Американские эксперты оценивают внешнюю и внутреннюю политику правящей в Турции партии ПСР

Как полагают американские эксперты,  недавние дипломатические инициативы Турции помогут Анкаре избежать разрушительных финансовых санкций и карательных мер в нынешнем году без необходимости серьезно корректировать свои фактические внешнеполитические действия, что принесет турецкому правительству столь необходимую внутриполитическую победу в трудное экономическое время. В последние недели Турция усиливает свою положительную риторику в отношениях с Европейским союзом, а также арабскими государствами, с которыми у нее напряженные отношения. Хрупкое финансовое положение Турции сделало правительство президента Реджепа Тайипа Эрдогана неспособным воспроизвести экономическое чудо начала 2000-х годов, которое закрепило долгосрочное политическое лидерство его Партии справедливости и развития (ПСР). Это вынуждает Эрдогана проводить внешнюю политику, которая является балансом  между примирительной и независимо-националистической, чтобы сохранить доминирующее политическое положение своей правящей партии в стране до выборов 2023 года. Возобновление прямых переговоров Турции с Грецией в январе помогло улучшить ее связи с Европейским союзом и избежать ранее угрожавших санкций ЕС. 25 марта 27 правительств Европейского союза выступили с заявлением о том, что блок «готов взаимодействовать с Турцией поэтапно, пропорционально и обратимо для укрепления сотрудничества в ряде областей, представляющих общий интерес» после недавней деэскалации напряженности между Анкарой и Афинами из-за их морского спора в Восточном Средиземноморье. Недавняя апрельская встреча высокопоставленных турецких и европейских чиновников  привела к соглашению об углублении экономического сотрудничества между двумя сторонами. Аналогичная политика наблюдается и в отношении стран Ближнего Востока. 24 марта Эрдоган заявил, что его правительство стремится помочь установить мир в ближневосточном регионе и увеличить число «друзей» Турции по всему миру. Несколькими днями ранее катарский телеканал  «Аль-Джазира» сообщил, что турецкие власти приказали базирующимся в Турции египетским оппозиционным группам смягчить свою критику в адрес президента Египта Абдель Фаттаха ас-Сиси. 12 марта министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу заявил, что Анкара установила контакты с Каиром на уровне разведки и МИД после заявления 3 марта о том, что Турция может заключить морское соглашение с Египтом, что сигнализирует о потеплении отношений между двумя давними соперниками. Он также заявил, что Турция открыта для восстановления связей с политическими и коммерческими соперниками — Саудовской Аравией и Объединенными Арабскими Эмиратами.

Таким образом, Анкара стремится ослабить негативное глобальное восприятие некоторых своих региональных и внутренних действий, в рамках  защиты своей экономики и правительства от карательных экономических мер и последующего внутреннего репутационного ущерба. Положение Турции в области прав человека и отношения с Россией, а также ее агрессивная геологоразведочная деятельность в Восточном Средиземноморье и ее роль в региональных зонах конфликтов, таких как Сирия, создают экономические и политические трения с западными и региональными партнерами Анкары. Эти болевые точки увеличивают санкционный риск для Турции и ограничивают ее возможность получения большей коммерческой экономической выгоды с другими странами. Чтобы сохранить свою доминирующую политическую позицию в преддверии выборов 2023 года, правительство Эрдогана, возглавляемое ПСР, хочет снизить вероятность того, что Турция подвергнется более болезненным экономическим санкциям со стороны западных партнеров, таких как Европейский союз и Соединенные Штаты, которые могут усугубить продолжающуюся волатильность турецкой валюты. Минимизация  политических трений с богатыми арабскими государствами Персидского залива также подразумевает новые коммерческие возможности, одновременно  позиционируя Турцию как регионального лидера, готового отложить личные обиды ради стабильности на Ближнем Востоке. Санкции ЕС против Турции за ее поведение в области прав человека и провокации в Восточном Средиземноморье до сих пор были в основном символическими, отчасти потому, что турецкое сотрудничество по таким вопросам, как миграционная сделка, полезно Брюсселю. 6 апреля лидеры ЕС пообещали предоставить Турции дополнительное финансирование в обмен на возобновление миграционного соглашения с Евросоюзом. Брюссель также открыл дверь для потенциальной модернизации своего таможенного соглашения с Анкарой, что помогло бы улучшить турецкую экономику. Больше денег для Турции и умелое управление связями с ЕС подразумевают некие  внутриполитические дивиденды для ПСР. И Турция будет стремиться действовать в том же духе, чтобы избежать пагубных для ее экономики  карательных санкций.

