Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили в Ираке, а также были связаны с сирийско-ливанскими отношениями. Ирак и США завершили предварительное согласование текста нового двустороннего договора о стратегическом партнерстве. 15 октября в Дамаске подписано соглашение об установлении дипломатических отношений между Сирией и Ливаном.
Сложной остается ситуация на ближневосточных финансовых рынках. Крупнейший из них – саудовский возобновил 18 октября торги с падения главного индекса «таси» на 5,23 проц. Падение основных индексов произошло на биржах Кувейта, Абу-Даби и Дубая. Наименьшие потери за последние две недели понесла биржа Бейрута. Правительство Египта заявило, что банковская система страны оказалась способной выдержать негативное воздействие мирового финансового кризиса.
Ирак и Соединенные Штаты официально подтвердили завершение работы над проектом договора о стратегическом партнерстве между двумя странами. Сообщается, что этот документ предусматривает вывод американских войск из Ирака до конца 2011 г., но Багдад при необходимости может попросить Вашингтон продлить срок их пребывания в стране. Военнослужащие ВС США, находящиеся на военных базах или участвующие в боевых операциях, не будут находиться под иракской юрисдикцией, но могут быть привлечены местными властями к судебной ответственности за правонарушения, совершенные вне своих баз. Американские военные смогут задерживать иракских граждан только с предварительного согласия властей страны. Все иракцы, находящиеся сейчас в тюрьмах, контролируемых ВС США (до 18 тыс. чел.), будут переданы соответствующим иракским органам.
Вашингтонская администрация развернула активную кампанию в Конгрессе в поддержку договора с Ираком, хотя формально законодатели утверждать его не будут. В поддержку соглашения выступили госсекретарь К. Райс и глава Пентагона Р. Гейтс. Вместе с тем, среди конгрессменов нет единства по этому вопросу. Так, ряд сенаторов-демократов считают, что договора «свяжет руки» новому президенту США. Имеются сомнения и насчет надежности правовой защиты американских военных в Ираке.
Сложнее дело обстоит в самом Ираке. Здесь договор в обязательном порядке должен быть утвержден парламентом, где его текст намерены тщательно и без спешки изучить. Причем как среди законодателей, так и в рядах иракской политической элиты имеется много противников соглашения с США. На изменениях в документе настаивает даже шиитские партии, входящие в правительственную коалицию. Кроме того, по оценке в американских СМИ, договор «глубоко непопулярен среди иракского населения». Наиболее активным его противником выступает влиятельный радикальный шиитский лидер М. ас-Садр, призывающий парламентариев отвергнуть соглашение и настаивающий на скорейшем уходе из Ирака американских войск. 18 октября сторонники ас-Садра провели в Багдаде крупную акцию протеста (участвовало ок. 50 тыс. чел.) против подписания договора с США. Двойственную позицию занимает духовный лидер иракских шиитов А. Систани: он не поддерживает соглашение, но и не отвергает его. Резко негативно относятся к заключению иракско-американского договора в Тегеране, где видят в нем прямую угрозу безопасности ИРИ. Отрицательно оценили договор в Сирии.
Напряженная обстановка сохраняется в иракско-турецком приграничье. Турецкая авиация продолжает регулярно наносить удары по различным объектам боевиков сепаратистской Курдской рабочей партии (КРП) в Северном Ираке. 18 октября турецкие самолеты впервые бомбардировали базу КРП на расстоянии 100 км от границы. Одновременно проводятся операции против сепаратистов в юго-восточных районах Турции. Вместе с тем, официальная Анкара отказалась от инициативы оппозиционных партий о создании на иракской территории буферной зоны с целью воспрепятствования проникновению боевиков через границу. По заявлению премьер-министра Турции Р. Т. Эрдогана, до конца 2009 г. на границе с Ираком будут созданы 160 новых сторожевых застав, а главная роль в деле охраны границы постепенно станет переходить от военных к жандармерии и полиции.
