Израиль: досрочные выборы в Кнессет 24-го созыва. Часть 14

На финишной прямой

В пятницу  вечером 19 марта центральные телеканалы Израиля в последний раз передали данные предвыборных опросов. Затем публикация новых опросов будет запрещена. По данным опросов 12-го и 13-го телеканалов, вместе с партией «Ямина» блок Нетаньяху получает 60 мандатов. Оба опроса показывают, что в Кнессет проходят и МЕРЕЦ, и «Кахоль-лаван», и РААМ Мансура Аббаса — каждая из них получает по 4 мандата.

В итоге, если 23 марта израильтяне проголосуют так, как предсказывают опросы, решать судьбу страны будет именно партия РААМ, политическое крыло южной ветви «Исламского движения». То есть как уже не раз отмечалось на предыдущих выборах, «ключ» от коалиции находиться в руках малых партий. Но если на двух последних внеочередных выборах «ключ» был у руках лидера партии НДИ Авигдора Либермана, а всю нынешнюю предвыборную кампанию, «ключ» находился в руках лидера партии «Ямина» Нафтали Беннета, то за день до выборов, он оказался в руках в лидера арабской партии. Правда это скорее всего говорит о дальновидности Биньямина Нетаньяху, сделавшего в преддверии регистрации партийных списков в ЦИК все, чтобы расколоть единый арабский список и вывести оттуда партию РААМ, при этом явно имея какие-то договоренность с ее лидером Мансуром Аббасом. Вполне возможно, что при тупиковой ситуации, не позволяющей создать ни левое , ни правое правительство, Биньямин Нетаньяху может получит внекоалиционную поддержку партии РААМ, что позволит ему все же сформировать правительство меньшинства, на определённый период. При этом депутатам от партии РААМ даже не придется голосовать, достаточно того, что они просто не придут на голосование, что позволит Нетаньяху даже при 59 или 60 мандатах создать свою коалицию.

Но пока оба опроса указывают на укрепление позиций Ликуда — 12-канал дает партии 32 мандата, 13-канал — 30. Нетаньяху успешно отбирает голоса у Беннета и Саара — партии «правой альтернативы» получают теперь всего по 9-10 мандатов, что подрывает претензии их лидеров на пост главы правительства. В остальном партийный расклад остается прежним: 18 мандатов у «Еш атид», 8 у «Объединенного  арабского списка», ШАС и «Еврейство Торы» набирают 15 мандатов на двоих, Авода стабильно берет свои 6 мандатов, «Религиозный сионизм» — 5, НДИ — 6 или 7, а МЕРЕЦ,  «Кахоль-лаван»,  РААМ по 4 мандата

Пока же Израиль продолжает подготовку к выборам в сложной эпидемиологической ситуации, которая лишь немного улучшилась несмотря на массовую вакцинацию населения. По последним данным полностью вакцинированы более 48% населения страны и около 67% взрослого населения (старше 16 лет). Однако по данным Министерства здравоохранения на 19 марта в общей сложности с начала пандемии в стране было выявлено 826 609 заразившихся. При этом в настоящий момент заражены 19908 человек. 800 514 выздоровели после коронавируса. 6073 заболевших COVID-19 умерли. За последние сутки проведены 65323 теста. В 1,9% случаев выявлялся коронавирус. 854 заболевших в больницах, остальные болеют в домашних условиях или в специально оборудованных помещениях гостиниц. Состояние 557 пациентов оценивается врачами как тяжелое, 246 из них в критическом состоянии, 202 подключены к аппаратам ИВЛ и ЭКМО. Индекс заражаемости (индекс репродукции вируса, показывающий, скольким людям в среднем один зараженный его передает) в настоящее время около 0,65. То есть, эпидемия идет на спад, но тем не менее Минздрав и ЦИК принимают все меры по организация раздельного голосования избирателей, находящихся в группе риска, либо находящихся на карантине.