При этом, несмотря на этот новый тренд скорректировать глобальные представления о своем поведении, Турция вряд ли существенно изменит свои общие внешнеполитические стратегии, а это означает, что отношения Анкары с западными государствами и соседними арабскими странами останутся напряженными. На фоне своего нового дипломатического наступления правительство Турции также ясно дала понять, что она не предаст свои собственные императивы национальной безопасности, и Эрдоган заявил 24 марта, что у турок «нет проблем, которые не могут быть решены ни с одной страной, уважающей национальные интересы нашей страны». Заявление Эрдогана подчеркивает, что Турция будет избегать санкций, не жертвуя при этом своими собственными требованиями и потребностями в области национальной безопасности. Фактическое глубокое примирение с Европейским союзом и Египтом потребовало бы от Турции дополнительных действий, которые противоречили бы императиву национальной безопасности Анкары. Несмотря на потенциал более глубокой координации с Брюсселем, Турция вряд ли сдвинется с места в вопросе признания суверенитета Кипра, поскольку Анкара рассматривает Северный Кипр как полноправную турецкую территорию. Турция также вряд ли полностью откажется от своей дипломатической и экономической поддержки политических исламистских группировок по всему региону, что открыло бы  значительные возможности для расширения сотрудничества с Египтом и арабскими государствами Персидского залива. Эта двойственность политики хорошо иллюстрирует следующий момент. 2 марта Эрдоган объявил о масштабном двухлетнем плане действий в области прав человека, который обещает укрепить верховенство закона, повысить прозрачность судебной системы и предоставить больше свобод турецким журналистам. Но всего две недели спустя Эрдоган объявил 20 марта о выходе Турции из Стамбульской конвенции о правах женщин, настаивая на том, что турецкое внутреннее законодательство обеспечивает достаточную защиту женщин. Первый шаг получил похвалу от Европейского союза, в то время как второй вызвал критику, подчеркнув пределы готовности Турции согласовывать свою политику с политикой своих партнеров и соседей.

Правительство Турции, предлагающее минимальные уступки и риторические «оливковые ветви», предоставляет Анкаре гибкость для продолжения своих внешнеполитических действий, имея ввиду заигрывания с электоральной базой ПСР у себя дома в критический политический момент в стране. Даже минимальное риторическое сотрудничество с иностранными партнерами удерживает Турцию от нагнетания большей политической и экономической напряженности со своими партнерами и соседями, в то же время позволяя Анкаре продолжать свою политику.   Усиление дипломатии с Египтом, ОАЭ и Саудовской Аравией потенциально создаст хороший политический задел для нормализации отношений  с Соединенными Штатами и Европейским союзом, которые в последние годы критиковали поведение Турции как агрессивное, одностороннее и дестабилизирующее для региональной безопасности, особенно в зонах конфликтов, таких как Ливия и Сирия, где турецкие и арабские интересы пересекаются. Это поможет защитить Турцию от риска западных санкций, даже если она продолжит в целом проводить прежнюю политику в этих зонах конфликтов в погоне за императивами национальной безопасности, которые поднимают электоральный  рейтинг ПСР в Турции. Внутри страны проявление доброй воли  по отношению к Египту будет позиционировать Эрдогана как посредника и государственного деятеля, а его соперника президента АРЕ А.Ф.ас-Сиси — как явного агрессора, продлевающего соперничество двух стран. На региональном уровне готовность к посредничеству с Египтом уже оказалась выгодной на местах, например,  в Ливии, поскольку и Анкара, и союзные партнеры Каира в этой стране добились прогресса в проведении давно отложенных выборов в этом году.