Подписание сирийско-ливанского соглашения об установлении дипломатических отношений по праву можно считать знаковым событием в истории двух соседних государств. Ведь Сирия и Ливан со времени обретения независимости в 1943 г. не поддерживали полноценных дипломатических связей. Согласие Сирии на их установление получило широкую позитивную оценку, в т. ч. в арабском мире и на Западе. Считается, что данный шаг будет способствовать упрочению внешнеполитических позиций САР, выходу страны из международной изоляции. Одновременно Дамаск предложил Бейруту координировать действия двух стран в борьбе с терроризмом, угроза которого, по мнению сирийцев, является общей для Сирии и Ливана.
Так, недавно в различных районах Ливана были арестованы 20 человек, принадлежащих к одной из исламистских террористических группировок. Командующий ливанской армии генерал Ж. Кахваджи заявил в этой связи, что ситуация с безопасностью в стране находится «под полным контролем», в чем, однако, можно усомниться. Говоря об усилении сирийского военного присутствия вблизи ливанской территории в связи с мероприятиями по борьбе с контрабандой и незаконным пересечением границы, генерал отметил: «Сирийская сторона заранее уведомила нас о размещении своих войск и целях этой операции».
13 октября председателем исполнительного комитета ливанского радикального шиитского движения «Хизбалла» избран Х. Сафи ад-Дин. Считается, что именно он должен возглавить движение в случае гибели его нынешнего лидера Х. Насруллы.
Сложная, с заметными элементами напряженности сохраняется обстановка в Пакистане. На северо-западе страны в районах, прилегающих к границе с Афганистаном, правительственные войска продолжают операции против экстремистов и сторонников движения «Талибан». Наиболее интенсивные боевые действия имеют место в регионе Баджаур. Наземные войска поддерживаются боевыми самолетами и вертолетами. Лидеры проталибских группировок 16 октября предложили правительству прекратить военные операции в Северо-западной пограничной провинции и начать мирные переговоры, выразив при этом готовность содействовать армии в деле прекращения инфильтрации боевиков из горных районов Пакистана в Афганистан.
На минувшей неделе в штабе ВС Пакистана в Равалпинди состоялось заседание тройственной комиссии с участием командующего пакистанской армии генерала А. П. Кияни, его афганского коллеги генерала Б. Хана и командующего войсками международной коалиции в Афганистане американского генерала Д. Маккерна. Обсуждались вопросы координации действий в борьбе с вооруженными экстремистами и террористами, в первую очередь, в районе пакистано-афганской границы. На совещании 18 октября с участием президента Пакистана А. А. Зардари, главы правительства Ю. Р. Гилани и генерала А. П. Кияни принято решение отвергать любые компромиссы с талибами и их сторонниками и продолжать военные операции с целью нанесения противнику решительного поражения.
Между тем, по оценкам разведки США, ситуация в Пакистане является «очень плохой». Государственные институты страны находятся на грани коллапса. В правительстве отсутствует должная консолидация сил, а радикальные исламисты всячески укрепляют свои позиции. Обостряется экономический кризис, усиливается нехватка продовольствия и энергоресурсов.
Президент А. А. Зардари находился на прошедшей неделе с визитом в Китае. По его итогам подписано 10 соглашений в сфере экономического, торгового и научно-технического сотрудничества. В частности, Китай окажет Пакистану содействие в строительстве двух новых АЭС.
15 октября Совбез ООН обсудил ситуацию в Афганистане. По мнению представителя ООН в Кабуле Р. Эйде, «насилие распространяется почти на всю территорию страны», растет число жертв и объектов нападений террористов. Представитель России В. Чуркин указал на «бескомпромиссную агрессивность», с которой экстремисты рвутся к власти в Афганистане, что делает «порочной» тактику замирения с талибами и другими экстремистскими группировками. Против попыток использования для афганского урегулирования переговоров с экстремистами выступил Иран. США отметили необходимость оказания более широкой международной помощи Афганистану. Глава афганского МИДа Р. Д. Спанта, выступая в Кабуле, подверг жесткой критике идею переговоров с талибами, подчеркнув, что они возможны лишь с «позиции силы». По мнению Спанта, «четкая стратегия» ведения переговоров с вооруженной оппозицией пока еще не сформулирована.
