Ближайшие планы перевооружения ВВС Израиля

Израильская межминистерская комиссия по закупке вооружений и военного снаряжения приняла на своем заседании 16 февраля предварительный план Министерства обороны по закупке самолетов-заправщиков, боевых самолетов, а также вертолетов, которые должны заменить находящиеся на вооружении ЦАХАЛа военно-транспортные вертолеты Ch-53 Sea Stalion (в Израиле их называют «Ясур», что на иврите означает «буревестник»). Как было сообщено в израильских СМИ, конкретно в рамках этого плана, в частности, предполагается закупить 4 самолета-заправщика, эскадрилью самолетов F-35 и вертолеты. При этом пока не было сообщено, какая модель вертолета будет выбрана, поскольку данный вопрос еще не решен окончательно.

Следует особо отметить, что, несмотря на то, что речь номинально шла лишь о «принципиальном утверждении» плана закупок Министерства обороны, фактически, предполагается, что сделка о закупках упомянутой военной техники будет подписана между Израилем и США еще до конца февраля, потому что в противном случае ВВС Израиля не смогут получить необходимых им самолетов-заправщиков до некого запланированного, но не названного в СМИ срока.

Утверждение программы закупок межминистерской комиссией последовало после того, как на прошлой неделе, после продолжавшейся несколько лет паузы, узкий кабинет министров по внешней политике и безопасности (именуется также межминистерской комиссией на национальной безопасности) утвердил долларовые параметры нескольких гигантских сделок, которые позволят Министерству обороны Израиля провести закупки новейших вооружений и военной техники. Речь идет о принципиальном согласии узкого кабинета министров по иностранным делам и безопасности (в его состав входят сейчас в соответствии с действующим законом премьер-министр Биньямин Нетаньяху, министр обороны Бени Ганц, министр иностранных дел Габи Ашкенази, министр финансов Исраэль Кац и министр внутренней безопасности Амир Охана, а также еще несколько дополнительных членов) на выделении на данные нужды 9 млрд долларов США.

Несколько менее 7 млрд из этой суммы должны поступить из денег американской военной помощи, предоставление которой Израилю уже утверждено американскими властями. Следует пояснить, что согласно подписанному в 2016 году двустороннему договору, США обязались предоставить Израилю в период с 2019 по 2028 году 38 млрд долларов в виде помощи на военные закупки, однако не более четверти этой суммы может быть обменено на шекели и пущено на закупки продукции израильской оборонной промышленности. Подобная практика существует с 1985 года, когда США начали предоставлять еврейскому государству постоянную финансовую помощь на военные закупки. Несмотря на соблазнительность получения, казалось бы, безвозмездной регулярной финансовой помощи на нужды национальной безопасности, эта практика наносит серьезный ущерб развитию как израильской военной промышленности, успешного конкурирующей в ряде сфер с американской, так и экономике Израиля в целом, а до некоторой степени – и возможностям высшего военно-политического руководства Израиля действовать в определенных конфликтных ситуациях без оглядки на позицию США. Не удивительно, что практика получения финансовой помощи от США на нужды обороны подвергается в Израиле достаточно резкой критике. В свое время даже действующий премьер-министра Биньямин Нетаньяху говорил о своем стремлении отказаться от нее, но так и не сделал этого.

Возвращаясь к вопросу о суммах, которые должны покрыть запланированные на ближайшее время сделки по перевооружению ВВС Израиля, нельзя не упомянуть о том, что 2,4 млрд долларов из запланированных 9 млрд должны быть получены на основе оборота ссуды, которую Министерство обороны Израиля взяло еще в 2014 году для финансирования закупок самолетов-невидимок F-35 (Lockheed Martin F-35 Lightning II). Эта сумма была взята под покрытие будущими суммами американской помощи. Ее оборот сейчас повлечет за собой необходимость выплаты процента в размере 200 млн долларов, которые будут выплачены в дальнейшем из бюджета Министерства обороны Израиля.

Судя по всему, соглашение о поставке самолетов-заправщиков будет подписано первым. Речь идет о 4 самолетах КС-46 производства компании «Боинг», Они должны сменить находящиеся на вооружении ВВС Израиля самолеты-заправщики «Боинг-707», которые называются в Израиле «Рээм» и которым уже 60 лет.

Вторым по важности в порядке предпочтений израильских ВВС является замена вертолетов «Ясур». Они поступили на вооружение ЦАХАЛа еще в 1960-х – 1970-х годах. Благодаря высокопрофессиональной работе технического персонала израильских ВВС срок их работы (как и работы самолетов-заправщиков «Рээм») неоднократно продлевался, однако в конце концов государственный контролер пришел к выводу, что, несмотря на высокую эффективность работы израильских авиатехников, продолжение использования этих старых боевых вертолетов после 2025 году будет ставить под угрозу жизни военнослужащих. Соответственно до этого срока они должны быть заменены.

Что касается новых военно-транспортных вертолетов ЦАХАЛа, то судя по оценкам, высказанным специалистами, в израильских СМИ, наибольшие шансы быть выбранными есть у вертолета СН-53К (иногда его для краткости называют просто К) производства фирмы «Сикорски», приобретенной компанией «Локхид Мартин», а также у вертолета «Чинук» производства компании «Боинг». Рассматривается также возможность приобретения самолета-вертолета V-22, однако весьма сомнительно, что ограниченный бюджет позволит израильскому Министерству обороны сделать это. Так или иначе, окончательно решение по данному вопросу должно быть принято уже в ближайшие дни.

В дополнение к этому, узкий кабинет министров по иностранным делам и безопасности утвердил также покупку еще одной эскадрильи самолетов F-35 с боеприпасами для них (в настоящее время в ЦАХАЛе есть две эскадрильи этих новейших самолетов). В дальнейшем, как было сообщено, будет обсуждаться вопрос о возможности закупки еще одной эскадрильи самолетов F-35.

55.85MB | MySQL:108 | 0,705sec