О стратегиях ФРГ и Франции в Ливане

После взрыва в порту Бейрута в августе прошлого года Германия и Франция стали проявлять заметную заинтересованность в том, чтобы помочь восстановлению Ливана и тем самым повысить свое влияние в стране, а в перспективе и во всем ближневосточном регионе. Париж и Берлин воспринимают ливанский трек как оказывающий важное воздействие на сирийское урегулирование, рост иранского присутствия на Ближнем Востоке и стратегические интересы Израиля, однако ранжирование приоритетов среди названных тем у двух европейских центров различается. Помимо этого, оба государства полагают, что способность оказывать содействие в решении региональных проблем, принесет им дипломатические достижения на других направлениях, прежде всего, ливийском. Наконец, не последнюю роль в реагировании на ливанские события играет положение «Хизбаллы» внутри Ливана и в Европе, где Берлин и Париж также имеют несовпадающие представления о ее истинной угрозе.

Руководствуясь приведенной совокупностью причин, Пятая республика, президент которой дважды после трагедии в порту посещал страну, продемонстрировала более серьезную вовлеченность в ливанские события в первую очередь в политической сфере. В частности именно Париж пытался вдохновить ближневосточное государство на политические реформы, вплоть до пересмотра системы религиозных квот во власти, одновременно не поддаваясь на давление в том, чтобы признать «Хизбаллу» на своей территории полностью незаконной. Не так давно французский президент Э.Макрон заявил о предстоящей смене стратегии в Ливане, однако очертил ее контуры пока весьма размыто. По словам лидера страны: «Время проверки ответственности подходит к концу, и в ближайшие недели нам нужно будет совершенно четко изменить наш подход, наш метод…Мы не можем оставить ливанский народ в той ситуации, в которой он существует… Мы должны сделать все, чтобы избежать краха страны и, следовательно, ускорить формирование правительства и другие реформы». Затем Э.Макрон пообщался с Папой Римским Франциском. Как сообщают СМИ, в списке тем фигурировала ливанская проблематика, а в частности, возможности использования религиозной дипломатии.

Германия, наоборот, часто критиковалась за то, что вовремя на сумела оказать Ливану аналогичный французскому уровень содействия даже в условиях прихода на пост премьер-министра ближневосточного государства бывшего посла в ФРГ М.Адиба. Недостаточное участие в ликвидации последствий бейрутской трагедии, включая широкий политический контекст, могло привести к ослабеванию позиций федеральной республики в регионе, а это, в свою очередь, негативно бы отразилось на других треках.  Однако одним из последних достижений ФРГ стало предложение о восстановлении порта Бейрута, к работе над которым Берлин, как сообщают германские СМИ, предполагается привлечь Европейский инвестиционный банк. По предварительным данным, объем выделенных на реализацию инициативы средств может составить от 5 до 15 млрд долларов. При этом предложение предполагает попытку увязывания экономической поддержки с политическими преобразованиями. К примеру, эффективной борьбой с коррупцией и формированием правительства, без которого Ливан существует уже более полугода. Ожидается, что полный проект может быть обнародован Берлином уже на текущей неделе.

Несмотря на общность интересов в виде поддержки страны в экономическом восстановлении и политических трансформациях, которые в будущем будут укреплять связи Бейрута и Брюсселя, рассматривая инициативы Берлина и Парижа часть СМИ, прежде всего германские, обеспокоены, что битва за порт приведет к нарастанию конкуренции между двумя европейскими центрами силы. В частности, свою вовлеченность в восстановление порта Бейрута с момента взрыва постепенно повышает французская судоходная и логистическая компания CMA CGM. Сначала она принимала участие в доставке в ливанскую столицу гуманитарных грузов, в недавнее время, как сообщают издания из ФРГ со ссылкой на источники в ливанском правительстве, представители  CMA CGM предположительно посещали объект. Дополнительно усиливает озабоченность обозревателей федеральной республики то, что компания в целом широко представлена в Средиземноморском регионе, а точнее его стратегически значимых точках. Так, в марте логическая группа получила права на управление портом Триполи. При этом официальной причиной сделки были названы последствия экономического спада на фоне Covid-19, снизившие до минимума загруженность портов, что и стало основанием для продажи прежним оператором Gulftainer Liban своей доли CMA CGM.

В целом в инициативах Парижа и Берлина действительно существуют заметная конкурентная составляющая. Более того, она выходит далеко за рамки восстановления пострадавшего от взрыва Бейрута. ФРГ и Франция по-разному смотрят на суть ливанской проблемы, включая такие важные ее элементы, как статус и отношения с «Хизбаллой». Если Пятая республика видит в группировке силу, способную обеспечить содействие своему укреплению в Ливане, а также возможность иметь дополнительные рычаги воздействия на иранском треке, то ФРГ наоборот выступает за ужесточение контроля за ней, руководствуясь во многом внутриполитическими соображениями, касающимися угрозы радикализации мусульманского населения и риска финансирования из ЕС при посредничестве «Хизбаллы» террористической деятельности на Ближнем Востоке.

В перспективе это может означать и разное восприятие союзников, которые Берлину и Парижу, безусловно, понадобятся. Так, Германия в силу многих причин особенно близка с Израилем, который никак не может добиться разграничения с Ливаном морской границы, что сдерживает экономический потенциал обоих государств. В свою очередь, участие в урегулировании данного кризиса способно укрепить положение ФРГ на Ближнем Востоке, а также отношения Берлина и Вашингтона, который тоже хотел бы видеть прогресс на указанном направлении. Наконец, принимая во внимание процесс нормализации и интерес к израильскому портовому хозяйству представителей ОАЭ, в будущем Берлин получил бы шанс на их содействие, прежде всего финансовое в развитии инфраструктуры в Бейруте. Ливану такой подход мог бы показаться более предпочтительным, учитывая, что заявленный как предполагаемый партнер Берлина Европейский инвестиционный банк предлагает заемные средства. Такой сценарий в конечном итоге способствовал  бы усилению регионального давления на ИРИ и выводу Ливана из под иранского контроля, однако, под вопросом то, согласится ли на столь бескомпромиссную позицию германская дипломатия, отстаивающая СВПД.

Париж, по некоторым сведениям, планирует усилить консолидацию усилий по проблемам Средиземноморья с Афинами. Теоретически, Пятая республика имеет шанс на этой основе сблизится и с Израилем, чему способствует недавнее присоединение Парижа к Газовому форуму государств Восточного Средиземноморья. Однако есть здесь и сдерживающиеся факторы в виде более жесткой, чем у Германии позиции Франции на палестинском треке, но основную роль играет, как кажется, позиция Парижа по отношению к «Хизбалле» и Ирану, с попыткой изменить которую израильский президент Р.Ривлин посещал в марте французскую столицу. Именно в его присутствии Э.Макрон сделал приведенное выше заявления об изменении французского курса на ливанском треке, из которого намерение оказать на группировку нужное израильской стороне давление не просматривается.

52.31MB | MySQL:103 | 0,493sec