Что стоит за израильским предложением помощи Азербайджану в восстановлении Нагорного Карабаха

Израильская проправительственная газета Israel Hayom сообщила о том, что посол Азербайджана в Турции Ибрагим Хазар в интервью турецкому государственному агентству Anadolu сказал, что израильские компании предложили руководству Азербайджана помощь в восстановлении Нагорного Карабаха. «Восстановление освобожденных территорий будет осуществляться при сохранении исторического и самобытного наследия региона в сочетании с технологическими инновациями», – сказал посол. В числе других стран, выразивших готовность оказать помощь Баку – Турция, Исламская Республика Иран (ИРИ), Великобритания, Италия, Венгрия и Япония. Представляется, что заинтересованность Израиля не ограничивается торгово-экономическим  сотрудничеством, а является продолжением политики, направленной на продвижение национальных интересов в регионе, исходящих, прежде всего, из противостояния с Ираном и другими региональными акторами.

По словам Хазара, «Нахичеванский коридор» (известен еще как «Мегринский коридор», по названию Мегринского района Армении, по территории которого проходит дорога – авт.), ставший результатом договоренности о прекращении огня в ходе Второй карабахской войны (или «Отечественной войны», «Второй Арцахской войны»), создал возможности для регионального сотрудничества, прежде всего, «ж/д пути, по которым уже пошли составы через Азербайджан из Стамбула в Среднюю Азию, а в последние недели даже в Китай»[i].

В этой связи стоит отметить, что в январе этого года в Москве в ходе переговоров Владимира Путина, Никола Пашиняна и Ильхама Алиева было принято принципиальное решение о разблокировке транспортных коммуникаций в регионе. Речь идет о Нахичеванской железной дороге, которая еще в советское время связывала станцию Масис, расположенную близ Еревана, азербайджанский город Нахичевань (столица Нахичеванской Автономной Республики) и Баку. В советское время по этому маршруту осуществлялись значительные региональные и международные перевозки между Арменией, Азербайджаном, Россией, а также Ираном и Турцией. Однако после окончания армяно-азербайджанской войны в 1993 г. движение по маршруту было полностью прекращено. Фактически, для Армении это означало введение сухопутной блокады, поскольку Нахичеванская железная дорога была единственной сухопутной транспортной коммуникацией России и Армении. Частично блокированной также оказалась и Нахичеванская Автономная Республика — не имеющий выхода к морю эксклав Азербайджана. После прекращения движения по Нахичеванской дороге сухопутное сообщение автономии с другими регионами Азербайджана осуществляется либо через территорию Ирана на юге, либо через территорию Турции на западе. Таким образом, полагают эксперты, решение о возобновлении движения по Нахичеванской железной дороге позволит преодолеть региональную блокаду и благотворно скажется на всех государствах региона, создав для них стимулы к дальнейшему развитию. В целом, гарантируется прямой доступ Армении к единому рынку Евразийского экономического союза (ЕАЭС)[ii].

Азербайджанский посол сказал, что война нанесла большой ущерб экономике Азербайджана: «материальный ущерб от атак Армении составляет более 50 миллионов долларов». Он посетовал на то, что «после освобождения наши исторические земли предстали опустошенными».

В этом контексте отметим, что изначально в основе развития израильско-азербайджанских отношений (установлены в апреле 1992 г., на следующий год Израиль открыл посольство в Баку, посольства Азербайджана в Израиле нет до сих пор) лежал геостратегический фактор, а именно: потеря Азербайджаном политического контроля над Нагорным Карабахом и растущая потребность исправить эту ситуацию с помощью военной программы, которая превратила Баку в крупного импортера израильских оборонных технологий.

В одной из статей Центра стратегических исследований Бегин-Садат (Begin-Sadat Center for Strategic Studies, BESA Center) при Бар-Иланском университете, отмечается, что объем сделок в сфере военно-промышленного комплекса между странами был внушительным. В 2012 г. Азербайджан закупил оружия производства Israel Aerospace Industries на 1,6 млрд долларов. В 2016 г. премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху заявил, что Азербайджан купил у Израиля беспилотные летательные аппараты и спутниковые системы на сумму 5 млрд долларов. В 2017 г. Баку приобрел израильской военной техники на сумму 127 млн долларов, хотя в этом году произошел сбой в сотрудничестве между двумя странами. Но в целом, двустороннее военное сотрудничество развивается с момента обретения Азербайджаном независимости в 1991 г., и «Израиль был готов предоставить Баку высокие технологии на уровне, которым не обладают Ереван и даже Москва»[iii].

Израильские компании, связанные с ВПК, обучили азербайджанский спецназ и телохранителей, построили системы безопасности для Бакинского аэропорта и модернизировали военную технику (в частности, танки) советской эпохи. Двусторонние отношения развиваются также в таких областях, как научное сотрудничество, информационные технологии, медицина, очистка воды, сельское хозяйство и культурные обмены.