Командование международной коалиции в Афганистане 15 октября приказало подчиненным войскам ограничить использование авиационных ударов в борьбе с талибами. Однако уже через два дня в результате удара с воздуха погибли 17 мирных жителей, в основном женщин и детей.
В северо-западных районах Ирана прошло крупное учение военной авиации. В нем участвовало около 100 боевых самолетов. По официальным оценкам, учение призвано продемонстрировать боевую мощь и боеготовность национальных ВВС, их способность «к наступательным действиям на фоне возросших внешних угроз». Говорилось и об отработке «воздушного удара по Израилю», а само мероприятие было названо «ответом на учения израильских ВВС, проведенные над Средиземным морем в июне этого года».
Иран 17 октября не был избран непостоянным членом СБ ООН. Кандидатуру ИРИ поддержали лишь 32 из 192 стран, участвовавших в голосовании. В итоге место в Совете Безопасности от азиатского региона заняла Япония.
Президент Судана О. аль-Башир 16 октября выступил с «национальной инициативой» по урегулированию в Дарфуре, призвав участников вооруженного противостояния поддержать усилия правительства по установлению мира в регионе. По мнению аль-Башира, фундаментальное решение дарфурского конфликта должно быть основано на прекращении насилия, возвращении на места проживания беженцев и перемещенных лиц, выравнивании экономического положения области с другими регионами Судана, а также на формировании в Дарфуре «широкого самоуправления». Президент проинформировал, что в 2009 г. на развитие Дарфура будет выделено 250 млн долларов. В ответ руководители дарфурских оппозиционных вооруженных группировок заявили о бойкоте инициативы, скептицизм в возможности ее реализации выразили некоторые суданские оппозиционные партии и США.
Египет представил план урегулирования отношений между противоборствующими палестинскими движениями ФАТХ и ХАМАС. Он предусматривает формирование палестинского правительства «национального взаимопонимания», восстановление статус-кво в секторе Газа до захвата власти в нем ХАМАСом, проведение президентских и парламентских выборов на палестинских территориях по графику, согласованному сторонами конфликта, реформирование палестинских силовых структур. ФАТХ изучает предложения Каира, а ХАМАС пока на них официально не отреагировал.
В Израиле продолжаются консультации по формированию нового правительства страны. 13 октября две ведущие партии прежней коалиции – Кадима и Авода достигли предварительного соглашения по созданию нового альянса, располагая 48 из 120 мест в нынешнем составе Кнессета. Поддержку лидеру Кадимы Ц. Ливни обещает партия МЕРЕЦ (5 мест). В то же время переговоры с ультраортодоксальной партией ШАС (12 мест) пока не привели к положительным результатам. По закону Ц. Ливни должна создать новое правительство к 3 ноября. Не исключено, что она может попросить у президента Израиля Ш. Переса дополнительные две недели.
В рамках процесса межкипрского урегулирования президент Кипра Д. Христофиас отменил учения «Никифорос», ежегодно проводимые греко-кипрской Национальной гвардией. Кипрское правительство также предложило Турции отказаться от проведения в северной части острова ежегодных учений «Торос».
Приложение
Военно-воздушные силы Армии Ирана
Вооруженные силы Исламской республики Иран состоят из двух независимых компонентов: Армии и Корпуса стражей исламской революции (КСИР), каждый из которых имеет свои сухопутные войска, ВВС и ВМС. В данной справке говорится только о ВВС Армии, которые являются главной авиационной составляющей иранских ВС, в то время как основу ВВС КСИР составляют ракетные части.
ВВС Армии Ирана представляют собой отдельный вид вооруженных сил и насчитывают 52 тыс. человек, в т. ч. 15 тыс. человек – в силах ПВО. Всестороннее развитие и совершенствование ВВС и ПВО остается одним из приоритетных направлений национального военного строительства.
