Ливия: о направлении в МУС иска против президента Турции Р.Т.Эрдогана и функционеров бывшего ПНС

Исполнительный директор так называемой «Организации жертв терроризма и экстремизма» подтвердил, что направил в Международный уголовный суд исковое заявление на действия президента Турции Р.Т.Эрдогана и ряда его военачальников, председателя Президентского совета бывшего Правительства национального согласия, Фаиза Сарраджа, ряда его правительственных сотрудников и некоторых лидеров ополченцев в Триполи, которые, по мнению этой организации, причастны к преступлениям, войне и гуманитарным нарушениям внутри Ливии. Директор организации, который предпочел не называть своего имени по соображениям безопасности, заявил в интервью для саудовского канала «Аль-Хадас», что организация в сотрудничестве с «Афро-Азиатским центром исследований и консультаций» в течение нескольких месяцев «работала в секретном режиме», чтобы задокументировать преступления, совершенные Р.Т.Эрдоганом с момента его вмешательства в Ливию при поддержке и в сговоре с ПНС и его руководителями служб безопасности. Директор представил «интегрированное досье» в МУС как орган, рассматривающий военные преступления, и вместе с Центром будет следить за ходом судебного процесса, над тем, что получило название: «турецкая агрессия против Ливии». Активист выразил надежду, что «следующий шаг станет решающим, и будет начато официальное расследование, в ходе которого будут привлечены к ответственности, те, кто совершил преступления против ливийцев». Руководитель «Организации жертв терроризма и экстремизма» указал на сбор всех доказательств, «подтверждающих большинство преступлений и нарушений на ливийских территориях, которые подлежат наказанию по международному праву и были совершены турецким руководством против Ливии в сотрудничестве с ополчением ПНС, учитывая, что принятие МУС этой жалобы будет означать шаг к достижению справедливости и восстановлению прав ливийского народа». По словам директора организации, в материалы дела включены документы и доказательства совершенных преступлений, главным из которых является «наводнение Турцией ливийской территории оружием и иностранными боевиками», что является явным нарушением резолюции Совета Безопасности ООН, запрещающей экспорт и продажу оружия в Ливию, в дополнение к разрушению государственной и частной инфраструктуры и бомбардировкам безоружных гражданских лиц с помощью беспилотников, их убийствам и перемещению тысяч из них, чтобы «добиться особой выгоды». Вмешательство Турции и переброска сирийских наемников и оружия в Ливию под контролем президента Турции Р.Т.Эрдогана для поддержки ПНС вызвали гнев и неоднократные осуждения международного сообщества, особенно стран, которые представляют такие операции как угрозу их национальной безопасности, например, Египта и стран Восточного Средиземноморья.

Согласно документам, которые были представлены вместе с исковым заявлением, преступления включают «факты агрессии, геноцида с убийством, геноцида с причинением серьезного физического или морального вреда, геноцида путем создания условий жизни, предназначенных для умышленного причинения материального ущерба и преступления в виде умышленного убийства, которые являются преступлениями против человечности, военные преступления в виде разрушения и присвоения собственности, военные преступления в виде нападения на гражданское население, военные преступления в виде нападения на гражданские объекты, военные преступления в виде нападения на нанятый персонал или предметы, используемые в гуманитарной помощи или миссии по поддержанию мира,  военные преступления в виде нападений на беззащитные места, в виде грабежа и краж, прямого и публичного подстрекательства к совершению военных преступлений против человечности, распространение ненависти а также содействие или поощрение планирования или подготовки к ним, а также преступления по транспортировке, обучению, финансированию и вербовке наемников».

Взаимные обвинения сторон в использовании наемников, в распространении терроризма и в нарушениях прав человека, в том числе, и путем совершения военных преступлений приводят к тому, что в споры все активнее вовлекаются структуры ООН, оказывающиеся в роли не беспристрастного арбитра, а инструмента, который стараются пустить в ход. В частности, задействуя многочисленные НПО, разного рода общественные и правозащитные организации, многие из которых аккредитованы при соответствующих структурах ООН.

Напомним, что 23 февраля 2018 года генеральный секретарь подписал новый Глобальный договор Организации Объединенных Наций по координации контртеррористической деятельности, который заменил собой механизм координации деятельности Целевой группы по осуществлению контртеррористических мероприятий. Договор направлен на укрепление общего подхода к координации и обеспечению согласованности действий системы Организации Объединенных Наций в области борьбы с терроризмом и предупреждения насильственного экстремизма (БТПНЭ), а также поддержки, которая оказывается государствам-членам, по их просьбе, в осуществлении Глобальной контртеррористической стратегии Организации Объединенных Наций и других соответствующих резолюций и мандатов ООН.

В 2011 году был создан Контртеррористический центр Организации Объединенных Наций (КТЦ ООН), который является основным подразделением ООН по оказанию содействия государствам-членам в наращивании потенциала в рамках контртеррористических проектов и программ по всему миру в соответствии с четырьмя основными направлениями Глобальной стратегии.