Однако одного только бизнеса и гуманитарной сферы недостаточно для поддержания долгосрочных геополитических отношений. «Азербайджан и Израиль разделяют другие фундаментальные интересы, из которых проблема Ирана, возможно, является наиболее важной»[iv]. По словам Амира Орена, аналитика TV7 Israel News, иерусалимской новостной и аналитической студии, «Азербайджан – ключевой стратегический партнер Израиля на Кавказе»[v].

Вообще, в израильском экспертном сообществе признается важность для Израиля развития ситуации на Южном Кавказе, а роль Иерусалима в регионе оценивается как значимая, что проявилось, в том числе, в ходе недавних боевых действий между Арменией и Азербайджаном.

Согласно упомянутой публикации BESA Center, развитие стратегических  израильско-азербайджанских отношений затруднено тем, что в регионе преобладают интересы России, Ирана и Турции, которые не желают мириться с конкурентами. Иерусалим стоит перед дилеммой в армяно-азербайджанском конфликте из-за Нагорного Карабаха. Израиль не является прямым участником, но старается поддерживать тесные отношения с обеими сторонами конфликта (18 сентября 2020 г. Армения впервые открыла посольство в Тель-Авиве), т.к. имеет жизненно важные стратегические интересы на Южном Кавказе.

Иран, расположенный к югу от Азербайджана, является заклятым врагом Израиля, в то время как Баку и Тегеран имеют сбалансированные дипломатические и экономические отношения. Тем не менее, Баку опасается действий Ирана, которые могут осложнить его положение на Южном Кавказе и в Каспийском море. Все это усугубляется опасениями Тегерана по поводу якобы политических устремлений азербайджанцев в Иране и потенциального возникновения идеи «Великого Азербайджана». Иранцы опасаются, что Баку может стать активным защитником прав 30-миллионного азербайджанского населения, сконцентрированного в северо-западных провинциях Ирана. Они представляют собой крупнейшую неперсидскую этническую группу ИРИ, что является потенциальной угрозой «азербайджанского ирредентизма» на ее территории. В этих условиях между двумя государствами существует высокий уровень недоверия. Так, например, недавно азербайджанцы обвинили иранцев в отправке грузовиков в Нагорный Карабах и в целом, в разжигании конфликта из-за территорий.

В израильских СМИ освещался этот эпизод. Проправительственная газета Israel Hayom писала о «грузовиках и автомобилях с иранскими номерами, которые перевозят топливо и продукты питания на контролируемые Арменией территории Азербайджана». Отмечалось, что «несмотря на заверения Ирана в его набожности и порядочности, он перебрасывает через пограничный переход тяжелые наркотики, оружие и топливо». При этом делалась ссылка на видео в Facebook, которое «привлекло внимание к продолжающемуся участию Ирана в снабжении жизненно важными ресурсами незаконного армянского режима в Карабахе». Баку резко отреагировал на кадры, потребовав от иранцев проведения официального расследования. Иран категорически опроверг эти утверждения. Говорилось о том, что «Тегеран ведет с Баку двуличную политику: заявляя о поддержке территориальной целостности Азербайджана, он разрешает иранским грузовикам и автомобилям въезжать в регион, негласно поддерживая осужденный ООН армянский контроль над землями Азербайджана». Поведение Ирана объяснялось тем, что «на фоне растущего давления со стороны США иранский режим ищет альтернативные пути обхода санкций, поэтому использует банки Армении и Карабахского региона».

В целом Irsael Hayom акцентировала внимание на геополитических факторах: «Внешняя политика Армении совпадает с устремлениями Москвы и Тегерана. Следовательно, ее зависимость от Ирана представляет серьезную угрозу интересам Запада на Южном Кавказе и в Каспийском регионе». Армянский контроль над азербайджанскими территориями был выгоден Тегерану. Любое решение армяно-азербайджанского конфликта в пользу Азербайджана не могло быть в интересах Ирана. Статус-кво в контролируемых Арменией регионах, которые граничили с Ираном, решал одну из проблем национальной безопасности Тегерана с тех пор, как в 1991 г. Азербайджан стратегически выбрал союз с Западом, включая США и Израиль, двух заклятых врагов Ирана[vi].

Israel Hayom также писала, что Азербайджану удается балансировать между открытым стратегическим партнерством с США и Израилем и нормальными добрососедскими отношениями с Ираном, а также избегать открытия дипломатического представительства в Израиле, несмотря на близкие союзнические контакты с еврейским государством, будучи мусульманской страной. В условиях «растущей воинственности Ирана», Баку предлагается открыть посольство в Израиле и активизировать взаимовыгодное израильско-азербайджанское партнерство и сотрудничество[vii].

По словам Арье Гута, эксперта по израильско-азербайджанским связям и исполнительного директора Дома Азербайджана в Израиле, «Баку и Иерусалим укрепили связи благодаря тесному сотрудничеству, в том числе в области сельского хозяйства, медицины и вопросах безопасности». Гут сказал Israel Hayom, что «Израиль был одной из первых стран, признавших независимый Азербайджан. Ни одна страна в Евразии не была для Израиля более близким другом, чем Азербайджан». Он напомнил, что «Израиль является одним из стратегических покупателей азербайджанской нефти (Баку обеспечивает до 40% потребностей Израиля в нефти, которая импортируется по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан – авт.). После освобождения оккупированных территорий, в котором Израиль играл центральную роль, израильские деятели очень заинтересованы в инвестировании в территории Нагорного Карабаха, помимо медицинской помощи, уже оказанной жертвам войны»[viii].

