К вопросу о возвращение Сирии в ЛАГ

Российская сторона прикладывает значительные политические и дипломатические усилия для возвращения Сирии в Лигу арабских государств (ЛАГ). Об этом журналистам в понедельник 15 марта заявил председатель комитета Госдумы по международным делам Леонид Слуцкий в связи с десятилетием со дня начала сирийского конфликта.   «Мы до сих пор продолжаем оказывать содействие сирийскому урегулированию по всем плоскостям, в том числе прилагаем значительные политико-дипломатические усилия по возвращению Дамаска в Лигу арабских государств. Сирия, убежден, должна вновь стать полноправным участником международного сообщества и вернуться в арабскую семью», — сказал Слуцкий.

Глава комитета выразил надежду на то, что контакты депутатов Госдумы с парламентами стран-членов ЛАГ станут мощным механизмом или даже своего рода «возвратной пружиной» для восстановления статуса Сирии в ЛАГ.   Членство Сирии в ЛАГ было приостановлено в ноябре 2011 года на фоне активизации вооруженного конфликта в этой стране. Отметим, что тема возвращения Сирии в ЛАГ вообще на сегодня является одной из ключевых задач российской дипломатии,  которая во многом определяет динамику нынешних двусторонних отношений между Москвой и Абу-Даби (а ОАЭ выступает здесь в качестве основного лоббиста в том числе и в КСА), включая ливийское направление. Насколько реальны эти ожидания?

Сирия была исключена из Лиги арабских государств почти на десятилетие, но это может вот-вот измениться. На прошлой неделе ОАЭ призвали восстановить эту страну в организации, которую они помогли создать в 1945 году, повторив аналогичные призывы Ирака в январе. При этом представители ОАЭ признали 9 марта, что санкции США в отношении Сирии затрудняют нормализацию отношений с Дамаском и переговоры о возвращении в Лигу арабских государств. Во время пресс-конференции  министр иностранных дел ОАЭ шейх Абдалла бен Зайед заявил, что, хотя существуют и другие препятствия, стоящие перед усилиями блока по налаживанию связей, «более серьезной проблемой сегодня, стоящей перед координацией и работой с Сирией, является «Закон Цезаря»». «Закон Цезаря» США, вступивший в силу в июне прошлого года, направлен на то, чтобы привлечь президента Башара Асада к ответственности «за зверства», совершенные во время десятилетней войны, и помешать усилиям правительства по восстановлению страны, а также нормализации внешней  торговли. «Сохранение «Закона Цезаря» в том виде, в каком он существует сегодня, делает этот путь очень трудным не только для нас как нации, но и для частного сектора», — сказал Абдалл бен Зайед, добавив, что этот вопрос «должен быть частью диалога, который мы четко рассматриваем с нашими друзьями в Соединенных Штатах». Санкции «Закона Цезаря» также вызвали резкую критику со стороны групп помощи, которые жаловались на то, что эти меры ложатся бременем на обычных граждан и препятствуют гуманитарным усилиям, поскольку банки не решаются вести бизнес в раздираемой войной стране. Принятый Конгрессом при большой двухпартийной поддержке, «Закон Цезаря» позволяет президенту США отменить некоторые меры, если Дамаск согласится вступить в значимые переговоры и прекратить насилие в отношении гражданских лиц. Администрация Дж.Байдена, однако, заявила, что на данный момент она планирует решительно применять «Закон Цезаря».  США стремились остановить сирийское правительство от продолжения усилий по восстановлению в основном из-за сообщений о том, что оно захватывает частную собственность и активы сирийских беженцев и внутренне перемещенных лиц, либо без уведомления, либо требуя непомерных сборов.

