Ситуация в Сирии: февраль 2021 г.

В феврале пятый месяц подряд российская часть совместной российско-турецкой комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с нарушениями Единого соглашения о прекращении огня, продолжала игнорировать данные турецких коллег. Российская часть комиссии ежедневно фиксировала порядка 15 — 40 нарушений в зоне деэскалации Идлиб. В течение февраля практически  ежедневно о нарушениях сообщала и турецкая часть комиссии, но ни одно из них не было подтверждено российской частью, которая фактически не замечала турецкие данные.

В зоне деэскалации Идлиб по прежнему формально действует очередной режим прекращения огня, установленный при участии России и Турции.

Самолеты ВКС России в течение месяца наносили удары по целям боевиков в провинциях Идлиб, Латакия

В частности, в провинции Идлиб ориентировочно 4 февраля ударом с воздуха была уничтожена подземная база группировки «Хайат Тахрир аш-Шам» (ХТШ, запрещена в РФ) в 18 км к северу от административного центра провинции.

5 февраля в провинции Идлиб удар наносился по тренировочному центру группировки «Аджнад аль-Кавказ» (запрещена в РФ) в 17 км к северо-западу от административного центра провинции.

26 февраля удары наносились по позициям группировок «Хайат Тахрир аш-Шам» и «Исламская партия Туркестана» (запрещены в РФ) в окрестностях г.Кабани на северо-востоке провинции Латакия.

9 февраля российские средства ПВО отразили атаку на авиабазу «Хмеймим» с территории Идлибской зоны деэскалации со стороны незаконных вооруженных формирований, которые использовали реактивные системы залпового огня дальнего радиуса действия. Пострадавших или материального ущерба не было. Российская авиабаза «Хмеймим» продолжила функционировать в плановом режиме.

27 февраля было объявлено, что российские и сирийские военнослужащие провели совместную тренировку по отражению нападения боевиков на пункт материально-технического обеспечения (ПМТО) ВМФ РФ в сирийском Тартусе. По замыслу учений, атаковали его как с суши, так и с моря, использовав в том числе несколько беспилотников, сообщил заместитель начальника ПМТО подполковник Сергей Головкин. «Замыслом учений было предусмотрено нападение боевиков по двум направлениям, одно из которых играло роль отвлекающего маневра, чтобы стянуть на данный КПП силы охраны. На втором направлении был главный удар боевиков. Одновременно с этим действовали беспилотные летательные аппараты условного противника, которые уничтожались средствами противовоздушной обороны», — сказал Головкин. В ходе тренировки разведка обнаружила пять беспилотников, приближавшихся к базе с моря. Три из них были уничтожены зенитным ракетным комплексом «Тор», еще двум удалось прорваться, их встретила огнем морская пехота. По замыслу учений, в ходе атаки на КПП на суше боевики на грузовике прорвались через охрану, уничтожили пост военной полиции и ворвались на базу, но были уничтожены мобильным резервом ВС РФ на бронетранспортере при поддержке сирийских военнослужащих.

Самолеты ВВС Сирии в течение месяца наносили удары по целям боевиков в провинции Ракка.

В ночь на 4 февраля средства ПВО Сирии пытались отразить атаку со стороны Израиля по южным районам страны. Ракетные удары наносились по объектам сирийской армии в провинции Эль-Кунейтра и к югу от столицы. Разрывы ракет отмечались в районе международного аэропорта Дамаска, а также рядом с расположением 4-й элитной дивизии в предместье Эль-Кисва. Другими целями израильских ВВС стали военные объекты в пригороде Сахная и научно-исследовательский центр в Эль-Химме.

11 февраля несколько ракетных ударов было нанесено по колонне с иранским оружием на востоке сирийской провинции Дейр эз-Зор. Как сообщил телеканал «Скай ньюс – Арабия», атака была предпринята, предположительно, израильскими ВВС вскоре после того, как караван пересек сирийско-иракскую границу. Данных о потерях и последствиях налета не приводилось.

В ночь на 15 февраля средства ПВО Сирии вели огонь по воздушным израильским целям над сельскими районами к западу от Дамаска. Ракетный удар наносился из воздушного пространства над Голанскими высотами. В результате ударов погибли 9 человек из числа бойцов одного из проиранских формирований. Утверждалось, что средства ПВО сбили 13 из 16 ракет.

