Эксперты ISPI о кризисных явлениях в обществе и экономике АНДР и их возможные последствия для ВТС Алжира с РФ. Часть 1

Магриб является важным регионом для приложения внешней политики РФ. Важность эта обусловлена двумя основными составляющими: первое – это доставшаяся РФ в наследство от Советского Союза, репутация одного из важных центров силы, несколько поблекшая за прошедшие двадцать лет, эта тень былого величия, с одной стороны льстит нынешнему руководству РФ, поддерживая и питая его амбиции, с другой – вполне прагматично используется странами региона, главным образом, комплементарно, и в целях торга или некоторого шантажа внутренней оппозиции или других стран, активно действующих в регионе, таких как США. Китай, Турция, страны ЕС. Вторая важнейшая составляющая – внешнеторговая, почти целиком и полностью, завязана на военно-техническое сотрудничество. Если не принимать в расчет такие экзотические проекты, как возведение АЭС, вещь крайне узко специфическую, безусловно, политическую и имиджевую, но, увы, сугубо кредитную и очень длительную, то все остальное, чем торгует РФ со странами Магриба, в основном, сводится к двум позициям:  зерну и оружию.

В этом смысле, пока Ливия находится вне зоны ВТС с РФ, и еще очень большой вопрос, вернется ли в нее, в каком качестве, и когда, а Египет, с одной стороны, уже разместил все свои основные заказы, а с другой – столкнулся с рядом проблем, связанных с качеством некоторых из поставляемых РФ изделий, и по ряду высокотехнологичных сегментов (военно-морскому, почти целиком, и авиационному) ориентируется на Францию, Германию и США, попутно развивая собственную военную промышленность, главным клиентом для ВПК РФ в Магрибе остается Алжир. Военное строительство этой страны, характер и объемы закупаемых боевой техники и вооружения, на наш взгляд, чрезмерно не сбалансированы, по целому ряду сил и средств – гипертрофированы, и никак не отвечают ни текущей военно-политической внешней ситуации вокруг этой страны, ни внутриполитической, обстановке, являясь, по всей видимости, чем-то средним между проекцией хронической паранойи алжирского руководства перед угрозой со стороны Марокко и воплощением личных и корпоративных взглядов, амбиций и пристрастий алжирских генералов, которые являются истинными хозяевами АНДР. Военно-бюрократическая хунта, правящая под республиканской ширмой, вот наиболее точное определение для нынешней модели государственного устройства Алжира. Так же, как и Египта.

Как бы там ни было, на что алжирцы тратят свои деньги, это их личное дело, в складывающейся ситуации АНДР представляет собой основного оружейного клиента РФ среди стран Магриба, заказывавшего в товарных количествах высокотехнологичные виды оружия: основные боевые танки Т-90, БМПТ «Терминатор», ЗРС С-400 и новейшие версии «Бука», ОТРК «Искандер-Э», ЗРПК «Панцирь-С1», истребители, ударные вертолеты Ми-28, ПТРК «Корнет-ЭМ». проводиться модернизация сотен БМП-2. Алжиру, помимо прочего, предложены новейшие самолеты Су-57.

Между тем, военно-техническому сотрудничеству РФ с АНДР грозят серьезные вызовы субъективного и объективного характера. К первым мы относим смену ряда высших офицеров ННА Алжира и приход лиц к власти, ориентирующихся на Запад, появление конкурентов, таких как Китай, ЕС, уже поставивших АНДР свою продукцию, активизацию контактов алжирских военных со странами Запада и США, снижение номенклатуры и конкурентоспособности предлагаемых российских образцов В и ВТ, завершение исполнения ряда контрактов. К объективным относятся ухудшение экономического положения, нарастание социальной напряженности, нежелание и неспособность военно-политического руководства АНДР менять законодательство в сторону большей открытости для внешних инвестиций, склоки и борьба внутри алжирской элиты, коррумпированность чиновничества.

Насколько серьезны и масштабны кризисные явления в Алжире и во что они способны вылиться в ближайшей перспективе? Как это скажется на военно-техническом сотрудничестве между РФ и Алжиром. Материалы коллег, регулярно публикуемые на сайте Института Ближнего Востока, квалифицированно и подробно освещают отдельные аспекты обстановки в этой стране. Анализ событий, происходящих в Алжире, сделанный экспертами итальянского Института ISPI, позволит посмотреть на ситуацию в Алжире с ракурса видения ее с другой стороны Средиземного моря, от ближайшего соседа.