В этой связи впервые в истории выборов в день голосования в аэропорту откроются избирательные участки для израильтян возвращающихся из-за границы, которые смогут проголосовать и отправиться в карантин. Такое решение было принято, чтобы не перегружать участки для тех, кто болеет или находится в карантине после возвращения в Израиль или контакта с вирусных больным. То, что часть избирателей сможет проголосовать в аэропорту Бен-Гурион, председатель ЦИК Узи Фогельман назвал исключительным событием. Сколько участков откроют в аэропорту  Бен-Гурион и где они будут расположены, пока не определено — ожидается, что их будет четыре. На них смогут проголосовать около 2 тысяч граждан или больше. В субботу по решению БАГАЦ прилет в Израиль должен стать неограниченным, Минздрав озабочен защитой страны от разных штаммов болезни.

В последние дни перед выборами политики сконцентрировались на горячих призывах.  Нетаньяху нападает , вернее пугает своих избирателей «левым» правительством под управлением Лапида и устраивает спектакль с внезапной поездкой домой к Беннету. МЕРЕЦ призывает за них проголосовать — «иначе либералов не будет в Кнессете», Яир Лапид раскрыл свои амбиции и уверяет, что не все потеряно. Свой пост он начал со слов «иногда что-то хорошее случается», добавив: «Достаточно еще нескольких человек, чтобы пройти через урну по дороге на пляж. А хорошие и рабочие люди, не очень политизированные, на самом деле, только от них зависит». При этом объясняя избирателям, что «у него больше мест, чем они думали. Ведь еще  2-3 мандата можно получить от не определившихся в последний момент. И тогда все будет хорошо  и президент даст мне мандат и у нас будет хорошее правительство». Хотя ранее Лапид говорил, что «готов уступить место премьера в правительстве лишь бы оно было и Нетаньяху в нем не было». Но последние опросы показывают, что блоку Нетаньяху не хватает немного, если его поддержит «Ямина» Беннета, а «Еш атид», хоть и вторая по величине партия получает всего 18 мест.

Предвыборный трюк ожидал председателя «Ямины» Нафтали Беннета, когда он проснулся и выглянул из окна своего дома в Раанане в пятницу. На улице стояли наряды полиции и службы безопасности. Вскоре стало ясно, что сам Биби намеревался нагрянуть домой к Нафтали, чтобы кавалерийским наскоком убедить «Ямину» подписать соглашение о вступлении в послевыборную коалицию. В процессе ожидания сам Беннет дал несколько интервью на радио и сообщил, что готов встретиться в любом месте, если ему скажут заранее, можно и дома, конечно. У дома Беннета была выставлена охрана ШАБАКа, а улицу перекрыли. Ожидание продолжалось несколько часов, но Нетаньяху объявил в итоге, что не поедет в гости к Беннету, так как тот «не заинтересован» в подписании обязательства не входить в коалицию Лапида даже на условиях ротации. Именно этот документ, по словам Нетаньяху, он якобы хотел получить от Нафтали Беннета. В итоге «внезапный визит» оказался очередным предвыборным трюком.

В последние дни перед выборами все лидеры партий, несмотря на сложную обстановку, тем не менее совершили десятки вояжей к своим избирателям, собирая полные залы своих восторженных сторонников, при этом абсолютно не заботясь о необходимости соблюдать дистанцию, ношение маски и другие требования Минздрава. При этом все как один, красноречиво рассказывали как будет хорошо, если изберут именно его и только один Нетаньяху, раскручивал историю о серии своих побед, как на международном поприще, так и в борьбе против коронавируса. Никто не попытался даже представить отчет об их реальных делах в Кнессете последнего созыва.

В итоге накануне выборов издание TheMarker взяло на себя труд проинформировать избирателей, чем занимались парламентарии от оппозиционных партий в Кнессете 23-го созыва. В год пандемии коронавируса  израильтянам было не до парламентских дел, и публикация TheMarker содержит немало неожиданных деталей, оставшихся вне сферы общественного внимания.

Как ни удивительно, наименьшую активность в законодательной работе проявила партия «Ямина» — депутат Нафтали Беннет подал всего три законопроекта, и лишь один из них инициировал лично — законопроект о запрете возбуждения уголовных дел против действующего премьер-министра. Два других законопроекта, подписанных Беннетом, защищали интересы обладателей служебных автомобилей и малых предпринимателей (предлагалось разрешить им платить себе зарплату и получать все социальные права наемных работников).

