Ситуация в Сомали: февраль 2021 г.

1 февраля боевики движения «Аш-Шабаб» во второй половине дня атаковали отель «Африк» близ международного аэропорта Могадишо. В ходе атаки они действовали по много раз использованной схеме. Сначала они взорвали заминированный автомобиль у въезда на территорию гостиницы, а затем с боем несмотря на сопротивление охраны ворвались в нее. Осада отеля силами безопасности продолжалась до полуночи. В результате атаки погибли 5 человек из числа гражданских лиц, 10 получили ранения. В ходе штурма трое боевиков были уничтожены, один подорвался, использовав пояс смертника. Ответственность за нападение взяло на себя движение «Аш-Шабаб». Оно сообщило, что целью атаки был очень известный в Сомали 80-летний отставной генерал Мохаммед Нур (Галаль). В ходе атаки бывший командующий сомалийской армией погиб.

Как отмечалось в коммюнике джихадистов, «Галаль долгое время был вовлечен в борьбу против шариата, используя свои знания и опыт военного разведчика для борьбы с моджахидинами». Боевики считали генерала ответственным за гибель их главаря Адана Хаши Айро, который был уничтожен американской ракетой в 2008 г.

Отель «Африк» был известен как излюбленное место деловых встреч членов правительства, высокопоставленных военных, лидеров общин.

7 февраля 8 сомалийских военных погибли в результате подрыва на мине их машины. Среди погибших оказался высокопоставленный офицер военной разведки – Агентства национальной безопасности. Ответственность за теракт, совершенный на выезде из г.Дузамареб в 400 км к северу от Могадишо, взяло на себя движение «Аш-Шабаб». Оно утверждало о 14-ти погибших.

13 февраля заминированный автомобиль был подорван у одного из блок-постов в Могадишо. В результате теракта погибли по меньшей мере 3 человека, 8 получили ранения. До взрыва подозрительную машину несколько километров преследовали полицейские, которые вели по ней огонь. Эта стрельба побудила многих укрыться, иначе жертв могло бы быть намного больше.

8 февраля в Сомали предполагалось провести президентские и парламентские выборы, но они были отменены из-за разногласий между федеральным правительством, которое пользуется поддержкой мирового сообщества, и властями регионов Сомали. 6 февраля, за несколько дней до истечения мандата президента Мохамеда Абдуллахи Мохамеда (Фармаджо), стало очевидно, что переговоры между правительством и регионами относительно проведения выборов завершились безрезультатно. Как заявил в парламенте кандидат на переизбрание Фармаджо, его администрация сделала максимум уступок, однако они ни к чему не привели. В срыве переговоров он обвинил власти Джубаленда и Пунтленда – двух из пяти полуавтономных регионов.

Напомним, что 17 сентября 2020 г. Фармаджо достиг согласия пяти региональных лидеров и мэра Могадишо на проведение президентских выборов до завершения его мандата. Это соглашение не предусматривало проведение выборов по принципу «один человек – один голос».

Глава Джубаленда Ахмед Мадобе в свою очередь обвинил Фармаджо в том, что тот отверг все предложенные варианты проведения выборов в г.Гедо на юго-западе Сомали на границе с Кенией. Там недавно прошли ожесточенные бои между сомалийской армией и местными формированиями. «Ответственность за провал попыток организовать выборы на основе консенсуса лежит исключительно ан президенте Фармаджо», — утверждалось в коммюнике канцелярии Мадобе.

Согласно действующему законодательству, многочисленные сомалийские кланы назначают делегатов, которые затем назначают парламентариев. Последние затем выбирают президента. Пока что известно, что произошел отбор 27 775 делегатов.

8 февраля альянс, объединяющий кандидатов в президенты от оппозиции, включая двух бывших глав государства, объявил, что с того дня не считает Фармаджо президентом Сомали. Совет кандидатов от оппозиции сообщил также, что «не примет ни в какой форме продолжение его мандата под давлением». Он призвал к формированию Национального переходного совета и потребовал от Фармаджо «уважать конституцию». Предполагалось, что в Национальный переходный совет войдут спикеры двух палат парламента, региональные лидеры, представители гражданского общества с главной задачей – привести страну к выборам.

В тот же день ООН, Евросоюз, США, Миссия Африканского союза в Сомали и примерно 20 других международных партнеров Сомали выступили с совместным коммюнике, в котором сообщили, что еще верят в возможное достижение консенсуса в отношении выборов. Они призвали руководителей различного уровня «быстро возобновить диалог» с тем, чтобы организовать выборы «как можно скорее».

9 февраля Совет Безопасности ООН призвал сомалийских лидеров «экстренно возобновить диалог» с тем, чтобы вывести страну из политического кризиса. Заявление было принято единогласно по итогам заседания за закрытыми дверями. Согласно заявлению, подготовленному Великобританией, Совбез призвал сомалийских лидеров «работать вместе в интересах сомалийского народа с тем, чтобы прийти к консенсусу об условиях проведения как можно быстрее инклюзивных выборов». Совбез приветствовал «роль Африканского союза в развитии диалога между сторонами в Сомали» и «осудил террористические атаки» боевиков движения «Аш-Шабаб».

19 февраля в Могадишо прошла манифестация, организованная оппозицией. В ходе шествия, двигавшегося в сторону аэропорта во главе с бывшим премьер-министром Хасаном Али Хейром, вспыхнула перестрелка между полицейскими и вооруженными активистами, обеспечивавшими безопасность акции. По данным свидетелей, первыми открыли огонь полицейские. Власти заранее предостерегли оппозицию от проведения манифестации, сославшись на санитарную ситуацию из-за коронавируса. Они же утверждали, что именно вооруженные охранники лидеров оппозиции попытались атаковать полицейский блок-пост и захватить несколько столичных кварталов.

По данным свидетелей, в ходе перестрелки предположительно реактивный снаряд поразил один из ресторанов близ въезда в аэропорт. Он полностью выгорел. Во второй половине дня в Могадишо, заполненном силовиками, восстановилось спокойствие. Руководители оппозиции организовали пресс-конференцию после перестрелки, которую они назвали попыткой их убийства. Но сообщений о жертвах не поступало, что может говорить о том, что силовики открывали только предупредительный огонь.

«Если кто-то сомневался в том, что Фармаджо руководствуется идеологией диктатуры, события в Могадишо развеяли эти сомнения», — заявил Хасан Али Хейр.

Со своей стороны действующий премьер-министр Сомали Мохамед Хусейн Робле в телевизионном выступлении заявил, что «глубоко разочарован тем, что произошло в Могадишо за последние 24 часа». «Я призываю население Могадишо отказаться от насилия. Мы не потерпим манифестации, организованные вооруженными людьми против сил безопасности», — сказал он.

В тот день в Могадишо должна была состояться встреча между Фармаджо и региональными лидерами с целью найти выход из политического кризиса. Данных о том, состоялась она или нет, не имеется.

В целом, действующие власти Сомали пока справились с вызовом, брошенным им оппозицией. Но будет ли так всегда? Слишком много оружия находится на руках сомалийцев, и оно неизбежно когда-то начнет стрелять.

62.85MB | MySQL:102 | 0,625sec