Состояние и развитие экономики Ливии в оценках министра экономики и торговли ПНЕ, М.аль-Хвейджа

18 марта министр экономики и торговли Правительства национального единства Мухаммед аль-Хвейдж обсудил рабочие процессы в министерстве, чтобы определить проблемы и препятствия, с которыми оно сталкивается. Это произошло во время встречи, состоявшейся в штаб-квартире министерства в Триполи, в ходе которой М.аль-Хвейдж обсудил ряд вопросов, в том числе контроль цен на товары и услуги на рынке, в дополнение к мерам по поддержке не нефтяного экспорта и свободных экономических зон. Во время встречи аль-Хвейдж также был проинформирован о работе, проводимой аффилированными организациями, и о целевых планах их действий на 2021 год. Министр подчеркнул необходимость создания исполнительного механизма и работы с ним напрямую, отметив, что «министерство и связанные с ним органы должны выполнять свои обязанности по отношению к родине и гражданам и достигать реальных результатов». Глава экономического ведомства подчеркнул в конце встречи, что требуемые задачи должны быть выполнены в соответствии с указанным периодом времени, и для контроля этого будут проводиться непрерывные встречи для обзора того, что было достигнуто, и устранения недостатков, если таковые имеются.

Министр также дал развернутое интервью экономическому разделу информационного портала «Сада» в котором обратил внимание на следующие обстоятельства. За последние десять лет в ливийской экономике произошел заметный спад экономической активности, как государственной, так и частной, в результате конфликтов и войн, которым подверглась страна, а также разделения государственных институтов. Самым большим потрясением для экономики стало снижение объемов добычи и экспорта нефти, а также снижение цен на нее от одного периода к другому и, обусловленные этим потери, из-за рантье-характера экономики. Действительно, экспорт нефти был полностью остановлен, а доходы от ее экспорта упали до самого низкого уровня во время, так называемого «кризиса нефтяного полумесяца», поскольку связанные с этим убытки оценивались более чем в 130 млрд долларов. Аль-Хвейдж обратил внимание на большие государственные расходы, которые имели место в течение периода 2012-2019 гг. В виде общих бюджетов и годовых финансовых договоренностей, общая сумма которых превысила 300 млрд динаров, большая часть их была профинансирована за счет государственного долга. Значительная их часть пришлась на потребление в виде заработной платы, вспомогательные и управленческие расходы. Их эффективность оказалась ничтожной: государственные услуги не улучшились, уровень занятости рабочей силы не увеличился, за исключением государственного сектора, не отразился положительно на национальном экономики или повышения уровня жизни граждан и все это не способствовало экономическому росту. Скорее наоборот, его реальные темпы роста снизились беспрецедентным образом. В некоторые годы они были отрицательными. Это снижение темпов экономического роста и значительное снижение экономической деятельности, услуг и производительности в огромной степени следует отнести на счет административной и финансовой коррупции в большинстве секторов и в различных сферах, как отмечено в годовых отчетах Аудиторского бюро. Экономическая ситуация на начало переходного периода закончилась состоянием стагфляции, так как уровень безработицы увеличился, сопровождался инфляцией общего уровня цен, а темпы инфляции в некоторые годы были двузначными, достигая 19%, что затронуло макроэкономические основы, и создало множество проблем. Таких, как дефицит общего государственного бюджета, дефицит платежного баланса, высокий курс иностранной валюты на черном рынке и высокий уровень безработицы. Внутренний государственный долг увеличился, его значение превысила 260% валового внутреннего продукта, а общие обязательства государственной казны, включая банковский государственный долг, превысили 500% валового внутреннего продукта. Неформальный сектор экономики вырос, объем его деятельности оценивается примерно в 70% от валового внутреннего продукта.

