Об экономической ситуации в Египте

Данные, обнародованные 18 апреля Центральным  банком АРЕ, показали заметное снижение всех валютных поступлений, включая доходы от туризма, прямых и косвенных иностранных инвестиций, транспортных услуг, сборов за проход по Суэцкому каналу, экспорта нефти, государственных доходов и доходов от инвестиций и международной помощи. В этой связи Каир вынужден и далее использовать практику   внешних и внутренних заимствований, что приводит к обострению бремени, связанного с расходами по государственному долгу, такими, как проценты и выплаты. Доходы от туризма в 2020 году снизились до 4,4 млрд долларов по сравнению с 13 млрд  долларов в предыдущем году. Это означает снижение примерно на 66 %, что является самым низким показателем с 2016 года. Число туристов сократилось с 13 млн в 2019 году до 3,7 млн, то есть примерно на 72%. Министр туризма ожидает, что туристический поток вернется в нормальное русло к осени 2022 года, но бывший председатель Генерального союза туристических палат Ильхами Эль-Зайят считает, что 2024 год более вероятен. Чистые иностранные инвестиции сократились на 35% — с 9 млрд долларов до 5,85 млрд долларов. Это самая низкая сумма с 2014 года, и снижение, как ожидается, продолжится, не в последнюю очередь из-за продолжающихся репрессий в отношении ряда опальных бизнесменов, некоторые из которых были арестованы без причины и лишены возможности видеться со своими семьями. Кроме того, необходимо учитывать рост процентных ставок по займам и конкуренцию правительства с частным сектором за банковские средства и реализацию проектов.

Стоимость экспорта нефти снизилась на 34% по сравнению с 2019 годом, что является самым низким уровнем с 2016 года. Портфельные инвестиции в Египет сократились на 75%, что стало самым низким показателем с 2018 года. Еще хуже то, что доходы от транспорта — воздушного, морского и автомобильного — сократились на 45%, что является новым минимумом с 2006 года. Доходы Суэцкого канала также упали, зафиксировав самый низкий показатель с 2017 года.  Доходы от инвестиций за рубежом также снизились на 48%, что снова стало самым низким показателем с 2016 года. Сборы, взимаемые египетскими консульствами за рубежом за услуги, предоставляемые египетским гражданам, также упали до самого низкого уровня с 2018 года. Более того, международная помощь со стороны иностранных правительств и международных агентств находилась на беспрецедентном в последние годы низком уровне.

Таким образом, доходы от девяти из тринадцати основных источников иностранной валюты упали. В остальных четырех наблюдался рост, включая кредиты, которые выросли на 91% до 23,6 млрд долларов по сравнению с 12,4 млрд долларов в 2019 году; денежные переводы египетских экспатриантов, которые выросли примерно на 11%; доходы от услуг, помимо туризма и транспорта, которые выросли на 5%; и экспорт ненефтяных товаров, который вырос менее чем на 1%. Параллельно с этим наблюдался рост многих аспектов обычных платежей за рубежом, прежде всего импорта ненефтяных товаров, который вырос до беспрецедентной цифры в 55,3 млрд долларов, несмотря на многочисленные меры, принятые властями для сокращения импорта. Портфельные инвестиции за рубежом также достигли рекордного показателя в 1,6 млрд долларов. Кроме того, государственные платежи достигли самого высокого уровня с 2017 года, а платежи по капитальному счету выросли до самого высокого показателя с 2009 года. Результатом стало преобладание дефицита во всех балансах, особенно в торговом балансе сырьевых товаров, балансе товаров и услуг, инвестиционных доходах и дефиците текущих операций, который увеличился на 39%, что привело к общему дефициту всех платежей в размере 7,5 млрд долларов. Но это не реальная цифра, потому что в составе доходов есть кредиты на сумму 23,6 млрд долларов и иностранные облигации на сумму 3,8 млрд долларов. Другими словами, при добавлении таких кредитов и облигаций фактический дефицит составляет ошеломляющие 34,9 млрд долларов. Данные об инвестициях, осуществленных на местном уровне в течение 2019/2020 финансового года, указывают на общее снижение стоимости на 17% по сравнению с 2018/2019 финансовым годом. Инвестиции частного сектора сократились на 31%, инвестиции государственных органов — на 42%, а инвестиции государственных компаний — на 13%. В то время как данные Министерства планирования показывают увеличение инвестиций государственного сектора на 34%, цифры Министерства финансов показывают, что по сравнению со стоимостью прогнозируемых инвестиций государственного сектора в 2019/2020 финансовом году на самом деле произошло только 78% предполагаемых инвестиций с начала финансового года. Аналогичным образом, стоимость инвестиций, осуществленных в некоторых секторах в течение 2019/2020 финансового года, по сравнению с предыдущим финансовым годом, показала снижение на 56% стоимости инвестиций, осуществленных в секторе природного газа; снижение на 52% на оптовом и розничном рынках; снижение на 46% в секторе электроэнергетики; снижение на 45% в секторе сырой нефти; снижение на 31 % в деятельности по переработке нефти; снижение на 19% в перерабатывающих отраслях, помимо газа и нефти; снижение на 17% в сельском хозяйстве, ирригации и мелиорации земель.; и  спад  в 8% в строительном секторе. Поскольку последнее затрагивает несколько отраслей промышленности, производящих строительные материалы и их рабочую силу, правительственные данные показали, что продажи армированной стали в 2020 году достигли самого низкого уровня за последние семь лет. И это несмотря на все «прорывные» правительственные проекты, такие как новая административная столица, например. Они также показали пятипроцентное снижение продаж цемента в прошлом году по сравнению с 2019 годом. Индекс по закупкам для Египта, подготовленный банком ОАЭ Dubai Bank, указывает на продолжение рецессии на египетских рынках в марте четвертый месяц подряд.

МВФ прогнозирует, что темпы роста египетской экономики в текущем году составят 2,5% по сравнению с 3,6% в 2020 году. Он также прогнозирует увеличение отрицательного уровня процентной доли операций по текущим счетам Египта в этом году до 4% ВВП по сравнению с минус 3,1% в прошлом году. МВФ также прогнозирует, что доля государственного долга вырастет до 93% ВВП по сравнению с 90%в 2020 году. МВФ также прогнозирует рост уровня безработицы в текущем году до 9,8%; в прошлом году он составлял 8,3%. С учетом того, что внешний долг Египта к концу 2020 года увеличится до исторически беспрецедентного уровня в 129 млрд долл. США, этот год пока указывает на то, что будет больше заимствований от Всемирного банка, Африканского банка развития, Европейского банка реконструкции и развития, Японского агентства по международному сотрудничеству и других учреждений. Таким образом, внешний долг, как ожидается, достигнет показателя в 139 млрд долларов к середине этого года, согласно исследованию, проведенному по заказу Pharos Holding for Financial Investments. Центральный банк  АРЕуказал, что стоимость внешнего долга и процентных платежей по кредитам, как среднесрочных, так и долгосрочных, в течение десятилетия 2021-2030 годов составит около 101 млрд долларов. Это подтверждает, что египетская экономика действительно попала в ловушку внешнего долга, который требует больше заимствований для обслуживания старых кредитов, особенно с учетом необходимости большего количества иностранной валюты для удовлетворения местных потребностей в импортируемой нефти. Следует учитывать, что в первом квартале текущего года средняя цена на нефть марки Brent составляла 61 доллар  за баррель. К этому следует добавить рост цен на растительное масло,  85% которого Египет импортирует для своих внутренних потребностей, а также рост цен на мясо, молочные продукты, пшеницу и минеральные ресурсы.

52.41MB | MySQL:103 | 0,506sec