Ситуация в Судане и мировой экономический кризис: возможные варианты развития страны

Набирающий силу, невзирая на усилия финансовых властей ведущих мировых стран, масштабный экономический кризис неизбежно рано или поздно вовлечет в свою орбиту и страны третьего мира. Поэтому крайне важно попытаться рассмотреть все возможные варианты его влияния на внутриполитическую и социально-экономическую обстановку в Судане на среднесрочную перспективу.

Но прежде стоит оценить важнейшие параметры суданской экономики. По данным Всемирного банка, реальный экономический рост Судана по итогам 2007 года составил 10%, став самым высоким в Африке; показатели инфляции в течение последних лет колеблются в пределах 8%. Такие грандиозные показатели экономического роста были обеспечены за счет выручки от продажи нефти (по данным суданского Министерства финансов и национальной экономики, доходы от продажи углеводородного сырья в январе текущего года составили 582 млн долл., из которых 223 млн достались Южному Судану).

В то же время официальные власти страны пытаются сбалансировать поступательное экономическое развитие, распространив его с нефтяного сектора на другие секторы экономики. В частности, суданское Министерство сельского и лесного хозяйства планирует до конца текущего года истратить 1,5 млрд долл. в рамках реализации программы по развитию аграрного сектора.

Эта программа рассчитана на три года (2008 – 2011), и ее целью является «аграрная революция» запущенного десятилетиями суданского сельского хозяйства (по данным экспертов ООН, Судан использует сейчас не более 6,78% общего количества пригодных к обработке земель). Общий объем предлагаемого финансирования «аграрной революции» оценивается в 5 млрд долл.

При этом крайне важно помнить, что продукция суданского аграрного сектора составляет 45% всего валового внутреннего продукта, а кроме того в сельскохозяйственной сфере занято до 80% всего трудоспособного населения страны.

Вместе с тем внешний долг Судана равен приблизительно 27 млрд долл., по сравнению с концом 2000 года он вырос на 9 млрд долл. Страны-кредиторы Судана всячески подчеркивают, что реструктуризация суданских долгов напрямую зависит от прогресса в деле реализации Всеобъемлющего мирного соглашения (ВМС) и мирного урегулирования дарфурского конфликта.

Изучив важнейшие базовые параметры суданской экономики, попробуем рассмотреть возможные варианты ее развития в пределах 7-10 лет, начав с самого оптимистичного и закончив самым пессимистическим.

Вариант № 1. К 2011 году Хартум успешно завершает процесс отделения и признания независимости Южного Судана. У обоих государств не остается серьезных претензий друг к другу (то есть к этому времени успешно решена проблема нефтеносной провинции Абъей, где сосредоточены значительные разведанные запасы углеводородного сырья), что позволяет им установить добрососедские отношения.

Миром завершается многолетний конфликт в Дарфуре, где основой компромисса становится обязательство центральных властей создать нормальную социально-экономическую инфраструктуру региона, учитывающую всю специфику Западного Судана. Успехи с претворением в жизнь ВМС и мирное разрешение дарфурского конфликта позволяют суданским властям добиться реструктуризации своего внешнего долга.

В это время начинается постепенный подъем мировой экономики, цены на энергоносители выходят на стабильно высокий уровень, что в свою очередь позволяет Судану завершить «аграрную революцию», начатую в 2008 году. Это станет возможным в силу того, что основной поток вырученных от продажи нефти средств пойдет в сельское хозяйство, где на выгодных условиях можно будет трудоустроить демобилизованных военнослужащих и участников дарфурских вооруженных формирований. Судан становится крупнейшим агроэкспортером на Африканском континенте.

Вариант № 2. К 2018 году Хартуму удалось решить только южносуданский вопрос. Конфликт в Дарфуре продолжается, одно поколение повстанческих лидеров сменяется другим, миротворцы АС/ООН с трудом контролируют лагеря беженцев, на остальной части территории царит полная анархия. Экономические выгоды от «мирного развода» с Югом полностью нивелируются за счет роста государственных расходов на национальную безопасность.

Несмотря на принимаемые властями меры, растет число терактов на объектах нефтяного сектора Судана, что снижает в глазах зарубежных партнеров ценность страны как стратегического союзника на международном рынке энергоносителей. Теракты совершаются как дарфурскими боевиками, так и жителями других районов страны, где из-за провала «аграрной революции» резко ухудшилась социально-экономическая и, как следствие, политическая ситуация.

Набирают силу радикальные исламисты, обвиняющие власти страны в неспособности выправить ситуацию. Власти на это отвечают жесткими репрессиями, что в итоге приводит к очередному государственному перевороту, устроенному армейской верхушкой, стремящейся не допустить к власти радикальных исламистов.

Основные страны — кредиторы Судана соглашаются на реструктуризацию значительной части его внешних долгов в целях поддержки военного режима в его борьбе с радикальным исламизмом. На эти же цели и уходят все заработанные на нефти деньги. Страна балансирует на грани полной дестабилизации, власть Хартума за пределами суданской столицы становится чисто номинальной и сводится к политике сделок с региональными элитами.

Вариант № 3. По целому ряду причин (в основном из-за неурегулированного спора по провинции Абъей) руководство Судана полностью проваливает процесс мирного отделения Юга. Между Югом и Севером происходит относительно скоротечный (несколько месяцев), но очень ожесточенный вооруженный конфликт в форме битвы за Абъей.

В итоге войска северян занимают нефтеносные районы провинции, но из-за непрекращающихся диверсий со стороны южносуданских военных Хартум не может приступить к полноценной эксплуатации нефтяных месторождений. Своих средств у него на это нет, а зарубежные инвесторы не рискуют вкладываться в этот проблемный регион, тем более что в условиях постепенного выхода мировой экономики из депрессии им предоставляются на выбор куда более безопасные и прибыльные объекты вложения инвестиций.

Во время войны с Севером за Абъей южане оказывают массированную поддержку дарфурским повстанцам. Градус вооруженного противостояния в Дарфуре поднимается до максимального предела. Смешанная операция Африканского союза/Организации Объединенных Наций в Дарфуре (ЮНАМИД) сворачивается из-за огромных потерь в рядах миротворцев и недостаточности ее финансирования в годы мировой экономической депрессии.

Волна суданских беженцев захлестывает сопредельные территории и страны (в первую очередь Египет и Хартум). Происходит полная «сомализация» Чада. В суданской столице и ее пригородах вследствие постоянных стычек с бежавшими из Дарфура боевиками различных партий и движений, которые были разгромлены их более сильными конкурентами, вводится осадное положение.

Экономика Судана находится в состоянии коллапса: все средства (в основном нефтедоллары) уходят на оборону предприятий нефтяного комплекса, трубопроводов и обеспечение безопасности в Хартуме, а также на закупку продовольствия, так как международные гуманитарные организации уже не в состоянии эффективно помогать суданцам, а проект «аграрной революции» не был реализован из-за нехватки средств.

Однако из-за растущей нестабильности в стране доходы от продажи нефти резко сокращаются, их уже не хватает на выполнение перечисленных выше задач, поэтому Судан как целостное государственное образование прекращает свое существование. Различные радикальные движения, и в первую очередь исламисты, пытаются восстановить единство страны под своими лозунгами и идеями. Но это лишь ведет к эскалации насилия и способствует наступлению полной гуманитарной катастрофы.

Таковы, на наш взгляд, основные варианты социально-экономического и политического развития Судана в ближайшее десятилетие в силу сложившихся на данный момент его экономико-политических и социальных реалий.

52.3MB | MySQL:103 | 0,580sec