По мнению итальянских экспертов, продолжительность пандемии коронавируса и негативное влияние, которое она оказывает на экономику и внутреннюю социально-политическую динамику, остаются основными факторами, характеризующими текущую обстановку в Алжире. В то же время, длительное отсутствие президента Абдельмаджида Теббуна на политической сцене из-за госпитализации в Германии после заражения коронавирусом привело к политическому и институциональному тупику, который подрывает восстановление экономики страны, замедляет осуществление важнейших реформ и бросает новые тени на управление властью. А также ставит вопросы о перспективах стабильности политической системы Алжира в контексте социального недовольства и недоверия, на которые никак не появляется ответов. Что касается внешней политики, растущая напряженность с соседним Марокко, связанная со спором о территориях Западной Сахары, остается на переднем плане и пересекается с угрозами безопасности, возникающими как из-за постоянного присутствия вооруженных групп, связанных с джихадистским терроризмом, на юге страны и из очага ливийской нестабильности, где Алжир играет активную посредническую роль, которая отходит, по крайней мере частично, от традиционного подхода нейтралитета и невмешательства во внутреннюю динамику других стран, принятого до сих пор. В то же время укрепление экономических отношений с Европейским союзом (ЕС) остается приоритетом после очередной остановки, в сентябре прошлого года, фактического открытия зоны свободной торговли между ЕС и этой североафриканской страной.

Что происходит внутри страны?

Несмотря на положительное замедление кривой заражения по сравнению с последними месяцами 2020 года, коронавирус остается широко распространенным в Алжире и, подобно тому, что происходит в большинстве стран Северной Африки и континента, продолжает влиять на его внутреннюю политическую и социальную динамику. Согласно данным, предоставленным Университетом Джонса Хопкинса, в стране зарегистрировано более 103 000 случаев заболевания, из которых 30 000 являются активными, и почти 2900 человек умерли с начала пандемии. С начала 2021 года количество подтвержденных ежедневных инфекций остается ниже 300, что вселяет надежду на перспективы постепенного улучшения ситуации и возобновления обычной производственной деятельности и общественной жизни. Тем не менее, по приказу президента Теббуна власти возобновили меры частичной изоляции в 29 провинциях (вилайетах) из 48, включая столицу Алжир, еще на пятнадцать дней, начиная с 16 января, чтобы сохранить нынешнюю тенденцию к улучшению.

Вирус оказывает значительное влияние, прежде всего, на политическую динамику, особенно из-за заражения самого президента Теббуна, который находился в Германии для лечения осложнений, вызванных инфекцией, чье отсутствие в стране и невозможность полностью выполнять свои собственные функции открыли фазу институционального паралича, который может осложнить восстановление и отложить реализацию плана реформ, необходимого для восстановления темпов экономического развития в условиях кризиса. Президент ненадолго вернулся в Алжир в конце декабря 2020 года, а затем уехал в Кельн 10 января, что породило различные предположения о его реальном состоянии здоровья и его способности продолжать управлять — обстоятельство, которое рискует изменить отношение к нему. Алжирцы не забыли последние годы президентства Абдельазиза Бутефлики, характеризовавшиеся его болезненным состоянием, отсутствием в общественной жизни и практической неспособностью руководить страной. Из-за длительного выздоровления от коронавируса нынешний президент не принимал участия в мероприятиях и официальных назначениях последних нескольких месяцев, и возможно, что его временное возвращение было мотивировано исключительно необходимостью ратификации постановления о внесении изменений в конституцию, после референдума от 1 ноября, а также, в Закон о бюджете на 2021 год.

Не менее важным является возобновление процесса пересмотра закона о выборах, о котором уже просил Теббун в своем видеообращении в середине декабря и который в настоящее время завершается Национальной ревизионной комиссией, созданной самим президентом в сентябре 2020 года под председательством хорошо известного юриста, профессора университета, Ахмеда Лараба.  Новый закон особенно актуален, потому что он открывает процесс досрочных выборов, который затронет как законодательную ветвь власти, то есть, как две палаты Национального народного собрания, так и административную ветвь муниципалитетов, представители которых по-прежнему будут официально исполнять свои обязанности до истечения собственных мандатов, в мае 2022 года.

