Председатель Президентского совета, верховный главнокомандующий Мухаммед аль-Манфи направил всем подразделениям ливийской армии два указания относительно запрета военнослужащим появляться в средствах массовой информации и делать заявления политического характера, а также запрещение им выезда за границу без предварительного разрешения высшего командования или Управления военной разведки. Согласно информационному коммюнике, которое было опубликованы официальным представителем Президентского совета Наджвой Вахибом, «нам стало ясно, что некоторые офицеры проводили собрания внутри и за пределами страны, или выступали перед аудиовизуальными СМИ и делали заявления политического характера без разрешения верховного главнокомандующего, что считается отходом от основных задач ливийской армии, являющейся армией нации, и далекой от любых внутренних политических конфликтов, какими бы они ни были». Далее представитель ПС добавил: «И поскольку эти действия считаются действиями, запрещенными для вооруженных сил и наказуемыми по закону в соответствии с Законом о военных санкциях и Законом о службе в армии Ливии, так как они затрагивают целостность государства и влияют на его безопасность, национальный суверенитет и социальную ткань, и считаются отклонением от роли военного учреждения и нарушением желаемых принципов демократии и порядка, отныне, это строго воспрещается». «Это запрещено для всех военнослужащих, независимо от их рангов, занимаемой должности, их личной политической позиции и характер их действий для совершения любого нарушения положений из этих директив таков, что каждый должен придерживаться того, что в них указано, и руководствоваться необходимостью получения предварительного разрешения от верховного главнокомандующего». – сказал он. В коммюнике подчеркивается, что Управление военной разведки, Департамент военной полиции и военные прокуроры должны строго следить за выполнением предписаний верховного главнокомандующего (М.аль-Манфи) и немедленно информировать главного военного прокурора о любом нарушении того, что было заявлено, с тем, чтобы принять необходимые правовые меры. Кроме того, аль-Манфи приказал запретить всем офицерам, занимающим руководящие должности, выезжать за границу, за исключением случаев, когда они получили предварительное разрешение от верховного главнокомандующего, независимо от причин поездки, а для тех, кто не является военнослужащим, а находится на гражданской службе в Министерстве обороны — одобрения соответствующего командования вооруженных сил и Управления разведки, и которое оформляется «в установленном порядке».
Очевидно, что такими директивами ПС и ПНЕ пытаются начать наводить порядок в армии, стараясь привести ее к единому знаменателю. Как минимум, возможности прохафтаровских военных в Киренаике, в первую очередь, спикера от ЛНА, Ахмеда аль-Мисмари, выступать с разного рода заявлениями отныне становятся нарушениям, следовательно, поводом для их отстранения в дальнейшем участии в реорганизации вооруженных сил. Насколько действенным окажется это решение, покажет время, но сама тенденция очевидна – процесс наведения порядка и реорганизации ливийской армии, хоть и медленно, но идет, и носит разноплановый характер. Отметим, что подобный шаг М.аль-Манфи ограничивает и возможности самого Х.Хафтара делать разного рода политические заявления.
ПНЕ продолжает укреплять и другие силовые структуры, так премьер-министр Абдель Хамид Дбейба принял участие в выпускной церемонии шестой группы высшего учебного заведения при Министерстве внутренних дел, насчитывающей 400 офицеров, напомнив в ее ходе, что «они носят оружие для защиты. Родины и граждан». На церемонии, которая прошла в колледже офицеров полиции в Триполи 18 апреля, присутствовал также министр внутренних дел Халед Мазен. В ходе церемонии выпускники продемонстрировали навыки и умения обращения с оружием, приемы рукопашного боя и учебное освобождение заложников. В свою очередь, А.Х.Дбейба в своем выступлении поздравил новых офицеров с их выпуском, сказав, что их работа по защите людей является «большой честью», призвав их «быть образцом для подражания в дисциплине и в ношении оружия». Он подчеркнул, что его правительство будет оказывать всяческую поддержку в наращивании потенциала сотрудников полиции, чтобы они были «оплотом для Ливии и ее народа».
Необходимость наведения порядка в силовых структурах и укрепления властной вертикали очевидна. Иначе случаются, к сожалению, инциденты не добавляющие положительных впечатлений о ливийской власти у международного сообщества.