В преддверии выборов 2023 года правящая в Турции Партия справедливости и развития (ПСР) будет проводить политику, направленную на умиротворение своей исламистской и националистической электоральной  базы путем дальнейшего укоренения религии в культуре и экономике страны. ПСР также активизирует усилия по фальсификации избирательной системы страны в свою пользу, подтягивая Турцию к авторитаризму. Скользящие цифры опросов, появление соперничающих партий и неопределенное экономическое будущее заставляют ПСР президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана пересмотреть свою политическую стратегию в преддверии выборов в июне 2023 года. Поскольку ПСР теряет контроль над управлением экономикой Турции, партия рассматривает старую тактику, такую как изменение избирательной системы страны в  пользу ПСР и ее  партнера, Партии националистического движения (ПНД), склоняясь к более дружественному исламистам культурному консерватизму внутри страны в сочетании с прагматичной аккуратной дипломатической пикировкой  с международным сообществом за рубежом. Хотя нет уверенности в том, что такая тактика обязательно приведет ПСР к еще одной  победе на выборах, будь то в 2023 году или раньше, становится все более очевидным, что экономические достижения  ПСР будут менее жизнеспособными центральными элементами ее предвыборной кампании. Подборка Reuters из 15 опросов в первом квартале 2021 года показала, что совокупная народная поддержка ПСР и ПНД снизилась до 45% — уровень, который предполагает, что на новых выборах правящая коалиция может потерять как парламент, так и президентство. На этом фоне появилось несколько партий-перебежчиков из ПСР, возглавляемых бывшими высокопоставленными политиками этой партии и недовольных методами управления Эрдоганом экономикой и его подходом к централизации власти. К ним относятся член-основатель Партии демократии и прогресса Али Бабаджан  и Партия будущего бывшего премьер-министра Ахмеда Давутоглу. Стагнация в экономике Турции, а также пандемия COVID-19 подорвали экономический рекорд ПСР, которая  изначально работала на платформе экономического роста, так называемого «Турецкого чуда» 2000-х годов. Но рецессия 2018 года и экономические последствия COVID-19 обнажили давние проблемы страны с инфляцией, корпоративным долгом и слабостью валюты, подорвав экономическую легитимность ПСР и вызвав снижение ее популярности. Неоднократное политическое вмешательство ПСР в деятельность Центрального банка Турции также ослабило внутреннюю уверенность в способности партии руководить экономикой, в то время как собственные неортодоксальные экономические взгляды Эрдогана на инфляцию укрепили мнение о том, что ПСР не способна справиться с текущими финансовыми проблемами страны. Лира упала более чем на 50% после июньских выборов 2018 года, что подорвало давние усилия ПСР убедить турок использовать лиру вместо доллара США. Частные банкротства также находятся на десятилетнем максимуме, в то время как уровень безработицы вырос с 10% в июне 2018 года до более чем 12% в 2021 году. Кроме того, чрезвычайные меры в рамках борьбы с COVID-19 затруднили турецким компаниям увольнение сотрудников, что говорит о более слабом рынке труда, чем то, что фигурирует в официальных цифрах безработицы. Внешняя политика Турции при ПСР также рисковала нанести экономический ущерб, включая санкции США за покупку российской системы ПВО С-400 и потенциальные санкции ЕС за бурение в спорных водах Восточного Средиземноморья. В ответ на этот экономический ущерб Анкара стремится к меньшему количеству конфронтаций по поводу политики, которая может повлечь за собой санкции. Чтобы ограничить потенциальные выгоды оппозиционных партий на будущих выборах, ПСР, скорее всего, будет экспериментировать с избирательными законами и процедурами, которые затруднят  конкуренцию с ней со стороны других партий, одновременно вводя ограничения и даже прямые запреты на доминирующую в курдских районах страны Партии демократии народов (ПДН). В начале марта высокопоставленный государственный прокурор, связанный с ПСР, подал иск против ПДН о запрете партии из-за ее предполагаемых связей с курдскими террористами. Несколько дней спустя Конституционный суд Турции отклонил обвинительное заключение, сославшись на процессуальные ошибки, которые затем побудили лидера ПНД Девлета Бахчели призвать к закрытию суда на том основании, что он был слишком мягок по отношению к ПДН, которая  формально не связана с воинствующей Рабочей партией Курдистана (РПК), но ПСР уже давно выстроила представление о сговоре между ними. Без ПДН пропорциональный контроль ПСР над национальным голосованием, вероятно, усилился бы.