Обязательство по досрочному голосованию, которое должно состояться в первом квартале 2021 года, на самом деле является приоритетом в повестке дня правительства и служит для выхода из нынешнего институционального тупика, а также для воссоздания климата доверия среди населения к государству.  По крайней мере, это то, что озвучил президент Независимой национальной избирательной комиссии, Мухаммед Чарфи, прежде всего в силу акцента на предотвращении коррупции и клиентелизма в политическом классе, что является одной из основных причин протестных явлений. В частности, как пояснил сам Чарфи, антикоррупционная часть нового закона о выборах разделена на две основные составляющие: с одной стороны, пересмотр, с критериями абсолютной прозрачности, всех этапов подготовки и реализации избирательного закона. процесс и, с другой стороны, борьба с «грязными деньгами», особенно после уже сотого скандала с участием бывшего премьер-министра и очень лояльного к Бутефлике Ахмеда Уяхьи, который недавно признал, что получил несколько «подарков» в золотых слитках от представителей стран Персидского залива в обмен на возможность проведения нелегальных охотничьих экспедиций на территории Алжира. В частности, новый закон о выборах будет воздействовать на механизмы финансирования партий и избирательных кампаний, исключая все средства от компаний и частного сектора, и создавая независимую надзорную комиссию во главе с М.Чарфи, отвечающую за установление происхождения и методов получения средств для отдельных избирательных кампаний, а также, за оказание помощи новому Конституционному суду в утверждении компенсации за те же кампании. Еще одно новшество касается метода голосования с запуском программы оцифровки, которая продлится на 4-5 лет и направлена ​​на внедрение электронного голосования в максимально возможном количестве провинций на основе уже достигнутого успеха удаленной регистрации в списках избирателей. Фактически, пересмотр закона о выборах представляет собой центральную опору в стратегии возобновления деятельности и разрыва с прошлым, проводимой нынешним президентом, сосредоточенной на неоднократно подчеркиваемой необходимости «отделить деньги от политики» и восстановить заслуживающую доверия институциональную систему и ее прозрачность.

Если теоретически план обновления был намечен, на практике полученные до сих пор результаты кажутся ограниченными, особенно, в контексте постоянной непрозрачности в управлении коммуникациями и ясности целей, которые все еще кажутся слишком расплывчатыми, чтобы их можно было привести к настоящее изменение в системе управления. Что касается мер, предусмотренных новой Конституцией, несмотря на хваленый принцип автономии судебной власти, согласно недавним поправкам, президент по-прежнему имеет прямой контроль над судебной системой через надстоящую роль Высшего совета судебной власти, тем самым поддерживая право назначения и отзыва судей. Параллельно с этим Теббун возглавит национальный орган по выборам, и сможет отстранить премьер-министра от должности, а также будет иметь право вето на правовые меры, как путем запроса перечитывания текста в парламенте (и одобрения большинством в две трети голосов) или отклонением закона, когда он поступает в Сенат для утверждения, для чего потребуется 3/4 большинства, из которых по крайней мере четверть назначается президентом. Фактически, президент будет иметь прямую роль в функционировании всех трех ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной, в отличие от того, что уже более года требуют демонстранты на улицах алжирских городов.

Официальные новости о состоянии здоровья Теббуна, пока довольно фрагментированные и общие, также подтверждают непрозрачность режима, в то время как тот факт, что он поехал в Германию лечиться, не улучшил имидж алжирской системы здравоохранения. Несмотря на значительные инвестиции, в стране на 100 000 жителей имеется только одно отделение интенсивной терапии. В то же время, возникла большая неопределенность в отношении стратегии профилактики коронавируса и необходимой кампании вакцинации населения. В настоящее время Министерство здравоохранения Алжира официально оформило закупку первой партии вакцин Sputnik V у России, основного стратегического партнера Алжира, и второй партии вакцины китайского производства, которые должны быть доставлены к концу января. Однако методы и время их введения остаются неопределенными — теоретически бесплатно для всех граждан — как и точное количество закупленных доз, которое в настоящее время оценивается от 8 до 10 миллионов, но достаточное для иммунизации только 20% населения. Выделенные на данный момент средства составляют около 11 миллионов долларов, хотя власти оценивают, что для обеспечения вакцинации 80% населения к 2022 году, потребуется, как минимум, 120 миллионов. Однако, это может оказаться сложным в контексте растущих финансовых трудностей, с которыми сталкивается государственная казна, с возможным сокращением инвестиций и государственных расходов в определенных секторах, таких как инфраструктура. Таким образом, кампания вакцинации может стать решающим испытанием для нынешнего правительства Алжира в период низкой популярности и легитимности, вызванных серьезными экономическими последствиями пандемии и текущим бездействием основных государственных институтов. Оппозиция президенту и всей политической системе остается широко распространенной и рискует усилиться, если план вакцинации будет отложен или сокращен.

52.26MB | MySQL:103 | 0,472sec