По взглядам руководства вооруженных сил Ирана, ВВС армии предназначены для завоевания превосходства в воздухе, защиты от ударов с воздуха административно-политических и экономических центров, группировок войск и важных военных объектов, нанесения ударов по ракетным, сухопутным, авиационным и морским группировкам противника, его военным и экономическим объектам, оказания непосредственной поддержки сухопутным войскам и ВМС, ведения воздушной разведки, обеспечения выброски (высадки) воздушных десантов, переброски личного состава и военных грузов по воздуху.
В боевом составе ВВС Армии имеются части и подразделения бомбардировочной, истребительно-бомбардировочной, истребительной, разведывательной и вспомогательной авиации, а также зенитные ракетные и артиллерийские части, радиотехнические войска (РТВ) и части тылового обеспечения.
Во главе ВВС Армии стоит командующий. Штаб ВВС (расположен в Тегеране) является основным органом оперативного и административного управления силами ВВС и ПВО. Ему подчинены отдельные командования: авиационное, ПВО, радио- и радиотехнической разведки, связи, обеспечения центрального гарнизона, тыла и учебное.
На вооружении иранских ВВС имеется около 300 боевых самолетов американского (F-14 «Томкэт», F-4D/Е «Фантом», F-5В/Е/F «Тайгер», RF-4Е, RС-130 «Геркулес», Р-3 «Орион»), советского/российского (Су-24МК, Су-25, МиГ-29), китайского (F-7, аналог МиГ-21), французского («Мираж» F-1), и национального («Саега», «Азархаш») производства. Причем число машин иранской сборки невелико. Имеется несколько самолетов электронной разведки на базе самолетов «Боинг-707» и С-130 «Геркулес».
Большая часть авиапарка устарела морально и изношена физически. Так, 50-60 проц американских и французских и 20-30 проц российских и китайских самолетов считаются непригодными к использованию по техническим причинам. Кроме того, разнотипность самолетного парка затрудняет его эксплуатацию и ремонт, создает дополнительные сложности в подготовке летного состава и наземного персонала, затрудняет организацию боевой подготовки и боевого применения ВВС.
Наиболее современными самолетами считаются фронтовые бомбардировщики Су-24 (до 30 ед.) и истребители МиГ-29 (до 25 ед.). Имеется информация, что иранские специалисты оборудовали Су-24 системой дозаправки топливом в воздухе, что значительно увеличило радиус их действия. На тактических истребителях F-14 (в рабочем состоянии до 30 ед.) иранцы провели ряд работ по модернизации, позволяющие, в частности, использовать более широкий спектр вооружения. Через посредников за рубежом приобретаются запчасти, необходимые для подержания этих самолетов в рабочем состоянии, причем, по заявлениям иранских военных, в стране налажено изготовление свыше 70 проц запчастей, требуемых для F-14. Некоторые американские эксперты считают, что часть самолетов Су-24 и F-14 могла быть переоборудована в качестве носителей крылатых ракет Х-55 (дальность пуска до 3000 км). Более того, в перспективе истребители F-14 рассматриваются американцами в качестве возможных носителей ядерного оружия.
Военно-транспортная авиация насчитывает около 90 самолетов, в т. ч. Ил-76МД и С-130Е/Н «Геркулес». Начат выпуск легких военно-транспортных самолетов «Иран-140» (лицензионный вариант украинского Ан-140). Всего предполагается собрать 50 машин этого типа. На вооружении также состоит несколько самолетов заправщиков КС-707. Учебно-боевая и учебно-тренировочная авиация имеет в своем составе до 180 самолетов, часть из которых собственного производства. Иранцы располагают примерно 110 боевыми вертолетами АН-1J «Кобра» (70 ед.) и «Шабавиз-2091» (местная модификация американской «Кобры», до 40 ед.). Также имеется порядка 160 транспортных вертолетов зарубежного и собственного производства.