Газета The Guardian сообщила 13 апреля, что ливийские власти освободили человека, которого называют одним из самых разыскиваемых в мире контрабандистов, в отношении которого Совет Безопасности ООН наложил санкции за его непосредственное участие в потоплении лодок с мигрантами. The Guardian добавила, что командующий береговой охраной Абдель Рахман Миляд, известный под прозвищем «Аль-Байда», подозревается в принадлежности к преступной сети, действующей в Завии на северо-западе Ливии, и был освобожден 10 апреля, после того, как военный прокурор в Триполи снял обвинения против него «за недостаточностью доказательств». Новости о его освобождении подверглись критике в Италии, где полиция предоставила защиту двум журналистам, которые сообщили о предполагаемой преступной деятельности Миляда из-за угроз их убийства, сообщает британская газета. В 2019 году расследование итальянской газеты Avenir задокументировало его присутствие в Италии на серии официальных встреч на Сицилии и в Риме в мае 2017 года, что вызвало критику в адрес тогдашнего министра внутренних дел Марко Миннити. Три месяца назад министр внутренних дел Италии подписал меморандум о сотрудничестве с ливийской береговой охраной, который предусматривал предоставление ливийцам четырех патрульных кораблей. Соглашение позволило ливийской береговой охране перехватывать лодки мигрантов в море и перенаправлять их в Ливию, где агентства по оказанию помощи заявляют, что беженцы подвергаются жестокому обращению и пыткам. Avenir сообщила, что Миляд, который ранее заявлялся ООН как «непосредственно причастный к потоплению лодок мигрантов с применением огнестрельного оружия», был представлен на встречах как «командир ливийской береговой охраны» и МВД Италии отрицало факт наличия каких-либо правонарушений, заявив, что Италии ничего не известно о обвинениях Миляда в преступной деятельности. «Абсурдно, что Италия продолжает предоставлять деньги ливийской береговой охране, стране, которая освободила контрабандиста, который угрожал итальянским гражданам», — заявил Guardian итальянский журналист Скаво. Еще более абсурдно то, что его освобождение произошло через несколько дней после того, как премьер-министр Италии Марио Драги посетил Триполи. Многие люди в Завии отпраздновали освобождение Миляда, поскольку в социальных сетях были размещены фотографии, на которых изображены его приветствие толпой улыбающихся мужчин. Ливийские власти не предоставили дополнительной информации относительно его освобождении, а Министерство внутренних дел Ливии вообще отказалось от комментариев.
Подобное происшествие легко объясняется царящей на местах клановостью, круговой порукой и кумовством, но, повторим, это не добавляет авторитета ливийским властям. Одним из способов борьбы с такими явлениями является подготовка новых не ангажированных кадров для МВД и полиции, а также, следственных органов Ливии.
Укрепление силовых структур ПНЕ и логика процесса национального примирения оказывает определенное положительное влияние на постепенное выдавливание наемников из страны. Наибольший прогресс отмечен в отношении группировок из Чада, вынужденных покидать Ливию.
Армия Чада объявила, что она уничтожила колонну повстанцев, атаковавших север страны, 11 апреля, в день окончательно решенных в пользу президента Идрисса Деби, который правил страной в течение тридцати лет, итогов президентских выборов. Об этом сообщает агентство «Франс пресс». «Силы обороны и безопасности полностью уничтожили колонну повстанцев, вторгшихся в страну к северу от Канема», — говорится в заявлении штаба армии Чада, зачитанном его представителем Азимом Бремандва Агуной. Он добавил, что «продолжаются операции по прочесыванию и поиску последнего из беглецов», пояснив, что результат будет объявлен позднее. Неделю назад повстанцы из «Фронта за перемены и согласие в Чаде», чадской политической и военной группировки, членами которой являются в основном представители племен сахрави-гуран, проникли на север страны из Ливии. В горном массиве Тибести и на границе с Ливией повстанцы постоянно вступают в столкновения с чадской армией. Французские бомбардировки по просьбе Нджамены в феврале 2019 года остановили продвижение повстанцев, прибывших из Ливии, чтобы попытаться свергнуть президента И.Деби. В Нджамене находится штаб французской операции «Бархан» по борьбе с джихадистами в Сахельском регионе, которая была начата в 2014 году. Министр связи Чада, официальный представитель правительства Шериф Мухаммед Зейн подтвердил на своей странице в «Твиттере» 17 апреля, что «авантюра наемников из Ливии закончилась, как было объявлено ранее» «Бои происходят примерно в 50 км от границы с Нигером и примерно в 200 км от Мао, города, примерно, в 300 км к северу от Нджамены», — пояснил Зайн. Вместе с тем, Вашингтон призывает своих дипломатов покинуть Чад: Госдепартамент США 17 апреля приказал неосновным дипломатам в посольстве США в Чаде покинуть страну из-за возможных нападений вооруженных противников на столицу. Распоряжение, помимо второстепенного персонала посольства, касается также семей американских сотрудников, поскольку «вооруженные группы продвигаются к столице, Нджамене». «Учитывая растущую близость боевиков к Нджамене и возможность насилия в городе, второстепенным правительственным служащим США было приказано покинуть Чад коммерческими авиалиниями», — говорится в заявлении Госдепа. В Чаде проживает около полумиллиона беженцев из соседних стран, а именно Судана, Нигерии и Центральноафриканской Республики. 330 000 внутренне перемещенных лиц, проживает в неспокойном районе в окрестностях озера Чад, где действует террористическая организация «Боко харам».