На этом фоне  ОАЭ и Бахрейн вновь открыли свои дипломатические представительства в сирийской столице в декабре 2018 года, а некоторые агентства ЛАГ уже возобновили свою деятельность в Дамаске. Это является явным прогрессом по сравнению с ноябрем 2011 года, когда 18 из 22 членов Лиги арабских государств проголосовали за отстранение президента САР Башара Асада от должности на фоне гражданской войны. Политическое выживание Асада при активной поддержки Москвы и Тегерана  побудили арабские государства, которые когда-то выступали против него, пересмотреть свою позицию. Почему возвращению Сирии в ЛАГ прилагается такое значение, учитывая, что эта структура в значительной степени бессильна? Прежде всего, по причине признания тем самым факта политической легитимизации нынешнего режима. То есть, это возвращение помогло бы разрушить послевоенную международную изоляцию Асада, открыв путь для других компромиссов. Москва и Б.Асад справедливо полагают, что возвращение в ЛАГ может открыть дверь для столь необходимых инвестиций из  монархий Персидского залива на восстановление.  Так что же послужило причиной трансформации позиции некоторых членов ЛАГ? Прежде всего, осознание того, что военным путем решить сирийский конфликт невозможно.  При этом Асад никогда не был полностью изолирован, а соседи Сирии Ливан и Ирак отказались голосовать за приостановление ее членства в ЛАГ в 2011 году. Не без давления из Ирана, они поддерживали тесные отношения на протяжении всей гражданской войны. Еще одним ранним исключением из правил был Алжир. Он неохотно одобрил приостановку членства Сирии в ЛАГ, но так и не разорвал связи с Дамаском. Возглавляемый военными алжирский режим, который вел свою собственную долгую гражданскую войну с исламистами,  уже давно симпатизирует Асаду и часто выступает за прекращение его арабской изоляции. Эта позиция не поколебалась, несмотря на недавнюю смену руководства Алжира после народных протестов. На сегодня еще два значительных игрока в арабском мире изменили свою позицию. После событий 2011 года в Египте и избрания правительства «Братьев-мусульман» Каир логично был активным критиком Асада. Однако нынешний военный режим, безусловно, идеологически   ближе к Дамаску, видя в Асаде прежде всего лидера, борющегося против исламистского «терроризма». ОАЭ также стали более сговорчивыми.  Они никогда не были  категорично настроены  против Дамаска, позволяя сторонникам режима, включая членов  семьи Асада, использовать ОАЭ в качестве безопасного убежища (сестра Башара Асада проживает в ОАЭ и играет важную роль в контактах двух стран в формате неформальной дипломатии и проведения тайных финансовых операций). ОАЭ также стали ведущим сторонником примирения,  открыв свое посольство в Сирии в конце 2018 года. Как и Египет, ОАЭ решительно настроены против «Братьев-мусульман», организации, которая широко представлена среди сирийской оппозиции. Кроме того, и Каир, и Абу-Даби стремятся сдержать растущую региональную роль Турции, которая сама является решительным сторонником «Братьев-мусульман», и опасаются ее дальнейшей экспансии на севере Сирию. Примирение ЛАГ с Асадом помогло бы обойти Анкару с этого фланга.

По другую сторону дебатов находятся Катар и Саудовская Аравия, которые крайне неохотно приветствуют возвращение Сирии в ЛАГ. Доха – ключевая  страна, поддерживающая Турцию в ее постоянном осуждении Асада. Тем не менее, если в 2011 году Катар был крупным игроком в ЛАГ, возглавляя обвинение в рамках отстранения Сирии и даже угрожая Алжиру, если он не подчинится, то сегодня Катар более сдержан. Тем не менее, Доха остается на своих прежних позициях, и, если бы другие арабские государства  Персидского залива сейчас проголосовали бы возвращение Сирии в ЛАГ, она изо всех сил попыталась бы предотвратить это. Саудовская Аравия является более значительным препятствием, но и более амбивалентным. Как и ее союзники Египет и ОАЭ, Эр-Рияд опасается как турецкой экспансии, так и «Братьев-мусульман» и заигрывает с идеей примирения с Асадом. КСА одобрило открытие  своим близким союзником Бахрейном посольства в Сирии в 2018 году, что в то время многие считали пробным шаром для Эр-Рияда, чтобы сделать то же самое. Точно так же в прошлом году Эр-Рияд спокойно разрешил сирийским грузовикам, груженным товарами, пройти в Саудовскую Аравию, отступив от своих ограничений военного времени, что указывало на возможную оттепель. Это впечатление было усилено на недавней российско-саудовской пресс-конференции, когда министры иностранных дел обеих стран говорили о возвращении Сирии в «арабскую семью». И все же КСА сохраняет осторожность. Больше, чем ОАЭ и Египет, он опасается усиления присутствия своего конкурента Ирана в Сирии. Хотя примирение с Дамаском может позволить ему несколько ослабить роль Тегерана, это все равно будет лишь незначительным выигрышем на фоне укрепления иранского влияния в Сирии.