Гидеон Саар, еще в составе фракции Ликуд, отличился как автор единственного частного законопроекта, принятого Кнессетом 23-го созыва. Это был законопроект о лишении опекунских прав родителей, обвиненных в убийствах или сексуальном насилии внутри семьи. Законопроект был оперативно подан и утвержден по следам вопиющей истории Ширы Исаков.

Активнее всех занималась законодательной работой депутат Мейрав Михаэли, оставшаяся в одиночестве после вступления Амира Переца и Ицика Шмули в правящую коалицию Нетаньяху-Ганца. Михаэли подала 239 законопроектов, преимущественно социальной тематики, но лишь 2 из них прошли хотя бы предварительное чтение — о бесплатном образовании для детей младшего возраста и о запрете на «лечение» подростков гомосексуальной ориентации.

К числу самых активных законодателей относился и Айман Удэ, вместе с другими депутатами Объединенного арабского  списка: они подали 178 законопроектов — преимущественно поправок в законодательство в сфере социальных служб и здравоохранения. Помимо защиты секторальных интересов, депутаты Объединенного арабского  списка пеклись о правах инвалидов, потерявших трудоспособность после производственных аварий, об индексации пенсий по старости (законопроект о привязке пенсий к уровню минимальной зарплаты), инициировали снижение НДС на продукты первой необходимости и т.д.

Авигдор Либерман поставил свою подпись под 29 законопроектами, поданными депутатами фракции НДИ. Большая их часть, как выяснил TheMarker, касались прав и интересов друзско-черкесской общины, а также вопросам безопасности дорожного движения — в частности, НДИ инициировала обязательную установку в Израиле светофоров, ведущих отсчет секунд до смены сигнала, и специальной разметки у пешеходных переходов. При этом, не было ничего, чтобы можно было бы отметить, как парламентскую борьбу за права своего основного электората , выходцев из стран СНГ.

Наконец, фракция «Еш атид», лидер которой Яир Лапид занимал пост главы оппозиции, подала 59 законопроектов, заведомо не имевших шансов на принятие при сегодняшнем раскладе политических сил. В их числе были закон, запрещающий финансировать частные расходы обладателей официальных резиденций (премьер-министра и президента) за общественный счет, закон, передающий установление зарплаты депутатов и министров в ведение независимой комиссии (ныне депутаты определяют свою зарплату сами), закон о запрете раздачи «коалиционных денег», закон об ограничении пребывания на посту премьер-министра двумя сроками и проч.

Кнессет 23-го созыва был самым недееспособным и бессильным в истории Государства Израиль. Страна жила без утвержденного бюджета и управлялась чрезвычайными указами, произвол исполнительной власти ограничивали, фактически, только юридические советники и БАГАЦ. Тем не менее 120 депутатов исправно получали зарплату, и избирателям перед выборами стоит полюбопытствовать, как они потратили оплаченное налогоплательщиками рабочее время. Сведения о работе Кнессета и повседневной деятельности народных избранников регулярно публикует издание «Шакуф». Благодаря журналистам этого издания удалось узнать, что после вердикта БАГАЦа, предписавшего ограничить телефонную слежку ШАБАКа за контактами больных коронавирусом, заседание комиссии Кнессета по этой теме происходило в пустой комнате — депутаты не явились, председатель комиссии Цви Хаузер вел диалог сам с собой. А закон об электронных браслетах, приравнивающий вернувшихся из-за границы граждан к осужденным преступникам, был принят на пленарном заседании Кнессета всего пятью голосами — остальные депутаты отсутствовали.

До внеочередных выборов в Кнессет 24-го созыва, осталось лишь несколько дней и пока, в принципе, как и последние годы, непонятно, чем они  закончатся и удастся ли, кому-нибудь  сформировать устойчивое правительство. Окончательные итоги выборов ЦИК обещает опубликовать перед праздником Песах 25 марта. Хотя и эти цифры в итоге ничего не значит, ведь в дальнейшем все зависит от умения политиков торговаться или идти на компромисс.

52.32MB | MySQL:103 | 0,555sec