28 февраля неизвестные беспилотные летательные аппараты (БПЛА) нанесли удары по наземным целям в провинции Дейр эз-Зор на востоке Сирии. Скорее всего, БПЛА были израильскими.

В тот же день вечером самолеты израильских ВВС атаковали пригород сирийской столицы Сейида-Зейнаб, расположенный на пути в международный аэропорт Дамаска. Несколько ракет было выпущено по этому району израильскими самолетами со стороны Голанских высот. Сильные взрывы прогремели в Сейида-Зейнаб поблизости от штаба и лагеря шиитских отрядов «Хизбалла», воюющих на стороне сирийской армии. О неминуемых потерях в их рядах и материальном уроне сведений не приводилось.

25 февраля Соединенные Штаты нанесли авиаудары по объектам проиранских групп в Сирии. Как отмечалось в заявлении Пентагона, «удары стали ответом на недавние атаки против представителей США и коалиции в Ираке, а также нанесены в связи с продолжающимися угрозами им, ударами разрушено несколько объектов, расположенных на КПП, используемом многочисленными проиранскими группами, включая «Катаиб Хизбалла» и «Катаиб Сайид аль-Шухада»». В результате ударов погибли 17 человек.

26 февраля глава МИД РФ Сергей Лавров сообщил, что США предупредили российских военных о готовящихся ударах по Сирии за 4-5 минут. «Наших военных предупредили за 4 или 5 минут. Конечно, если говорить даже о деконфликтинге, как это принято в отношениях между российскими и американскими военнослужащими, то это ничего не дает. Такого рода уведомления, когда удар уже наносится», — сказал он на пресс-конференции в Москве.

26 февраля стало известно, что США применили 2 самолета F-15 и 7 высокоточных боеприпасов в ходе удара по шиитским ополченцам в Сирии, полностью уничтожив 9 объектов и выведя из строя еще 2. Об этом сообщил на брифинге помощник главы Пентагона по связям с общественностью Джон Кирби. Он же заявил, что США придерживаются точки зрения, согласно которой они заблаговременно предупредили Россию о готовящемся авиаударе в Сирии.

В течение месяца боевые действия низкой интенсивности отмечались в ряде провинций страны.

В провинции Идлиб 1 февраля неизвестные боевики предприняли вооруженную вылазку против турецких войск. Боевики на мотоциклах атаковали пост турецких военных в Айн-эль-Хамра рядом с городом Мхамбель. В результате погибли 3 турецких солдат.

С 6 марта 2020 года в Идлибе и соседних с этой провинцией  районах Латакии, Хамы и Алеппо действует перемирие. Турецкие военные создали на территории провинции около 20 наблюдательных постов.

На севере провинции Алеппо 13 февраля заминированный автомобиль взорвался на рыночной площади в городе Эр-Раи. Среди мирных жителей были убитые и раненые. Эр-Раи находится под контролем протурецких формирований. Он входит в зону безопасности, созданную турецкими войсками на севере Сирии в ходе военной операции «Щит Евфрата» в 2017 г.

В районе Африн на западе провинции Алеппо 13 февраля развернулись ожесточенные столкновения между протурецкими группировками «Джабхат аш-Шамия» и «Джейш аль-Ислам».

В провинции Ракка 24 февраля подразделения сирийской армии при поддержке ополченцев отразили нападение боевиков «Исламского государства» (ИГ, запрещено в РФ) в пустыне Бадиа аш-Шам на востоке страны. Сирийские военные в ходе боестолкновения отбросили противника, атаковавшего их лагерь, но понесли при этом потери. В бою погибли 9 солдат и ополченцев. Неизвестна судьба еще 12 военных, которые пропали без вести в другом районе пустыне. Формирования ИГ заметно активизировались с декабря 2020 г. в треугольнике на стыке провинций Алеппо, Хама и Ракка. Командование ВС Сирии перебросило туда армейские подкрепления и боевую технику, в результате правительственным войскам при поддержке авиации удалось сохранить под контролем шоссе Саламия — Атрая — Алеппо.

На востоке провинции Хама 3 февраля по меньшей мере 19 сирийских солдат и ополченцев погибли в  бою с террористами из группировки ИГ. Вооруженная вылазка была предпринята в районе Атрая, где банда ИГ внезапно напала на лагерь правительственных сил. Террористы убили 8 солдат и 11 бойцов из местного ополчения «Лива Бакер».