КТЦ ООН возглавляет заместитель генерального секретаря Владимир Воронков. В созданном КТЦ генеральный секретарь ООН поручил В.Воронкову осуществлять стратегическое руководство контртеррористическими усилиями ООН, принимать участие в процессе принятия ее решений и обеспечивать учет в ее деятельности комплексных причин возникновения и последствий терроризма.

Подключение структур действующих под патронажем КТЦ ООН к процессу противоборства РФ с Турции на ливийской территории, по мнению ряда экспертов, вполне симптоматично и отражает линию военно-политического руководства РФ, направленную на жесткое противостояние с Западом, в целом, с Анкарой, в частности, с применением всего имеющегося дипломатического и военного потенциала.

Источники Сирийского наблюдательного центра по правам человека сообщили, что сирийским боевикам, лояльным Анкаре и находящимся на ливийских территориях, поступил приказ начать подготовку своего имущества и самих себя к возвращению в Сирию. Приказ поступил с турецкой стороны которая отправила наемников в Ливию для защиты там своих интересов.  Вывод происходит в свете предполагаемого возвращения президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в дружественную арабскую орбиту и начат с середины ноября прошлого года. 13 марта Сирийский центр сообщил, что проходит подготовка к выводу сирийских боевиков в свете продолжающихся межливийских переговоров, направленных на то, чтобы вселить уверенность в новое Правительство национального единства. Самым заметным обстоятельством, препятствующим стабильности Ливии, остается присутствие наемников, в свете отсутствия точных данных, где именно, до сих пор, на ливийской территории находятся порядка 6750 наемников из сирийских фракций, лояльных Анкаре. Пока что, ни один из них не вернулся в Сирию, и все, что произошло с середины ноября 2020 года до настоящего времени, это была ротация наемников, поскольку одна их партия возвращается в Сирию, и турецкое правительство отправляет другую ей на замену. Это происходило несмотря на все международные требования о выводе наемников из Ливии, и несмотря на истечение крайнего срока вывода иностранных наемников из Ливии, который явился результатом межливийского консенсуса, подписанного 23 октября 2020 года, и на который выделялся период в 3 месяца. В Ливии, кроме того, находится около 2000 наемников сирийской национальности, которые были завербованы российской ЧВК «Вагнер» и отправлены в эту страну  в обмен на деньги, поскольку Россия «играет на ужасающих условиях жизни в Сирии, пользуясь необходимостью молодых мужчин работать и обеспечивать предметы первой необходимости для своих семей». Стоит отметить, что количество наемников, которые до сих пор отправились в ливию «по турецкой линии», по статистике Сирийского наблюдательного центра по правам человека, составило около 18 тысяч человек,  которые были завербованы турецкими спецслужбами, в том числе 350 подростков в возрасте до 18 лет. Около 10 750 человек вернулись в Сирию после истечения срока их контрактов, в то время как число различного рода «джихадистов», прибывших в Ливию, достигло 10 000, в том числе 2500 обладателей тунисского гражданства.

Начинающиеся по мере переноса удельного веса противоборства в Ливии из военной в правовую и гуманитарную сферы, судебные иски и тяжбы сулят немало неприятных моментов не только для Турции и ее союзников, но и для противоположной стороны, против которой подготовлен, например, не менее полновесный иск только по массовым репрессиям в Таджуре. Делу не придается официальный ход лишь по той причине, что не все следственные мероприятия завершены. Помимо этого, всплывает немало подробностей противоправных действий, относящихся к преступлениям откровенно уголовного характера, демонстрирующих моральный облик некоторых из деятелей ливийской драмы.

Группа экспертов ООН по Ливии отслеживала деятельность Управления по военным инвестициям при Главном командовании Ливийской национальной армии (Х.Хафтар), указывая на то, что некоторые из его юрисдикций были нарушены. Военные власти Киренаики экспортировали металлолом вне рамок закона, в то время как группа сообщила в своем отчете, который был обнародован 17 марта, что руководство ЛНА неоднократно продавало лицензии на рыбную ловлю, горючее и визы иностранным гражданам.  Отчет ООН раскрыл многочисленные другие нарушения подчиненных Х.Хафтара, включая конфискацию военными властями государственных компаний, сельскохозяйственных земель, отелей и пляжных курортов с целью расширения своей деятельности, в рамках поиска финансовых ресурсов для ЛНА и личного обогащения. Примечательно, что подобных случаев на территории Триполитании в качестве примеров в отчете на приводится. В данном случае это не характеризует ЛНА никак иначе, кроме как в том смысле, что ее ресурсная база уступает «коллегам» из Ливийской армии. Случай с рейдерским захватом М.Варфалли автобизнеса у одной из деловых семей Бенгази из той же категории – с Варфалли просто не рассчитались, что косвенно может свидетельствовать о сокращении финансовой подпитки ЛНА из ОАЭ.

52.23MB | MySQL:103 | 0,603sec