООН. Организация в январе сосредоточилась на двух претензиях к государству: поселенческая активность и вакцинация палестинского населения. Так, высказываясь по первому пункту, Генеральный секретарь ООН А.Гутерриш призвал отменить обнародованное ранее решение израильского правительства о строительстве 800 единиц жилья в Иудее и Самарии. Эксперты организации по соблюдению прав человека на палестинских территориях призвали Израиль, обозначенный ими как «оккупирующая держава», обеспечить скорейшую вакцинацию палестинского населения, особенно в Газе. С точки зрения представителей ООН, израильская блокада сектора в сочетании с другими мерами «разрушили и без того плохо финансируемую палестинскую систему здравоохранения», как отмечено в заявлениях. При этом от упоминания ответственности местной власти перед собственным населением они предпочли воздержаться.

Первое выступление после инаугурации новой американской администрации сделал временный поверенный в делах США в ООН Р.Миллс. По его словам, задачей команды Дж.Байдена является «призывать правительство Израиля и палестинскую администрацию избегать односторонних шагов», а также «восстановить надежное взаимодействие США с палестинцами…, что повлечет за собой обновление отношений США с палестинским руководством и палестинским народом». При этом в список шагов, от которых стороны конфликта должны воздерживаться, Р.Миллс включил «аннексию территорий, строительство поселений, снос домов, подстрекательство к насилию, выплату пособий лицам, находящимся в заключении за террористические акты».

Таким образом, можно говорить о том, что после длительного перерыва четкого отстаивания израильских интересов в ООН при Д.Трампе США вступают в новую фазу дипломатии на площадке организации, которая рискует развиваться в неблагоприятном для израильских интересов ключе, что может осложнить отношения между Вашингтоном и Иерусалимом. Вместе с тем стоит отметить, что наблюдается тенденция к тому, что такие страны, как Австралия, Канада и Великобритания, ранее придерживавшиеся с Соединенными Штатами единой линии, сохраняют критическое восприятие ряда спорных вопросов, в том числе финансирования БАПОР.

В отношениях с Европейским союзом, помимо поселенческой активности, острой стала тема проведения голосования в рамках всеобщих палестинских выборов в Восточном Иерусалиме. Подобная активность со стороны Брюсселя подталкивается М.Аббасом, который строит на отношениях с ЕС свою легитимность, понимая, что для европейской стороны это один из шансов сохранить вовлеченность в мирный процесс.

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

Повестка дня Кнессета

Большая часть активности Кнессета в январе была связана с коронавиурсной проблематикой. Так, были рассмотрены вопросы вакцинации, введения «зеленых паспортов» для лиц, получивших прививку, а также карантинные ограничения, в том числе запрет на перелеты, совершаемые иностранными авиакомпаниями в Израиль. С 8 января в стране был введен всеобщий карантин, который должен был завершиться в начале следующего месяца.

Интересную статистику в январе обнародовала Комиссия по иностранным делам и обороне. Согласно ее данным, за прошлый год в ЦАХАЛ было украдено порядка 80 единиц оружия. Начальник  Генштаба А.Кохави со своей стороны рапортовал о принятых в отношении данной проблемы мерах. Так, по его словам, вместо традиционных 6-8 внеплановых проверок на базах в месяц теперь проводится около 30. Также он сообщил, что количество случаев совершения подобных преступлений сокращается по мере перехода на новый вид охраны складов с оружием.

Работу Кнессета стала все больше осложнять предвыборная проблематика. Яркий спор имел место в январе между министром здравоохранения Ю.Эдельштейном и депутатом НДИ Е.Совой. Последний заподозрил правительство в использовании программы вакцинации как уловки для привлечения электората, отметив сообщения СМИ о перебоях с поставкой вакцины для второй фазы прививки от коронавируса. Ю.Эдельштейн, в свою очередь, упрекнул оппонента в излишней ориентированности на журналистов, судя по всему, таким образом припомнив ему предыдущий опыт работы на 9 канале.

Говоря о самой избирательной кампании и первых предвыборных прогнозах, следует отметить, что новый раунд борьбы за ключевой пост продолжает восприниматься в большей степени как референдум о доверии действующему главе правительства. Однако список его главных оппонентов претерпел некоторые изменения. Пока среди главных угроз фигурируют Н.Беннет и Г.Саар, фактически отколовшиеся от ближнего круга Б.Нетаньяху, а также уже традиционный противник – Я.Лапид. Серьезное ослабление, по данным январских опросов, ожидает Б.Ганца. По сути, работа в правительстве с Ликудом нанесла урон его репутации, как некогда «Еш атид», когда Я.Лапид вошел в правительство Б.Нетаньяху в качестве министра финансов. Таким образом, судя из практики, политический камбек в таком случае возможен, но требует он в среднем не менее одной полной каденции правительства.

Нестабильностью характеризовалась ситуация вокруг Объединенного арабского списка. В январе обозреватели сходились во мнении, что они могут оставаться одной из крупнейших оппозиционных партий, хотя и теряя мандаты (11 мест в Кнессете по прогнозам против нынешних 15). В дальнейшем выход из единой фракции партии РААМ еще более снизил ожидания относительно их успеха, вплоть до вероятности для последних вовсе не преодолеть электоральный барьер.

Деятельность правительства

В центре внимания правительства в январе также был COVID-19. В начале месяца на заседании кабинета министров Б.Нетаньяху сообщил о планах выделить дополнительные 2 млрд шекелей на поддержку бизнеса. При этом он сослался на позитивные прогнозы Банка Израиля, который возлагает надежду на вакцинацию, как фактор скорейшего преодоления экономического кризиса. Так, в январских отчетах Банка отмечается, что при позитивном сценарии темпы роста ВВП страны могут достигнуть 6,5%, в то время как при негативном лишь 3,5%, а развитие экономики страны замедлиться менее чем на 4 %.

Продление коронавирусных ограничений стало дополнительным стимулом для протестов, в ходе которых звучали лозунги об отмене локдауна и отставке главы правительства из-за обвинений в коррупции. Усугубило ситуацию решение отложить слушания по делу Б.Нетаньяху из-за ужесточения карантина. В середине месяца к акциям у резиденции премьер-министра добавились действия жителей Назарета, пытавшихся заблокировать визит в город лидера Ликуда. Этот шаг, в свою очередь, был истолкован экспертами как символом намерения Б.Нетаньяху добиться поддержки арабских избирателей или же нейтрализовать их путем стимулирования абсентеизма, вызванного недовольством властью в целом и арабскими партиями в частности.

ЦИТАТА МЕСЯЦА

«В день 76-летия освобождения Аушвиц-Биркенау, величайшего символа нацистского зла, мы едины в нашей общей приверженности сохранению памяти о Холокосте и борьбе с антисемитизмом. Мы отдаем дань уважения оставшимся в живых, которые олицетворяют триумф человечности над ненавистью, чья внутренняя сила вдохновляет нас. Мы подтверждаем наше обещание, что их наследие будет жить, и их свидетельства навсегда останутся преградой против тех, кто отрицает прошлое», — говорилось в трехстороннем заявлении президентов Израиля, Германии и Европейского совета. Оно прозвучало в рамках традиционных ежегодных мероприятий, посвященных Дню памяти жертв Холокоста, проходивших по всему миру. Сказанное важно не только с точки зрения не теряющей актуальности задачи сохранения памяти о Катастрофе, но и поддержания особых отношений Израиля и Германии, а также борьбы с антисемитизмом в Европе.

62.95MB | MySQL:105 | 0,702sec