     В провинции Дейр эз-Зор 8 февраля близ города Аль-Майядин боевики ИГ устроили засаду, в которой погибли по меньшей мере 26 человек из числа солдат сирийской армии и бойцов союзных с ней формирований. Потери джихадистов составили 11 человек убитыми.

20 февраля боевики ИГ взорвали заминированный мотоцикл на рыночной площади в городе Эль-Бусейра. В результате взрыва погибли не менее 3-х мирных жителей, еще 10 человек получили ранения. Город Эль-Бусейра расположен на восточном берегу Евфрата и находится под контролем курдских формирований из коалиции СДС.

21 февраля по меньшей мере 8 бойцов проиранских шиитских формирований, воюющих на стороне сирийской армии, погибли при отражении атак террористов в северных и восточных районах Сирии. Боевики ИГ напали на их лагеря в провинциях Алеппо и Дейр эз-Зор. В ходе боестолкновений противник понес потери и отступил в направлении пустыни Бадиа аш-Шам.

В провинции Дераа 11 февраля сирийские войска вошли в город Туфас, расположенный на северо-западе провинции в 100 км от Дамаска. Как передало агентство САНА, армейские подразделения «размещены в городе в рамках операции по восстановлению стабильности и безопасности в южных районах страны».
«Население Туфаса терроризировали банды разыскиваемых властями преступников, в результате ситуация там вышла из-под контроля», — указывалось в сообщении. В нем отмечалось, что размещение войск «создало условия для возобновления работы правительственных учреждений». Незаконные вооруженные группировки сложили оружие.
8 февраля в провинции Дейр эз-Зор при содействии российского Центра по примирению враждующих сторон открылся переход через линию разграничения между территориями, контролируемыми сирийским правительством и неподконтрольными ему проамериканскими «Силами демократической Сирии» (СДС). Он был создан три года назад, однако в марте 2020 г. в разгар пандемии коронавируса прекратил работу. Переход оборудован на автомобильном путепроводе над железной дорогой, протяженность которого составляет 400 метров. Линия разграничения пролегает по путепроводу, фактически разделив пополам поселок Сальхия. На одном его конце пункт пропуска, где дежурят сирийские правительственные силы и российские военнослужащие, на другом — аналогичный пункт пропуска, контролируемый СДС.

15 февраля стало известно, что альянс СДС передал властям Ирака 100 бывших боевиков ИГ. Переданные иракской стороне экстремисты содержались в тюрьме города Аш-Шаддади, который расположен в зоне, контролируемой СДС. Процесс проходил при соблюдении усиленных мер безопасности и под контролем сил международной антитеррористической коалиции, которую возглавляют США.

18 февраля СДС объявили о пленении более 80 боевиков ИГ. При этом не уточнялось, при каких обстоятельствах и в каком регионе были пленены экстремисты. Формирования СДС в настоящее время контролируют часть территории на северо-востоке Сирии, в частности, в провинциях Хасеке и Ракка, а также нефтяные месторождения в провинции Дейр эз-Зор.

12 февраля в связи с визитом в Сирию главы Росгвардии Виктора Золотова стало известно о присутствии в САР военнослужащих из этой силовой структуры. Они обеспечивают там безопасность гуманитарных акций, изымают оружие, боеприпасы и взрывчатые вещества, выполняют специальные задачи. Золотов открыл новый модульный городок для проживания и медицинского обслуживания солдат и офицеров Росгвардии, который в короткий срок был возведен и оборудован всем необходимым имуществом. О месте его нахождения не сообщалось.

17 февраля силы безопасности Турции задержали пятерых граждан России, которые пытались незаконно пересечь сирийско-турецкую границу. «Наши пограничники в районе Нарлыджа в провинции Хатай поймали шесть человек, пятеро из которых — граждане России, один — гражданин Ливии. Они пытались незаконно проникнуть на территорию нашей страны из Сирии. Было установлено, что находившаяся в числе задержанных россиянка разыскивалась за причастность к террористической группировке ИГ», —  отмечалось в распространенном Министерством национальной обороны Турции коммюнике.

В целом, можно констатировать постоянно возрастающую активность действий самолетов ВВС Израиля по проиранским целям в Сирии. Этого можно было бы избежать, тем более что в современных условиях пребывание проиранских сил в Сирии никак не обусловлено прямой военной необходимостью.

52.27MB | MySQL:103 | 0,449sec