ПСР сможет использовать свой контроль над парламентом для изменения избирательного законодательства и пороговых уровней, чтобы лучше обеспечить преимущество  ПСР и ПНД над отколовшимися фракциями, такими как партии Бабаджана и Давутоглу, уменьшая потенциальную политическую угрозу со стороны перебежчиков. Власти также, скорее всего, проведут репрессии против доминирующей среди курдов ПДН, чтобы ослабить ряды оппозиции и ослабить курдское голосование, направленное против ПСР. Альянс ПСР-ПНД будет искать пути ослабления оставшегося влияния оппозиции и в судебной системе, где оппозиционные партии будут пытаться выиграть дела, направленные на сохранение нынешнего электорального законодательства. Избирательный порог Турции для прохождения партии в парламент составляет сейчас 10% голосов избирателей. По сравнению с другими парламентами мира эта чрезвычайно высокая планка уже давно подвергается резкой критике со стороны турецких оппозиционных партий, которые считают ее неблагоприятной. Однако ПСР, как сообщается, рассматривала возможность снижения порога, чтобы лучше гарантировать, что ПНД сможет пережить свой спад популярности. Но такие предложения по снижению порога все равно оставались бы значительно выше нынешних избирательных показателей таких партий, как  отколовшиеся партии Бабаджана и Давутоглу, чтобы помешать им войти в парламент.

Поддержка ПСР консерваторов предвещает усиление вмешательства государства в политику Центрального банка Турции и риторическое осуждение высоких процентных ставок, а также усиление репрессий против ЛГБТ-групп на фоне  усиления  более глубокого исламского влияния как в школах, так и в средствах массовой информации. Связи ПСР с исламистскими консерваторами со временем ослабли на фоне скандалов с участием чиновников ПСР и формирования альтернативных отколовшихся партий. Попытка правящей партии успокоить как светских, так и исламистских избирателей также заставила ее пренебречь некоторыми политическими обещаниями, которые она дала культурным консерваторам. Но с меньшим количеством вариантов восстановления экономической легитимности ПСР укрепление ее связей с крупным исламистским сообществом страны теперь имеет большую актуальность. 19 марта Эрдоган вывел Турцию из Стамбульской конвенции — международного соглашения, призванного уменьшить насилие в отношении женщин. Это решение, вероятно, было вызвано желанием ПСР отвоевать голоса консерваторов, поскольку соглашение было непопулярно среди исламистов, которые рассматривали его как вмешательство в исламское право. В то время как выход Турции вызвал протесты в Европе, этот шаг не привел к каким-либо угрозам санкций со стороны  ЕС. Турция воздержалась от некоторых мер исламизации, таких как репрессии против ЛГБТ — сообщества, опасаясь обострения напряженности в отношениях с Европейским союзом, который регулярно оценивает ситуацию с правами человека в Турции, чтобы принять решение о целесообразности ее вступления в блок. Но поскольку в настоящее время нет жизнеспособного пути к членству в ЕС, у Анкары теперь меньше стимулов умиротворять европейские взгляды на права человека. Однако эти расчеты могут измениться, если озабоченность ЕС противоречивым внутренним поведением Турции поднимется до уровня потенциальных санкций, которые могут еще больше повредить ее хрупкой турецкой  экономике.

Более активное использование ПСР этой тактики приведет Турцию к дрейфу в сторону исламского авторитаризма — дальнейшей политизации экономического управления страной и потенциальной радикализации элементов оппозиции, одновременно увеличивая репутационные риски для международных компаний, ведущих бизнес в Турции. Предвыборная агитация может затруднить, если не сделать невозможным для республиканских, светских и курдских партий завоевать правящее большинство в Турции независимо от общей популярности ПСР, предоставив возможность ПСР и ПНД для проведения долгосрочной политики, которая идеологически превратит Турцию в более исламо-националистическую страну. При меньшей степени публичной ответственности как за управление, так и за экономические показатели ПСР также будет свободнее проводить экономическую политику, направленную на укрепление своей базы и коммерческих интересов, от потакания исламистским экономическим идеалам до вмешательства в экономическую политику, включая Центральный банк. Но с большим вниманием Анкары к соблюдению исламистских культурных норм некоторые международные компании столкнутся с более пристальным вниманием со стороны правозащитных групп, критикующих авторитарный режим Турции. Кроме того, имея меньше возможностей выиграть выборы, представители турецкой оппозиции могут радикализироваться, усиливая различных  повстанцев, таких как РПК, и вводя более мощные протестные движения в более светских городских центрах Турции.

52.29MB | MySQL:103 | 0,486sec