Израиль предстает удобным партнером для Азербайджана. С точки зрения Иерусалима, географическое положение Азербайджана на границе с Ираном делает его идеальным местом для сбора стратегических разведывательных данных. Считается, что в 1990-х гг. Израиль помог Баку построить на границе станции сбора электронной разведки. Взаимодействие двух стран против Ирана на тактическом уровне привело к сотрудничеству в борьбе с терроризмом и к тому, что Азербайджан позволяет Израилю совершать самолетовылеты со своей территории.

Помимо этого, тесные отношения между Израилем и Азербайджаном вписываются в рамки политики США в регионе. Вначале 1990-х гг. Вашингтон поощрял трехсторонние отношения между Турцией, Азербайджаном и Израилем, в результате два последних по-прежнему считают свои геополитические интересы жизненно важными для региональной безопасности.

Проблемой в израильско-азербайджанских отношениях считается то, что Баку испытывает геополитическое давление со стороны Москвы и Тегерана, а противостояние с Арменией создает ситуацию постоянной напряженности. В этих сложных геополитических обстоятельствах Баку должен тщательно балансировать свои отношения с Израилем, чтобы избежать сильного давления со стороны Ирана и России[ix].

Д-р Анна Гейфман, старший научный сотрудник факультета политических исследований Бар-Иланского университета и почетный профессор Бостонского университета, полагает, что одним из препятствий в развитии израильско-азербайджанских отношений может стать «турецкий вопрос». Израиль заинтересован в независимости Азербайджана от любого турецкого влияния, одновременно в израильских интересах суметь воспользоваться в свою пользу трениями между Турцией и Ираном. В Баку и Иерусалиме понимают, что каждый из них может внести свой вклад в столь необходимое лоббирование интересов за рубежом. Азербайджан может оказать положительное влияние на Турцию, в то время как Израиль может стать одинаково полезным в лоббировании интересов азербайджанцев в ЕС и США[x].

Что касается заявленного Израилем намерения принять участие в восстановлении Нагорного Карабаха, Микки Ахаронсон, эксперт по международным отношениям Иерусалимского института стратегии и безопасности (Jerusalem Institute for Strategy and Security, JISS), пояснила, что с одной стороны, «совокупность интересов, которые делают важным для Израиля поддержание связей с Азербайджаном, не изменилась». «Это мусульманская страна, граничащая с Ираном. В течение многих лет Израиль поддерживает с Баку хорошие отношения, в том числе экономические». С другой стороны, «необязательно существует связь между частными фирмами, участвующими в восстановлении, и стратегическими отношениями между двумя странами»[xi].

[i] Israel offers to help Azerbaijan rebuild Nagorno-Karabakh // Israel Hayom. 05.03.2021 -https://www.israelhayom.com/2021/03/05/israel-deepens-cooperation-with-azerbaijan/

[ii] Как повлияет «Нахичеванский коридор» на страны Южного Кавказа // РСМД. 08.02.2021 — https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/columns/postsoviet/kak-povliyaet-nakhichevanskiy-koridor-na-strany-yuzhnogo-kavkaza/

[iii] Defying Geography: The Israel-Azerbaijan Partnership // BESA Center. 31.08.2020 — https://besacenter.org/perspectives-papers/israel-azerbaijan-partnership/

[iv] Там же.

[v]Israeli Perspectives on the Nagorno-Karabach conflict // JISS. 18.10.2020 — https://jiss.org.il/en/lerman-israeli-perspectives-on-the-nagorno-karabach-conflict/

[vi] When the cat’s away, the mice will play // Israel Hayom. 23.04.2020 — https://www.israelhayom.com/opinions/when-the-cats-away-the-mice-will-play/

[vii] Там же.

[viii] Israel offers to help Azerbaijan rebuild Nagorno-Karabakh // Israel Hayom. 05.03.2021 -https://www.israelhayom.com/2021/03/05/israel-deepens-cooperation-with-azerbaijan/

[ix] Defying Geography: The Israel-Azerbaijan Partnership // BESA Center. 31.08.2020 — https://besacenter.org/perspectives-papers/israel-azerbaijan-partnership/

[x] Israel and Azerbaijan: Geopolitical Reasons for Stronger Ties // BESA Center. 15.07.2013 -https://besacenter.org/perspectives-papers/israel-and-azerbaijan-geopolitical-reasons-for-stronger-ties-2/

[xi] Israel offers to help Azerbaijan rebuild Nagorno-Karabakh // Israel Hayom. 05.03.2021 -https://www.israelhayom.com/2021/03/05/israel-deepens-cooperation-with-azerbaijan/

62.9MB | MySQL:102 | 0,503sec