Состояние стресса и истощения, которому подверглась национальная экономика Ливии в контексте так называемой военной экономики, дефицита суверенных ресурсов, снижения темпов накопления основного капитала, увеличения потребительских расходов, сокращение общих сбережений и низкие показатели производительности – вот реалии ливийской экономики. Секторность и предельная эффективность капитала требуют большого притока инвестиций для обеспечения сбалансированного роста во всех секторах путем принятия набор финансовых мер для вывода экономики из спада и спада и достижения необходимого восстановления и его скорости в рамках комплексного видения реструктуризации экономики, четких характеристик и целей, и в соответствии с конкретными временными рамками, в краткосрочной и среднесрочной перспективе.  Долгосрочные должны начать реализовываться новым Правительством национального единства и продолжены объединенным правительством после завершения объявленных президентских и парламентских выборов – это, по мнению М. аль-Хвейджа, одного из опытнейших ливийских экономистов, очевидно, без необходимости углубляться в теоретические основы теории «сильного толчка в экономическом развитии», предложенной Розенштейном и Роданом. Если показатели экономического развития, в целом, снижаются, а реальный экономический рост в Ливии остановился в течение последних десяти лет, достаточно создания необходимых условий для того, чтобы прибегнуть к мощному толчку для спасения национальной экономики и возобновления усилий в области развития. Имеющих целью объединение необходимого разнообразия источников дохода и за счет поиска альтернативных источников дохода. Это необходимо для избавления от экономических и социальных дефектов и искажений, связанных с характером «экономики рантье», с точки зрения социально-экономической системы, в которой государство привержено обеспечению социальной защиты граждан и предоставлению государственных услуг, гарантированных конституцией, применяемым законодательством и международными конвенциями. Когда правительство действует в качестве наблюдателя и регулятора экономической деятельности и обеспечивает создание соответствующих условий для осуществления частной экономической деятельности, предотвращения монополистической практики, защиты потребителей, устранения коррупции, содействия конкуренции и надлежащего управления. Такова, по оценке министра, должна быть идентичность базовой и потенциальной ливийской экономики, которая поддерживается ее природными и людскими ресурсами, включая конкурентные преимущества, которыми она обладает, и которые являются основным инструментом для политики «сильного импульса». Государство осуществляет комплексные инвестиции в развитие экономических программ в различных сферах и в различных регионах страны по укреплению основ местной администрации и сбалансированному пространственному развитию и повторной перезагрузке экономической жизни, чтобы государственный сектор участвовал в реализации проектов и программ частного сектор (партнерство между государственным и частным секторами), в первую очередь, и использовал иностранные инвестиции, когда это возможно, и каждый раз, в соответствии с ролью и целями, установленными для них в стратегии экономического развития. Прибегать к сильному нажиму не означает необходимости утверждать раздутые государственные бюджеты с астрономическими цифрами в свете ограниченной абсорбционной способности национальной экономики, поскольку это требует реструктуризации общего бюджета государства, что представляет собой реальную проблему, стоящую перед правительством, направление большей части расходов на цели развития и повышение эффективности распределения ассигнований государственного бюджета и соблюдения налоговых правил.

Стоит отметить, считает М.аль-Хвейдж, что призыв к диверсификации источников дохода и снижению зависимости от нефти, как единственного источника дохода в рамках реструктуризации национальной экономики никоим образом не означает, как некоторые считают, что следует пренебрегать нефтяным сектором, инвестировать в него и поддерживать его исключительными бюджетами, поскольку это означает направление доходов от нефти на финансирование расходов на развитие и создание альтернативных источников дохода для замены доходов, получаемых от экспорта нефти, когда они истощаются или заменяются альтернативными источниками энергии. В этом контексте правительство должно определить приоритеты расходов на развитие, разработать и принять экономическую модель распределения доходов от нефти, чтобы обеспечить достижение желаемых целей, лежащих в основе эффективной пакетной политики, и оценить ее результаты. Необходимо, чтобы банковский сектор после реформирования и восстановления его функциональных возможностей занял свое место и играл надлежавшие ему роли в финансовом посредничестве, что является одной из задач Центрального банка. Локомотива, который движет движением экономической активности, поддерживающей рост, поскольку правительство не сможет достичь своих целей и программ в свет существующего состояния дихотомии между денежно-кредитной политикой и фискальной политикой, а также отсутствие совместимости и гармонии между ними. Так ошибочно думают те, кто считает, что правительство может успешно работать в одной плоскости, а Центральный банк — в другой.

Слова министра экономики не расходятся с делом. 20 марта Мухаммед аль-Хвейдж обсудил с председателем совета директоров Объединенной ливийско-египетской экономической палаты Хани Сефракес способы координации в регулировании торговых отношений между Ливией и Египтом. В заявлении Министерства экономики говорится, что министр согласился открыть координационный офис для «совместной работы», в приграничном городе Амсаед, чтобы способствовать развитию и облегчению коммерческого движения на общих границах между двумя странами, а также организовать выставку египетской промышленности в городах Триполи и Бенгази до конца этого года. В министерстве пояснили, что аль-Хвейдж подтвердил, что он направит официальное письмо египетским властям, чтобы утвердить совместные торговые палаты, которые имеют право выдавать сертификаты происхождения и одобрить их работу в упорядоченном порядке после объединения страны в соответствии с рамками одного правительства.

Свободная зона порта Мисурата опубликовала последние данные, которые показали, что администрация порта ожидает прибытия ряда судов в ближайший период времени. Согласно заявлению СЭЗ, в Мисурату направляются судно NEZHA, принадлежащим судоходному агенту Amwaj Libya, с 4000 тонн железа на борту, в дополнение к ожидаемому прибытию судна MINERAL NEW YORK, судоходной компании «Шаххат», со 150 000 тонн железной руды на борту. Ожидается прибытие корабля, GRАСЕА, Восточного судоходного агентства, с 4000 тонн железа-сырца и 3000 тонн концентрата железа, прибывающими из Турции.

Расположенная в Мисурате крупнейшая ливийская «Сталежелезная компания» (так можно перевести с арабского ее название – «Аш Шарика Либия лиль хадид ва ас-сульб» – авт.) наращивает производства стали, проката и метизов.

52.28MB | MySQL:103 | 0,532sec