Группировка ВВС Армии размещена в основном в северо-западной, западной, центральной и южной частях страны. В соответствии с задачами и дислокацией силы и средства боевой авиации распределены по оперативным зонам (командованиям): «Север» (штаб в г. Тегеран), «Запад» (Хамадан), «Юг» (Бушир). Основными аэродромами базирования являются: Тебриз, Хамадан, Дизфуль, Бушир, Исфаган, Тегеран, Шираз, Бендер-Аббас, Махрабад, Мешхед. На всех военно-воздушных базах сооружены железобетонные укрытия для самолетов.
Организационно в составе ВВС армии имеется 12 авиационных баз, в т. ч. 10 истребительных и две отдельные транспортные. Боевая авиация сведена в 17 эскадрилий: истребительно-бомбардировочных – 9, истребительных — 7, разведывательных – 1.
Развитие ВВС Армии предполагается осуществлять как путем их оснащения самолетами и вертолетами иранского производства (собственные возможности, особенно по выпуску боевых самолетов, ограничены), так и в виде закупок за рубежом. В частности, иранская сторона проявляет интерес к российским истребителям Су-30 и самолетам-заправщикам Ил-78. Вместе с тем, в условиях поступательно ужесточающихся международных санкций в отношении ИРИ приобретение в других странах военной авиационной техники (особенно крупных партий) представляется весьма маловероятным. Иранское командование также продолжает уделять значительное внимание поддержанию в технически исправном состоянии наличный самолетный и вертолетный парки путем налаживания в стране выпуска необходимых запасных частей, двигателей, различного оборудования, проведения капитально-восстановительного ремонта и модернизации авиатехники.
Командующий силами ПВО одновременно является одним из заместителей командующего ВВС Армии и имеет свой штаб. Для успешного решения возложенных на ПВО задач, а также более эффективного управления истребительной авиацией, силами и средствами противовоздушной обороны в Иране имеется единая автоматизированная система управления. Оперативный центр ПВО страны находится в Тегеране.
В боевом составе иранских ПВО имеются 4 батареи ЗРК дальнего действия С-200 «Вега» (10 ПУ), 15 батарей ЗУР «Усовершенствованный Хок» (до 150 ПУ), 10 дивизионов ЗРК средней дальности «Хунци-2» (около 45 ПУ, китайский вариант ЗРК С-75), 74 ПУ ЗУР ближнего действия («Тор-М-1» — 29, «Тайгеркэт» — 15, «Рапира» — 30), ПЗРК «Игла», «Стрела-2», «Стингер», зенитные установки калибра от 23 до 57 мм.
Иранская система ПВО построена по зонально-объектовому принципу. Воздушное пространство над территорией страны, прилегающими к ней территориями сопредельных государств, акваториями Персидского и Оманского заливов, Каспийского моря, разделено на четыре района ПВО: 1-й район прикрывает северо-восток страны, в т. ч. Тегеран, южную часть Каспийского моря и границу с Афганистаном; 2-й район – прикрывает северо-запад страны, контролирует Закавказье, турецкую Восточную Анатолию, север Ирака; 3-й район – прикрывает юго-запад страны, контролирует Ирак, Кувейт, северные районы Саудовской Аравии и часть акватории Персидского залива; 4-й район – прикрывает юг и юго-восток страны, контролирует часть акватории Персидского и Оманского заливов, Ормузский пролив, Бахрейн, Катар, ОАЭ, юго-запад Афганистана, западные районы Пакистана. Каждый район включает 3-5 групп ПВО в составе частей ЗУР, зенитной артиллерии и РТВ. Группы ПВО в большинстве своем дислоцируются в непосредственной близости от авиационных и военно-морских баз, объектов, имеющих для страны особое значение, а также стратегически важных районов проливной зоны Персидского залива.
В целом современное количественное и качественное состояние ВВС и ПВО Ирана позволяет им решать лишь ограниченный круг задач по оказанию поддержки сухопутным войскам и ВМС, прикрывать отдельные административно-политические и экономические объекты и группировки войск. В то же время они не в состоянии эффективно противодействовать современным средствам воздушного нападения, особенно в случае их массированного применения, и устойчиво действовать в сложной радиоэлектронной обстановке.