Но самым  крупным препятствием на этом пути являются Соединенные Штаты и их режим санкций в соответствии с «Законом  Цезаря», который наказывает любое юридическое или частное лицо, имеющее дело с сирийцами, попавшими под санкции. Неизвестным фактором на сегодня для Абу-Даби и других арабских государств является то, насколько ревностно новая администрация Байдена будет поддерживать эти антисирийские санкции эпохи Трампа, даже при том, что они исходят из Конгресса, а не из Белого дома. Как полагают некоторые российские эксперты, с учетом внимания к пандемии коронавируса у себя дома и с учетом региональных приоритетов президента США Джо Байдена, по-видимому, в отношении Ирана, а не Сирии, вполне возможно, что ОАЭ и другие страны могут найти способ постепенно реинтегрировать Асада, не провоцируя резкую оппозицию из Вашингтона. Это, безусловно, основная  надежда ОАЭ, России и Б.Асада. Лично мы с таким позитивным сценарием не согласны. Позиция новой американской администрации, на наш взгляд, вполне  ясна и ждать каких-то послаблений здесь не нужно. И дело не в Башаре Асаде (это только инструмент), а в сдерживании России и Ирана. Соединенные Штаты не планируют нормализовать отношения с сирийским правительством, поскольку президент Башар Асад «абсолютно ничего не сделал» для восстановления легитимности, заявили в Госдепартаменте 12 марта. Во время пресс-конференции  официальный представитель Госдепартамента Нед Прайс заявил журналистам, что США будут продолжать содействовать политическому урегулированию конфликта в Сирии через региональных партнеров, но не будут стремиться к нормализации отношений с сирийским правительством. «Он (Башар Асад — авт.) не сделал абсолютно ничего, чтобы восстановить законность, которую он потерял из-за жестокого обращения со своим собственным народом. Нет и речи о том, чтобы США в ближайшее время нормализовали отношения с его правительством. Нет никаких сомнений в том, что мы будем стоять и, что мы будем стремиться поддержать гуманитарное тяжелое положение сирийского народа, поскольку мы стремимся к политическому урегулированию, которое положило бы конец его страданиям», — сказал Прайс. Он уклонился от вопросов о том, планирует ли администрация Байдена добиваться смены режима в Сирии, но акцентировал приверженность США «прочному политическому урегулированию». «Политическое урегулирование, мы считаем, должно быть направлено на устранение факторов, которые приводят к насилию, которые приводят к нестабильности в Сирии. Мы будем использовать различные инструменты, имеющиеся в нашем распоряжении, чтобы добиться устойчивого прекращения страданий сирийского народа», — сказал Прайс. Вот собственно и вся позиция Вашингтона. А это означает, что политическое принятие Асада или сохранение его в изоляции будет напрямую зависеть только от фактора  более широких геополитических союзов и конкуренции. Иными словами, именно реальная политика в конечном счете определит судьбу возвращении Сирии  в ЛАГ.

62.86MB | MySQL:102 | 0,490sec